25.10
сб 18:00 Большой зал

Тангейзер — Михаил Векуа 
Венера — Анна Прилепко 
Елизавета, племянница ландграфа, — Юлия Погребняк 
Герман, ландграф Тюрингии, — Георгий Екимов 
Вольфрам фон Эшенбах — Антон Зараев 
Вальтер фон дер Фогельвейде — Юрий Махров 
Битерольф — Данил Князев 
Генрих Шрайбер — Михаил Макаров
Райнмар фон Цветер — Максим Осокин
Мальчик / молодой пастух — Валентина Соловьёва

Национальный русский балет «Возрождение»

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Художественный руководитель — Екатерина Антоненко

Московский государственный симфонический оркестр
Художественный руководитель — Иван Рудин 

Дирижёр — Иван Рудин

Режиссёр — Константин Балакин

Первый показ состоялся в рамках творческого вызова OperaCall.

«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» — большая романтическая опера Рихарда Вагнера в трёх действиях на либретто композитора.

Опера «Тангейзер», как и большинство опер Рихарда Вагнера, соткана из средневековых легенд — это история миннезингера (рыцаря-поэта), не способного себя реализовать. Праздная жизнь в забавах и развлечениях в гроте богини Венеры начинает тяготить поэта, и Генрих Тангейзер решает вернуться в мир людей, обрести счастье с юной Елизаветой.

Мысль об опере на сюжет «Тангейзера» пришла Вагнеру во время пребывания в Париже осенью 1841 года, а к середине апреля 1845 года он закончил партитуру. В процессе работы замысел оперы претерпел существенные изменения, и Вагнер во многом отошёл от источников сюжета, внеся ряд новых философско-этических мотивов.

Перед концертом пройдёт лекция доктора искусствоведения, ведущего сотрудника Государственного института искусствознания Марины Раку.

При поддержке Департамента культуры города Москвы в рамках проекта конкурса грантов «Открытая сцена».

Михаил Векуа

Родился в городе Очамчире (Абхазия). В 2004 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в 2007 году — аспирантуру (класс профессора Алексея Мартынова).

Лауреат VI Международного фестиваля творческой молодёжи в Астане (Гран-при и Кубок президента, 2003), дипломант XIX Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки в Челябинске (2001).

В 2002–2011 годах — солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 2012 году дебютировал в Государственном академическом Мариинском театре, исполнив партию Логе в опере «Золоте Рейна» Вагнера; с 2013 года — солист оперной труппы.

В Государственном академическом Мариинском театре участвовал в премьерных показах спектаклей: «Пиковая дама» П. И. Чайковского (2015); «Самсон и Далила» Сен-Санса (2016); «Паяцы» Леонкавалло (2021, Приморская сцена); «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (2021); «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (2021); «Сказки Гофмана» Оффенбаха (2021); «Тангейзер» Вагнера (2021); «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера (2023); «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (2024); «Тристан и Изольда» Вагнера (2024); «Аида» Верди (2025); в российской премьере оратории «О любви и ненависти» Губайдулиной (2018). Исполнял партию Зигмунда в «Валькирии» Вагнера под управлением Кента Нагано в Концертном зале имени П. И. Чайковского (2010). На гастролях мариинской труппы пел партию Зигфрида («Зигфрид» Вагнера) в Бирмингеме (2014), партию Логе в «Золоте Рейна» Вагнера на Эдинбургском международном фестивале (2016) и в Концертном зале имени П. И. Чайковского (2017), партии Зигфрида, Зигмунда, Логе (2018) и Парсифаля («Парсифаль» Вагнера) (2019) в Парижской филармонии. В 2024 году выступил в партии Самозванца («Борис Годунов» Мусоргского) в спектакле Большого театра России на сцене Мариинского театра и в партии кузнеца Вакулы («Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова) в спектакле Мариинского театра на сцене Большого театра. В 2013 году участвовал в американской премьере оперы «Орестея» Танеева (партия Ореста).

Также в репертуаре партии: Калаф («Турандот» Пуччини); Синодал («Демон» Рубинштейна); Левко («Майская ночь» Римского-Корсакова); Моцарт («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова); Водемон («Иоланта» Чайковского); Алексей («Игрок» Прокофьева); Андрей («Мазепа» П. И. Чайковского); Поллион («Норма» Беллини); Эдгар Равенсвуд («Лючия ди Ламмермур» Доницетти); Измаил («Набукко» Верди); Рудольф («Богема» Пуччини); Марио Каварадосси («Тоска» Пуччини); Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Пуччини); Вертер («Вертер» Массне); Альфред («Летучая мышь» И. Штрауса).

Георгий Екимов

Родился в Москве. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс доцента Леонида Бомштейна) и магистратуру Московского государственного института культуры.

Стажировался в Швейцарии (Opernwerkstatt, 2018), Китае (iSING Opera Festival, 2019), Италии (Accademia Rossiniana Alberto Zedda, 2022).

С 2017 года — солист Московского музыкального театра «Геликон-опера». С 2021 года — приглашённый солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 2023 года — солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.

Юлия Погребняк

Родилась в Симферополе. В 2010 году окончила Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского; в 2018–2020 годах — ассистент-стажёр.

Лауреат Всероссийского вокального конкурса имени Н. Обуховой в Феодосии (I премия, 2015), IV Европейского оперного конкурса Torino in the World в Турине, Италия (III премия, 2022), а также конкурсов: Premio Koliqi в Милане, Италия (I премия, специальный приз, 2022); Tullio Serafin в Виченце, Италия (2022); Premio Fausto Ricci в Витербо, Италия (II премия, 2023); Elizabeth Connell Prize в Лондоне, Великобритания (II премия, приз зрительских симпатий, 2024); Les Nuits Lyriques в Марманде, Франция (II премия, 2024).

Участник Международной творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой, Вокальной академии Х Международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи, Академии молодых оперных исполнителей из России в Опере Монте-Карло, оперных студий Sequenda Opera Studio в Люксембурге, Cosa Rara. Принимала участие в мастер-классах Марины Мещеряковой, Дмитрия Вдовина, Сергея Лейферкуса, Дмитрия Корчака (Молодёжный образовательно-творческий проект «Оперный класс»), Шермана Лоу (Тревизо, Италия), Томаса Хэмпсона, Мелани Динер (Вокальная академия молодых оперных исполнителей в Вайблингене, Германия). Прошла курс повышения квалификации оперных певцов при Муниципальном театре имени Паваротти-Френи в Модене, Италия.

Исполняла партии: Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта) в Львовском национальном академическом театре оперы и балета имени С. А. Крушельницкой; Памины («Волшебная флейта» Моцарта), Микаэлы, Мерседес («Кармен» Бизе) в Оперной студии Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского; Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта) в Киевском муниципальном театре оперы и балета; Кухарочки («Соловей» Стравинского) в Лионской национальной опере. В 2021 году принимала участие в постановке оперы Равеля «Дитя и волшебство» (партии Кушетки, Совы) в рамках Молодёжного образовательно-творческого проекта «Оперный класс» Фонда Елены Образцовой.

Исполняла партию Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта) в Театре Олимпико в Виченце, Городском театре Модены (Италия), Государственном театре Саксонии в Радебойле, Германия. В 2023 году выступила в партии Экубы («Экуба» Малипьеро) в Театре Олимпико в Виченце и в партии Леоноры («Трубадур» Верди) в Театре Дузе в Болонье, Италия.

В 2024 году принимала участие в постановке «Соловей и другие басни» (Стравинский) на Аделаидском фестивале в Австралии. В том же году исполнила партию Виолетты («Травиата» Верди) в Teatro dell’Unione в Витербо, Италия.

Антон Зараев

Родился в Саратове. Получил вокальное и дирижёрское образование в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Бориса Кудрявцева).

Лауреат Международного фестиваля-конкурса хорового и вокального искусства имени Ф. И. Шаляпина в Ялте (Гран-при), Конкурса конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (II премия) и Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки в Москве (III премия и два специальных приза).

В 2011 году дебютировал в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на премьере оперы «Сон в летнюю ночь» Бриттена (партия Боттома); с 2012 года — солист театра. В репертуаре партии: Амонасро («Аида» Верди); Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта); Боттом («Сон в летнюю ночь» Бриттена); Вольфрам фон Эшенбах («Тангейзер» Вагнера); Эскамильо («Кармен» Бизе); Шакловитый («Хованщина» Мусоргского); Леско («Манон» Массне); Леандр («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева); Томский («Пиковая дама» П. И. Чайковского); Макбет («Макбет» Верди); Наполеон («Война и мир» Прокофьева); Яго («Отелло» Верди); Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова); Сват («Русалка» Даргомыжского); Жерар («Андре Шенье» Джордано); Бас («Песни у колодца» Лангер); Пятый мужчина («Слепые» Ауэрбах).

Сотрудничал с такими дирижёрами, как  Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Евгений Бражник, Михаил Плетнёв, Феликс Коробов, Константин Орбелян, Антон Гришанин, Тимур Зангиев, Мурад Аннамамедов, Фабрис Боллон. Участник концертов старинной музыки Ивана Великанова.

Юрий Махров

Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «Вокальное искусство» и аспирантуру по специальности «Музыкальное искусство».

Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов имени К. Таэв (Эстония, 2015), Международного конкурса вокалистов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2015), Всероссийского конкурса теноров имени И. С. Козловского (Москва, 2011), Международного конкурса вокалистов имени З. А. Долухановой «Янтарный соловей» (Калининград, 2010). Стипендиат Министерства культуры Российской Федерации.

Участвовал в молодёжной программе Oper Oder Spree (Германия, 2014), Accademia Rossiniana Alberto Zedda (Италия, 2017).

В разные годы был солистом Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, Детского музыкального театра «Зазеркалье» в Санкт-Петербурге, ГТРК «Культура», приглашённым солистом Государственного академического Большого театра России, Каунасского государственного музыкального театра в Литве, Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.

В 2019 году выступал на филармонических сценах Шанхая, Харбина и Гуанчжоу в рамках перекрёстного года культуры России и Китая. В 2019 и 2021 годах принимал участие в торжественных мероприятиях Посольства Германии в Москве. В 2021 году исполнял государственные гимны России и Франции на межгосударственном историческом событии в Вязьме, организованном Администрацией Президента Российской Федерации и Посольством Франции в Москве. В 2016 году выступал в Русском доме в Берлине.

Данил Князев

Родился в Великом Новгороде. В 2021 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Леонида Бомштейна). 

Стипендиат Международного благотворительного фонда Юрия Розума.

В 2018 году проходил стажировку в итальянском Teatro del Maggio Musicale Fiorentino у педагогов Ричарда Баркера, Джакомо Престиа, Джанни Тангуччи. В 2019 году исполнил партию Маркиза в опере Верди «Травиата» на фестивале Montecatini Opera в Италии. В 2021 году участвовал в Молодёжной оперной программе Государственного академического Большого театра России.

В 2019–2021 годах — солист-вокалист оркестра «Мелодии России» Ступинской филармонии Московской области. С 2019 года — солист-вокалист Государственного ансамбля русской музыки и танца «Садко» при Московской областной филармонии. С 2023 года — солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац.

Михаил Макаров

Лауреат всероссийских конкурсов. В 2001 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста РСФСР Михаила Егорова). Солист Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского (Михайловского театра). С 2008 года — приглашённый солист Мариинского театра. С 2012 года — солист оперной труппы Мариинского театра.

В репертуаре: Канио («Паяцы» Леонкавалло), Хозе («Кармен» Бизе), Каварадосси («Тоска» Пуччини), Герман и Чекалинский («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского), Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Лыков («Царская невеста» Римского-Корсакова), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Альфред («Травиата» Верди), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Туридду («Сельская честь» Масканьи), Антонио («Дуэнья» Прокофьева), Феррандо («Так поступают все» Моцарта), партия тенора в Реквиеме В. А. Моцарта), Моцарт («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Молодой цыган («Алеко» Рахманинова) и другие роли.

Валентина Соловьёва

Лауреат VII Международного конкурса музыки С. В. Рахманинова (II премия, 2024), Международного конкурса вокалистов имени М. М. Магомаева (специальный приз, 2024), Международного вокального конкурса имени И. О. Дунаевского (Гран-при и специальный приз «Эталон вокального мастерства»), Международного конкурса оперного пения имени М. Каллас (диплом финалиста, 2022).

Выступала в США на Международном фестивале творчества В. С. Высоцкого и в Польше на Международном фестивале творчества А. В. Герман.

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

История коллектива берёт начало в 1936 году, когда в столице были созданы два важнейших коллектива страны — Государственный симфонический оркестр и Государственная хоровая капелла, впоследствии Государственный хор СССР. Художественным руководителем коллектива был назначен Николай Данилин. Являясь последним регентом Московского Синодального хора, он был первым исполнителем хоровых шедевров Сергея Рахманинова — Литургии святого Иоанна Златоуста и «Всенощного бдения». Данилин провёл первый конкурсный набор артистов, в состав хора также вошли певцы хоровой капеллы Всесоюзного радио, организованной Александром Свешниковым в 1928 году. Ввиду того, что Данилин одновременно являлся художественным руководителем Ленинградской капеллы, первый концерт коллектива состоялся 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов под управлением Александра Свешникова. Вскоре происходит смена руководителей ведущих хоровых коллективов страны: Свешникова переводят в Ленинградскую капеллу, а Данилина — в Государственный хор, руководителем которого он являлся в течение двух последующих сезонов. 

С 1941 по 1980 год во главе хора — Александр Свешников, важнейшая фигура в советском хоровом искусстве. В 1942 году хор был переименован в Государственный хор русской песни, в годы Великой Отечественной войны коллектив дал десятки концертов — в тылу и в расположении воинских частей, выступал в только что освобождённых городах. В течение 1945 года Государственный хор выступил перед воинскими частями Советской Армии в Берлине, Праге, Вене, Будапеште. 

В 1955 году коллектив был вновь переименован в Государственный академический русский хор СССР.

В эпоху Александра Свешникова Государственный хор отличала широкая репертуарная палитра. Хору доверяли премьеры своих сочинений Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин и другие советские композиторы. Наряду с обработками народных песен и произведениями отечественных авторов в репертуаре коллектива важное место занимала западноевропейская музыка. В послевоенные годы в репертуар хора вошли сочинения композиторов эпохи Возрождения Палестрины и Лассо, музыка композиторов эпохи барокко Монтеверди, Баха, Генделя, Вивальди, Йомелли, Лотти. В 1970-е Государственный хор под управлением Хельмута Риллинга исполнил Мессу си минор Баха.

Среди большого количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1965 году грамзапись «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова.

После кончины Александра Свешникова во главе легендарного хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024–2025 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.

Государственный хор принимает участие в важнейших государственных проектах и музыкальных торжествах на высшем уровне. Хор участвовал в праздновании Победы в Великой Отечественной войне, в 1000-летии Крещения Руси. 

В настоящее время коллектив регулярно принимает участие в Днях славянской письменности и культуры, Московском Пасхальном фестивале и других мероприятиях.

Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. Выступал со многими выдающимися дирижёрами современности, среди которых Кристоф Эшенбах, Теодор Курентзис, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Василий Синайский, Александр Сладковский, Александр Рудин.

Московский государственный симфонический оркестр

Создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО выступает в лучших залах страны с разнообразными программами, формируя и представляя их как для молодого поколения с целью привить потребность в посещении концертных залов, так и для искушённой, требовательной публики.

Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии. С 2020 года коллектив участвует в проектах Международного музыкального фестиваля ArsLonga, а именно — #БетховенMарафон (2020), #ЧайковскийМарафон (2021) и #БрамсМарафон (2022), в рамках которых в течение одного дня исполняются все инструментальные концерты выбранного композитора. МГСО также представил ряд литературно-музыкальных композиций и симфонических спектаклей, в которых принимали участие известные актёры театра и кино: Дарья Мороз, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ирина Пегова и др. Оркестр активно сотрудничает со звёздами оперной сцены, такими как Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский и др.

Среди ключевых событий в концертном сезоне 2024–2025: открытие Седьмого концертного сезона в Зале Зарядье с участием звёзд мировой оперной сцены Рамона Варгаса и Ильдара Абдразакова, исполнение всех симфоний П. И. Чайковского и постановка оперы «Евгений Онегин», а также оперы «Тангейзер» Вагнера. Концерты сезона пройдут с участием выдающихся дирижёров и солистов, среди которых Юстус Франтц, Дмитрий Юровский, Елена Стихина, Ольга Перетятько, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, а также с артистами театра и кино — Евгением Мироновым, Мариной Александровой, Дарьей Мороз и др. 

Коллектив принял участие в качестве оркестра-резидента в Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» и в фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде. В течение сезона пройдут гастроли в Самаре, Калининградской и Челябинской областях.

Иван Рудин

Заслуженный артист России.

Родился в 1982 году. Начал своё обучение в качестве пианиста в МССМШ имени Гнесиных (класс профессора Т. Зеликман). В 2005 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Л. Наумова), затем ассистентуру-стажировку (класс профессора С. Доренского). Также обучался в Гамбургской высшей школе музыки у профессора Е. Королёва. Впоследствии окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в качестве дирижёра (класс профессора В. Альтшулера). 

Лауреат престижных международных конкурсов. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Хибла Герзмава, Наталия Гутман, Владимир Крайнев, Александр Лазарев, Маргарет Прайс, а также с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Большого театра, Национальным филармоническим оркестром России и др.

В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России.

Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.

Переносы и отмены

02.11
Вс
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

03.11
Пн
19:00
Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин

04.11
Вт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр