#фестивальзарядье Пушкинская карта

6+

I отделение — 60 минут, II отделение — 60 минут, III отделение — 50 минут
17.12
ср 19:00 Большой зал

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»
Елена Стихина, сопрано
Иван Гынгазов, тенор

#фестивальзарядье Пушкинская карта

6+

I отделение — 60 минут, II отделение — 60 минут, III отделение — 50 минут
17.12
ср 19:00 Большой зал

Лиза — Елена Стихина, сопрано
Герман — Иван Гынгазов, тенор
Томский — Ариунбаатар Ганбаатар, баритон
Елецкий — Константин Шушаков, баритон
Графиня — Агунда Кулаева, меццо-сопрано
Полина — Екатерина Лукаш, меццо-сопрано
Чекалинский — Илья Селиванов, тенор
Сурин — Михаил Первушин, бас
Чаплицкий — Антон Бочкарёв, тенор
Нарумов — Родион Паульс, бас
Распорядитель — Кирилл Попов, тенор
Гувернантка — Евгения Сегенюк, меццо-сопрано
Маша — Юлия Ситникова, сопрано
Прилепа — Полина Пелецкая, сопрано

Большой детский хор имени В. С. Попова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Анатолий Кисляков

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Екатерина Антоненко

Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин

Режиссёр-постановщик — Алексей Смирнов

Одна из самых известных русских опер была написана за четыре с половиной месяца. Для спокойной работы Пётр Чайковский удалился из России во Флоренцию и поселился в отеле «Вашингтон». Два года он отказывался от предложения написать оперу на сюжет повести Александра Пушкина «Пиковая дама», и тщетно директор императорских театров Иван Всеволожский уговаривал его взяться за эту работу. Но однажды композитор ярко вообразил себе сцену в спальне графини и вдруг чрезвычайно увлёкся героями и сценами. Произведение для хора, солистов и оркестра было готово в рекордно короткий срок.

Друзья и коллеги Чайковского были недовольны таким темпом работы, считая, что это может негативно сказаться на качестве музыки. Автор возражал: «Я иначе не могу работать, как скоро. Но скорость вовсе не означает, что я кое-как написал оперу. <...> Вся штука в том, чтобы писать с любовью. А „Пиковую даму“ я писал именно с любовью». Всегда безжалостно самокритичный, на этот раз композитор осознавал силу воздействия своего нового произведения: «Модя, или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или „Пиковая дама“ в самом деле будет мой шедевр», — писал музыкант своему брату Модесту, драматургу и переводчику, ставшему автором либретто к опере. В одном из писем Чайковский в шутку, а может, и полусерьёзно, заявил, что теперь разделяет человеческую историю на два периода: от сотворения мира до создания «Пиковой дамы» и после.

Чайковский живо представлял себе и скромную девушку Лизу, способную на сильные чувства, и почти выжившую из ума старуху, в молодости узнавшую секрет трёх карт от влюблённого красавца. Одержимый любовной страстью, а затем игровым азартом Герман виделся ему настолько ясно, как будто его действительно можно было встретить на петербургских улицах. Вымышленная смерть любимого персонажа вызвала у его создателя сильную эмоциональную реакцию: «Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!» Сочиняя самые жуткие страницы оперы, Чайковский сам испытал «страх, ужас и потрясение» и ещё долго боялся появления призрака Пиковой дамы. «Не может быть, чтобы и слушатели не ощутили хоть часть этого», — надеялся автор.

Перед концертом пройдёт лекция музыковеда Ады Айнбиндер.

Переносы и отмены

18.01
Вс
19:00
Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

24.03
Вт
19:00
Большой зал

Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр