Лиза — Елена Стихина, сопрано
Герман — Иван Гынгазов, тенор
Томский — Ариунбаатар Ганбаатар, баритон
Елецкий — Константин Шушаков, баритон
Графиня — Агунда Кулаева, меццо-сопрано
Полина — Екатерина Лукаш, меццо-сопрано
Чекалинский — Илья Селиванов, тенор
Сурин — Михаил Первушин, бас
Чаплицкий — Антон Бочкарёв, тенор
Нарумов — Родион Паульс, бас
Распорядитель — Кирилл Сикора, тенор
Гувернантка — Евгения Сегенюк, меццо-сопрано
Маша — Мария Селеверстова, сопрано
Прилепа — Полина Пелецкая, сопрано
Большой детский хор имени В. С. Попова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Анатолий Кисляков
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Екатерина Антоненко
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин
Режиссёр-постановщик — Алексей Смирнов
Одна из самых известных русских опер была написана за четыре с половиной месяца. Для спокойной работы Пётр Чайковский удалился из России во Флоренцию и поселился в отеле «Вашингтон». Два года он отказывался от предложения написать оперу на сюжет повести Александра Пушкина «Пиковая дама», и тщетно директор императорских театров Иван Всеволожский уговаривал его взяться за эту работу. Но однажды композитор ярко вообразил себе сцену в спальне графини и вдруг чрезвычайно увлёкся героями и сценами. Произведение для хора, солистов и оркестра было готово в рекордно короткий срок.
Друзья и коллеги Чайковского были недовольны таким темпом работы, считая, что это может негативно сказаться на качестве музыки. Автор возражал: «Я иначе не могу работать, как скоро. Но скорость вовсе не означает, что я кое-как написал оперу. <...> Вся штука в том, чтобы писать с любовью. А „Пиковую даму“ я писал именно с любовью». Всегда безжалостно самокритичный, на этот раз композитор осознавал силу воздействия своего нового произведения: «Модя, или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или „Пиковая дама“ в самом деле будет мой шедевр», — писал музыкант своему брату Модесту, драматургу и переводчику, ставшему автором либретто к опере. В одном из писем Чайковский в шутку, а может и полусерьёзно, заявил, что теперь разделяет человеческую историю на два периода: от сотворения мира до создания «Пиковой дамы» и после.
Чайковский живо представлял себе и скромную девушку Лизу, способную на сильные чувства, и почти выжившую из ума старуху, в молодости узнавшую секрет трёх карт от влюблённого красавца. Одержимый любовной страстью, а затем игровым азартом Герман виделся ему настолько ясно, как будто его действительно можно было встретить на петербургских улицах. Вымышленная смерть любимого персонажа вызвала у его создателя сильную эмоциональную реакцию: «Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!» Сочиняя самые жуткие страницы оперы, Чайковский сам испытал «страх, ужас и потрясение» и ещё долго боялся появления призрака Пиковой дамы. «Не может быть, чтобы и слушатели не ощутили хоть часть этого», — надеялся автор.
Перед концертом пройдёт лекция музыковеда Ады Айнбиндер.
Выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Ларисы Рудаковой). Совершенствовала мастерство в Центре оперного пения Галины Вишневской у народной артистки СССР Маквалы Касрашвили.
В 2014 году приглашена в труппу Государственного Приморского театра оперы и балета (Приморской сцены Мариинского театра), в 2017 году — в труппу Мариинского театра.
Лауреат национальной премии «Онегин» и высшей театральной премии «Золотой софит» за исполнение партии Саломеи в одноимённой опере Штрауса. Обладательница приза зрительских симпатий и приза CulturArte на конкурсе Пласидо Доминго Operalia.
В течение последних сезонов исполняла ведущие партии в таких операх, как «Сельская честь» Масканьи в Венской государственной опере, «Аида» Верди и «Манон Леско» Пуччини в Баварской государственной опере, «Лоэнгрин» Вагнера в Метрополитен-опере, «Саломея» Штрауса в миланском театре Ла Скала и Цюрихском оперном театре, «Тоска» Пуччини в Метрополитен-опере и Ковент-гардене в Лондоне. Выступала в роли Лизы в «Пиковой даме» Чайковского в Фестшпильхаусе Баден-Бадена, Леоноры в «Силе судьбы» Верди в Дрезденской государственной опере и Парижской национальной опере. Участвовала в Зальцбургском фестивале: исполняла партии в «Медее» Керубини (2019), «Военном реквиеме» Бриттена (2021), «Аиде» (2022) и «Фальстафе» (2023) Верди.
Солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашённый солист Большого театра России и приглашённый солист Мариинского театра. Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства и лауреат Национальной оперной премии «Онегин».
Родился в Новосибирске. Окончил Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (класс М. Ахмедовой). В 2013–2017 годах — солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В репертуаре: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Пинкертон («Мадам Баттерфлай» Пуччини) и др.
С 2017 года — солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в партии Манрико («Трубадур» Верди). В репертуаре также: Калаф («Турандот» Пуччини), Андрей («Мазепа» П. И. Чайковского), Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского), Герман («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Ричард («Бал-маскарад» Верди), Сергей («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Хозе («Кармен» Бизе), Молодой цыган («Алеко» Рахманинова), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Парис («Прекрасная Елена» Оффенбаха), Каварадосси («Тоска» Пуччини), Туридду («Сельская честь» Масканьи), Радамес («Аида» Верди), Альфа («Альфа & Омега» Шохата по мотивам литографической истории Мунка), партия тенора в Реквиеме Верди.
В 2019 году дебютировал на сценах: Мариинского театра в партии Ричарда («Бал-маскарад» Верди), венского Theater an der Wien в партии Водемона («Иоланта» П. И. Чайковского) и Гульдбранда («Ундина» П. И. Чайковского), Дрезденской государственной оперы (Оперы Земпера) в партии Измаила («Набукко» Верди), Театра Петруццелли в Бари в партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Выступал в Александринском театре, венском Музикферайне, Большом театре Узбекистана имени Алишера Навои (Ташкент; Альфред Жермон в «Травиате» Верди), Московской государственной академической филармонии, Зале Зарядье и на других площадках.
В 2020 году дебютировал на сцене Большого театра в партии Садко («Садко» Римского-Корсакова в постановке Чернякова). С 2020 года — приглашённый солист Большого театра, на сцене которого исполняет партии: Сергея («Катерина Измайлова» Шостаковича), Лоэнгрина («Лоэнгрин» Вагнера), Манрико («Трубадур» Верди). В 2021 году на сцене Михайловского театра исполнил партию Андрея Морозова («Опричник» П. И. Чайковского), на сцене Руанского оперного театра Нормандии партию Манрико («Трубадур» Верди). В 2021 году дебютировал в Опере Бастилии в Париже в серии концертов «Чайковский-гала», в 2022 году в Сиднейской опере в партии Калафа («Турандот» Пуччини), в 2023 году в Национальном театре Сан-Карло в партии Манрико («Трубадур» Верди).
Постоянный приглашённый солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича, Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, Приморской сцены Мариинского театра, Музыкального театра Республики Карелия и др.
При участии Ивана Гынгазова снято множество спектаклей на телеканале «Культура», а также полнометражный фильм-опера «Пиковая дама», премьера которого состоялась осенью 2023 года. Записал саундтрек к фильму «Нюрнберг» (режиссёр Н. Лебедев, 2022). Принял участие в видеозаписи спектакля Мариинского театра «Троянцы» Берлиоза (при участии Екатерины Семенчук, дирижёр Валерий Гергиев).
Работал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Евгений Бражник, Пласидо Доминго, Ренато Палумбо, Антонио Пиролли, Леонардо Сини, Андреа Баттистони и др.
Родился в 1988 году под Улан-Батором. Окончил Монгольский государственный университет искусств и культуры в Улан-Баторе (класс Очирбат Ичинхорлоо) в 2010 году. Совершенствовал своё мастерство под руководством педагога и концертмейстера Даримы Линховоин, вместе с которой выступал в России и за рубежом.
С 2014 по 2018 год — солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета (Улан-Удэ).
Пел в нью-йоркском Карнеги-холле, лондонском Кадоган-холле, Букингемском дворце, испанской Ópera de Las Palmas, Малом зале Московской консерватории и Большом театре России, а также в Брюсселе — на саммите «Азия — Европа».
На сцене Мариинского театра дебютировал в 2016 году, исполнив партию Эскамильо в опере «Кармен». В 2024 году впервые выступил в Большом театре, исполнив заглавную партию в премьерном спектакле «Риголетто» Верди.
Лауреат множества престижных премий и вокальных конкурсов: Российской оперной премии Casta diva в номинации «Певец года» (2025), лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2023; за титульную роль в спектакле «Набукко» в Мариинском театре), лауреат конкурса BBC «Певец мира» (Кардифф, Уэльс, 2017), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского и др.
Родился в Удмуртии. В 2009 году окончил факультет музыкального театра Государственного института театрального искусства (курс Георгия Ансимова, класс Юрия Удалова).
С 2009 по 2011 год — артист Молодёжной оперной программы Большого театра, дебютировал в партии Шонара («Богема» Пуччини). В 2012 году проходил стажировку в Молодёжной программе Вашингтонской национальной оперы. С 2012 по 2019 год — солист оперной труппы Большого театра.
Выступал в театре Ла Скала, Цюрихской опере, Большом театре Женевы, Норвежской национальной опере, Опере Ванкувера (Канада) и др. С 2019 по 2023 год — солист Цюрихcкой оперы.
Лауреат множества престижных вокальный конкурсов: II премия Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (2011, Москва), диплом III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007), специальный приз I Международного конкурса баритонов имени Павла Лисициана (2008, Москва), диплом и специальный приз «За артистизм» VIII Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова (2008, Санкт-Петербург), V премия Брюссельского региона Международного конкурса имени королевы Елизаветы (2011, Брюссель).
Окончила Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по специальностям «Дирижёр хора» и «Сольное пение» (класс профессора Маргариты Худовертовой).
Лауреат III степени Международного конкурса молодых оперных певцов имени Бориса Христова (Болгария, 2009).
С 2005 по 2014 год — солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. С 2009 года — приглашённая солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. С 2014 года — солистка Государственного академического Большого театра России.
В 2018 году получила звание заслуженной артистки Российской Федерации.
Участница XVIII Зимнего международного фестиваля искусств (Сочи, 2025), XXXI Международного оперного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина (Казань, 2016), V Международного фестиваля имени М. П. Мусоргского (Тверь, 2013), IV Международного фестиваля «Парад звёзд в Оперном» (Красноярск, 2013), Международного театрального фестиваля «Варненское лето» (Болгария, 2012).
Выступала в Tokyo Nikikai Opera Foundation (Япония), Нидерландской национальной опере (Амстердам), Болгарском национальном театре оперы и балета (София). Гастролировала в Италии, Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, Южной Корее.
Родилась в Воронеже. В 2015 году с отличием окончила факультет музыкального театра Российского института театрального искусства — ГИТИС (мастерская Александра Тителя и Игоря Ясуловича). В 2016 году продолжила обучение вокальному мастерству (класс Натальи Поповой).
В 2014–2017 годах стажировалась в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Дебютировала на сцене театра в партии Орфея в опере «Орфей и Эвридика» Глюка в постановке Ирины Лычагиной.
Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Фаворит» за исполнение партии Пятницы в опере «Робинзон Крузо» Оффенбаха (Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, режиссёр Александр Титель, 2022).
Номинирована на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в 2021 году за исполнение партии Керубино в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта в постановке Михаила Бычкова.
Лауреат XXVII Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (I премия, 2024).
С Государственной академической симфонической капеллой России под руководством Валерия Полянского приняла участие в концертном исполнении оперы «Война и мир» Прокофьева в партии Сони на Новой сцене Большого театра России.
С 2017 года является приглашённой солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля и постоянной участницей Международного оперного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина, ежегодно проходящего в театре.
В июне 2019 года участвовала в мировой премьере оперы «Рабочий и колхозница» В. Николаева в партии Марлен Дитрих под руководством симфонического оркестра, собранного на базе ансамбля Questa Musica (дирижёр Филипп Чижевский, режиссёр Евгений Кулагин).
В 2020 году дебютировала в Большом театре России, исполнив заглавную партию в опере «Перикола» Оффенбаха (дирижёр Филипп Чижевский, режиссёр Филипп Григорян).
В 2020 году дебютировала в партии Ромео в опере «Монтекки и Капулетти» Беллини на Пятом всероссийском фестивале музыкальных театров «Видеть музыку».
В 2021 году приняла участие в мировой премьере оперы «Сожжённая глава Евгения Онегина» И. Райхельсона в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (дирижёр — Филипп Чижевский, проект Павла Каплевича).
В 2021 году дебютировала в партии Керубино в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта в Воронежском государственном театре оперы и балета (дирижёр Феликс Коробов, режиссёр Михаил Бычков).
С 2021 года — ведущая солистка Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
С 2022 года является приглашённой солисткой Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. В сентябре 2022 года исполнила партию Графини в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» в возобновлённой постановке Большого театра (дирижёр Дмитрий Синьковский, режиссёр Валерий Фокин). В марте 2023 года дебютировала в заглавной партии оперы «Кармен» Бизе (дирижёр Дмитрий Синьковский, режиссёр Елизавета Мороз).
С 2023 года также является приглашённой солисткой Красноярского академического музыкального театра имени Дмитрия Хворостовского, где исполнила партию Амнерис в опере «Аида» Верди.
С 2025 года дебютировала в Государственном академическом Мариинском театре в партии Адальджизы в опере «Норма» Беллини (дирижёр Валерий Гергиев).
Родился в Санкт-Петербурге. В 2007 году окончил с отличием Хоровое училище имени М. И. Глинки, в 2009 году — получил свою первую награду, став лауреатом Международного конкурса юных вокалистов (Кохтла-Ярве, Эстония).
Образование продолжил в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В 2012 году окончил дирижёрско-хоровой факультет, в 2013 году — вокальный (класс Ю. Марусина). Сценическая практика началась уже в театре консерватории, где певец исполнял партии Альфреда, Ленского и Водемона.
В 2012 году стал солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
В сезоне 2013–2014 дебютировал в партии Ленского на премьере оперы «Евгений Онегин».
В 2015 году стал победителем II Международного конкурса молодых оперных певцов «Опера без границ» (Гран-при, Краснодар).
Первое выступление на сцене Большого театра состоялось в октябре 2017 года в заглавной партии оперы «Идиот» Вайнберга. В 2018 году был приглашён в оперную труппу театра.
Европейский дебют певца состоялся в 2017 году в театре Дортмунда (Германия) в партии Альфреда.
Среди последних ангажементов «Травиата» в Софийской национальной опере с маэстро Пласидо Доминго в 2023 году, «Леди Макбет» в Большом театре Лисео (Барселона) в 2024 году.
В репертуаре более тридцати оперных партий.
Выступал в Японии, Великобритании, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, Румынии, Финляндии, Болгарии, Польше, Германии.
Сотрудничал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Ион Марин, Михаил Плетнёв, Марис Янсонс, Юрий Симонов, Шарль Дютуа, Жозеф Понс, Даниэле Каллегари.
Родился в Воркуте. Окончил Московскую Государственную классическую академию имени Маймонида (факультет Мировой музыкальной культуры, кафедра сольного и камерно-концертного пения, класс доцента Сергея Волжанского).
Дипломант всероссийского фестиваля детского и молодёжного творчества «Сияние Севера» (Сыктывкар), лауреат фестиваля «Отлично Тула» (Тула), лауреат специальной премии конкурса Международного фонда «Филантроп», дипломант международного студенческого конкурса вокалистов Bella voce (Москва).
В 2009 году принял участие в постановке оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского в музыкальном театре «Русская опера» (художественный руководитель – Александр Ведерников). В 2012 участвовал в постановке оперы «Скупой» Пашкевича в рамках Международного фестиваля искусств «Классика Open Fest» (Тольятти).
В 2010 был принят в труппу Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова в качестве артиста хора. С 2013 года – солист театра.
Родилась в Москве в семье музыкантов. В РАМ имени Гнесиных окончила с отличием в 1994 году дирижёрско-хоровой факультет, в 1996 году — вокальный факультет. В 1998 году там же окончила ассистентуру-стажировку вокального факультета (класс Л. Дударевой).
С 1997 по 1999 год — стажёр оперной труппы, а с 1999 года — солистка оперы Большого театра России.
В 2005 году — лауреат премии Попечительского совета Большого театра России.
В 2007 году — лауреат Всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучшая оперная певица».
В 2015 году получила Гран-при Международного конкурса Musica Classica в номинации «Профессионалы».
Исполняет следующие партии: Полина и Графиня («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Фёдор Басманов («Опричник» П. И. Чайковского), Ваня («Иван Сусанин» Глинки), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кащеевна («Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова), Бланш («Игрок» Прокофьева), Клариче («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева), Гадалка («Огненный ангел» Прокофьева), Фенена («Набукко» Верди), Миссис Куикли («Фальстаф» Верди), Вагнер («Дети Розенталя» Десятникова), Снежная королева («История Кая и Герды» Баневича), Балда («Балда» Праведникова), Епанчина («Идиот» Вайнберга), князь Орловский («Летучая мышь» Штрауса), Слепая мать Джоконды («Джоконда» Понкьелли), Мефистофель («Фауст» Шнитке).
Кроме того, исполняет партии меццо-сопрано (альта) в «Маленькой Торжественной мессе» Россини, Stabat Mater Перголези, Stabat Mater Дворжака, Реквиеме Моцарта, Реквиеме Верди, Реквиеме Сальери, Реквиеме Дворжака, Девятой симфонии и Missa solemnis Бетховена, «Песне о Земле» и Восьмой симфонии Малера, кантате «Москва» П. И. Чайковского.
На IV Международном фестивале вокальной музыки «Опера априори» приняла участие в российской премьере оперы Сибелиуса «Дева в башне» («Хозяйка замка»).
Как драматическая актриса сыграла роль Катаритэ в балете «Тамаши» («Дух»).
В соавторстве с Л. Голушкиной написала и осуществила постановку пьесы «Н. Голованов. Сокровенное» (в основу легли романсы Н. Голованова в исполнении Евгении Сегенюк).
Участница проекта Rock & Opera («Легенды оперы»).
Специально для Евгении Сегенюк композитором В. Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня») и партия альта в кантате «Хранителям Руси».
Имеет обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами.
Работала с такими выдающимися дирижёрами, как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Гинтарас Ринкявичус, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Михал Клауза, Олли Мустонен. Сотрудничала с известными режиссёрами, среди которых Борис Покровский, Франческа Замбелло, Петер Конвичный, Александр Титель, Эймунтас Някрошюс, Александр Сокуров, Лев Додин, Сергей Женовач, Римас Туминаc, Питер Устинов, Валерий Фокин, Евгений Арье.
Неоднократно принимала участие в авторских концертах Т. Н. Хренникова и записи его произведений, за что получила высокую оценку в мире.
Гастролирует по стране и за рубежом: Южная Корея, Италия, Гонконг, Польша, Словения, Великобритания, Финляндия, Латвия, Греция, Япония, Марокко, Иордания, Украина, Норвегия, Дания, Швейцария.
Преподавала в РАМ имени Гнесиных.
Коллектив с богатой полувековой историей, тот самый «хор из детства», исполняющий песни, знакомые каждому в нашей стране.
История коллектива началась в 1970 году, когда по инициативе Всесоюзного радио и Центрального телевидения музыкант и педагог Виктор Сергеевич Попов организовал детский хор. Вдохновенная и сплочённая работа наставников и участников коллектива принесла свои плоды: вскоре лучшие отечественные композиторы стали создавать произведения специально для Большого детского хора. Крепкая дружба и тесное сотрудничество связали Виктора Попова и БДХ с такими выдающимися авторами, как Юрий Чичков и Александра Пахмутова, Владимир Шаинский и Евгений Крылатов, Аркадий Островский и Олег Хромушин, Александр Песков и Евгений Птичкин. Многие песни этих и других композиторов полюбились миллионам слушателей именно в исполнении Большого детского хора и его талантливых солистов – Сергея Парамонова, Дмитрия Голова, Елены Могучевой, Ольги Корольковой, Дмитрия Машнина, Татьяны Мелёхиной, Маргариты Суханкиной.
Наряду с песенным жанром БДХ осваивал классический хоровой репертуар и музыку современных композиторов академического направления: Томаса Корганова, Владимира Рубина, Валерия Кикты, Георгия Дмитриева и др. Хор сотрудничал с оркестрами под управлением Евгения Светланова, Владимира Федосеева, Михаила Плетнёва и другими известными коллективами.
Сегодня Большой детский хор продолжает радовать слушателей неповторимым жизнерадостным звучанием. Творческие преемники Виктора Попова во главе с художественным руководителем БДХ Анатолием Кисляковым хранят и развивают традиции своего наставника.
Жизнь коллектива наполнена незабываемыми творческими встречами и яркими музыкальными событиями: победами в международных фестивалях и конкурсах, участием в крупных межнациональных проектах и ярких культурных мероприятиях столицы и всей страны, выступлениями на одной сцене с ведущими отечественными музыкантами, премьерами новых сочинений различных направлений и жанров.
История хора берёт начало в 1936 году, когда в столице были созданы два важнейших коллектива страны — Государственный симфонический оркестр и Государственная хоровая капелла, впоследствии Государственный хор СССР. Художественным руководителем коллектива был назначен самый авторитетный хоровой дирижёр своего времени Николай Данилин, первый исполнитель хоровых шедевров Рахманинова.
В 1941 году руководителем хора стал Александр Свешников. В 1942 году хор был переименован в Государственный хор русской песни, в годы Великой Отечественной войны коллектив дал десятки концертов в тылу и в расположении воинских частей.
В эпоху Александра Свешникова Государственный хор отличала широта репертуарной палитры. Хору доверяли премьеры своих сочинений Шостакович, Свиридов, Щедрин и другие советские композиторы. Наряду с обработками народных песен и произведениями отечественных авторов в репертуаре коллектива важное место занимала западноевропейская музыка, в том числе сочинения эпохи Возрождения и барокко.
После кончины Александра Свешникова в 1980 году во главе хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров: Игорь Агафонников, Владимир Минин, Евгений Тытянко, Игорь Раевский, Борис Тевлин, Евгений Волков, Геннадий Дмитряк. С сезона 2024/2025 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.
Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Хоровое дирижирование» (класс профессора Владимира Суханова) и аспирантуру историко-теоретического факультета (научный руководитель — Роман Насонов). В 2010 году выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс профессора Маркуса Крида).
В 2006 году основала вокальный ансамбль Intrada, который в короткий срок стал одним из самых востребованных хоров российской концертной сцены и с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский музыкальный фестиваль, концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург, Live from London, Штутгартский музыкальный фестиваль и др. В 2022 году ансамбль дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Сотрудничает с ведущими европейскими коллективами, среди которых — ансамбль The Tallis Scholars (Великобритания), Камерный хор RIAS (Берлин), Дрезденский камерный хор. В 2022 году осуществила гастроли в Израиль и сделала аудиозапись «Всенощного бдения» Рахманинова с хором PaTRAM (США). С 2022 по 2024 год — главный хормейстер Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Хормейстер-постановщик опер Верди, Вагнера, Пуччини, Пуленка, П. И. Чайковского, Стравинского.
С августа 2024 года — художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.
Оркестр создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО регулярно выступает в лучших залах страны. Репертуар оркестра отличается разнообразием и широтой охвата. Коллектив стремится не только поддерживать интерес искушённых меломанов, но и привлекать молодое поколение к миру классической музыки.
Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии; участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии.
Среди ключевых событий в концертном сезоне 2025/2026: исполнение оперы «Алеко» с И. Абдразаковым на IX Международном фестивале оперы и балета «Херсонес» в г. Севастополе; исполнение симфоний С. В. Рахманинова, И. Брамса, Л. Ван Бетховена; постановка опер «Пиковая дама» П. И. Чайковского и «Лоэнгрин» Р. Вагнера. В течение сезона пройдут гастроли в Кувейте, Беларуси, а также городах России: Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре, Воронеже, Липецке, Светлогорске и др.
Заслуженный артист России.
Родился в 1982 году. Начал своё обучение в качестве пианиста в МССМШ имени Гнесиных (класс профессора Т. Зеликман). В 2005 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Л. Наумова), затем ассистентуру-стажировку (класс профессора С. Доренского). Также обучался в Гамбургской высшей школе музыки у профессора Е. Королёва. Впоследствии окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в качестве дирижёра (класс профессора В. Альтшулера).
Лауреат престижных международных конкурсов. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Хибла Герзмава, Наталия Гутман, Владимир Крайнев, Александр Лазарев, Маргарет Прайс, а также с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Большого театра, Национальным филармоническим оркестром России и др.
В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России.
Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.
Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас
Концертмейстер — Алина Смирнова
Перенесён с 17.11.2025
Перенесён с 17.11.2025
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 18.06.2025
Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка
Перенесён с 19.11.2025
Перенесён с 19.11.2025
Перенесён с 20.09.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025