#фестивальзарядье Пушкинская карта

6+

Два отделения по 90 минут
16.12
вт 19:00 Большой зал

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»
Елена Стихина, сопрано
Иван Гынгазов, тенор

16.12
вт 19:00 Большой зал

Лиза — Елена Стихина
Герман — Иван Гынгазов
Томский — Ариунбаатар Ганбаатар
Елецкий — Константин Шушаков
Графиня — Агунда Кулаева
Полина — Екатерина Лукаш
Чекалинский — Илья Селиванов
Сурин — Михаил Первушин
Чаплицкий — Антон Бочкарёв
Нарумов — Родион Паульс
Распорядитель — Кирилл Сикора
Гувернантка — Евгения Сегенюк
Маша — Мария Селивёрстова
Прилепа — Полина Пелецкая

Большой детский хор имени В. С. Попова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Анатолий Кисляков

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Екатерина Антоненко

Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин

Режиссёр-постановщик — Алексей Смирнов

Одна из самых известных русских опер была написана за четыре с половиной месяца. Для спокойной работы Пётр Чайковский удалился из России во Флоренцию и поселился в отеле «Вашингтон». Два года он отказывался от предложения написать оперу на сюжет повести Александра Пушкина «Пиковая дама», и тщетно директор императорских театров Иван Всеволожский уговаривал его взяться за эту работу. Но однажды композитор ярко вообразил себе сцену в спальне графини и вдруг чрезвычайно увлёкся героями и сценами. Произведение для хора, солистов и оркестра было готово в рекордно короткий срок.

Друзья и коллеги Чайковского были недовольны таким темпом работы, считая, что это может негативно сказаться на качестве музыки. Автор возражал: «Я иначе не могу работать, как скоро. Но скорость вовсе не означает, что я кое-как написал оперу. <...> Вся штука в том, чтобы писать с любовью. А „Пиковую даму“ я писал именно с любовью». Всегда безжалостно самокритичный, на этот раз композитор осознавал силу воздействия своего нового произведения: «Модя, или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или „Пиковая дама“ в самом деле будет мой шедевр», — писал музыкант своему брату Модесту, драматургу и переводчику, ставшему автором либретто к опере. В одном из писем Чайковский в шутку, а может и полусерьёзно, заявил, что теперь разделяет человеческую историю на два периода: от сотворения мира до создания «Пиковой дамы» и после.

Чайковский живо представлял себе и скромную девушку Лизу, способную на сильные чувства, и почти выжившую из ума старуху, в молодости узнавшую секрет трёх карт от влюблённого красавца. Одержимый любовной страстью, а затем игровым азартом Герман виделся ему настолько ясно, как будто его действительно можно было встретить на петербургских улицах. Вымышленная смерть любимого персонажа вызвала у его создателя сильную эмоциональную реакцию: «Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!» Сочиняя самые жуткие страницы оперы, Чайковский сам испытал «страх, ужас и потрясение» и ещё долго боялся появления призрака Пиковой дамы. «Не может быть, чтобы и слушатели не ощутили хоть часть этого», — надеялся автор.


Елена Стихина

Выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Ларисы Рудаковой). Совершенствовала мастерство в Центре оперного пения Галины Вишневской у народной артистки СССР Маквалы Касрашвили.

В 2014 году приглашена в труппу Государственного Приморского театра оперы и балета (Приморской сцены Мариинского театра), в 2017 году — в труппу Мариинского театра.

Лауреат национальной премии «Онегин» и высшей театральной премии «Золотой софит» за исполнение партии Саломеи в одноимённой опере Штрауса. Обладательница приза зрительских симпатий и приза CulturArte на конкурсе Пласидо Доминго Operalia.

В течение последних сезонов исполняла ведущие партии в таких операх, как «Сельская честь» Масканьи в Венской государственной опере, «Аида» Верди и «Манон Леско» Пуччини в Баварской государственной опере, «Лоэнгрин» Вагнера в Метрополитен-опере, «Саломея» Штрауса в миланском театре Ла Скала и Цюрихском оперном театре, «Тоска» Пуччини в Метрополитен-опере и Ковент-гардене в Лондоне. Выступала в роли Лизы в «Пиковой даме» Чайковского в Фестшпильхаусе Баден-Бадена, Леоноры в «Силе судьбы» Верди в Дрезденской государственной опере и Парижской национальной опере. Участвовала в Зальцбургском фестивале: исполняла партии в «Медее» Керубини (2019), «Военном реквиеме» Бриттена (2021), «Аиде» (2022) и «Фальстафе» (2023) Верди.

Иван Гынгазов

Тенор. Солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашённый солист Большого театра России и приглашённый солист Мариинского театра. Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства и лауреат Национальной оперной премии «Онегин».

Родился в Новосибирске. Окончил Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (класс М. Ахмедовой). В 2013–2017 годах — солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В репертуаре: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Пинкертон («Мадам Баттерфлай» Пуччини) и др.

С 2017 года — солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в партии Манрико («Трубадур» Верди). В репертуаре также: Калаф («Турандот» Пуччини), Андрей («Мазепа» П. И. Чайковского), Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского), Герман («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Ричард («Бал-маскарад» Верди), Сергей («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Хозе («Кармен» Бизе), Молодой цыган («Алеко» Рахманинова), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Парис («Прекрасная Елена» Оффенбаха), Каварадосси («Тоска» Пуччини), Туридду («Сельская честь» Масканьи), Радамес («Аида» Верди), Альфа («Альфа & Омега» Шохата по мотивам литографической истории Мунка), партия тенора в Реквиеме Верди.

В 2019 году дебютировал на сценах: Мариинского театра в партии Ричарда («Бал-маскарад» Верди), венского Theater an der Wien в партии Водемона («Иоланта» П. И. Чайковского) и Гульдбранда («Ундина» П. И. Чайковского), Дрезденской государственной оперы (Оперы Земпера) в партии Измаила («Набукко» Верди), Театра Петруццелли в Бари в партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Выступал в Александринском театре, венском Музикферайне, Большом театре Узбекистана имени Алишера Навои (Ташкент; Альфред Жермон в «Травиате» Верди), Московской государственной академической филармонии, Зале Зарядье и на других площадках.

В 2020 году дебютировал на сцене Большого театра в партии Садко («Садко» Римского-Корсакова в постановке Чернякова). С 2020 года — приглашённый солист Большого театра, на сцене которого исполняет партии: Сергея («Катерина Измайлова» Шостаковича), Лоэнгрина («Лоэнгрин» Вагнера), Манрико («Трубадур» Верди). В 2021 году на сцене Михайловского театра исполнил партию Андрея Морозова («Опричник» П. И. Чайковского), на сцене Руанского оперного театра Нормандии партию Манрико («Трубадур» Верди). В 2021 году дебютировал в Опере Бастилии в Париже в серии концертов «Чайковский-гала», в 2022 году в Сиднейской опере в партии Калафа («Турандот» Пуччини), в 2023 году в Национальном театре Сан-Карло в партии Манрико («Трубадур» Верди).

Постоянный приглашённый солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича, Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, Приморской сцены Мариинского театра, Музыкального театра Республики Карелия и др.

При участии Ивана Гынгазова снято множество спектаклей на телеканале «Культура», а также полнометражный фильм-опера «Пиковая дама», премьера которого состоялась осенью 2023 года. Записал саундтрек к фильму «Нюрнберг» (режиссёр Н. Лебедев, 2022). Принял участие в видеозаписи спектакля Мариинского театра «Троянцы» Берлиоза (при участии Екатерины Семенчук, дирижёр Валерий Гергиев). 

Работал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Евгений Бражник, Пласидо Доминго, Ренато Палумбо, Антонио Пиролли, Леонардо Сини, Андреа Баттистони и др.


Ариунбаатар Ганбаатар

Баритон.

Родился в 1988 году под Улан-Батором. Окончил Монгольский государственный университет искусств и культуры в Улан-Баторе (класс Очирбат Ичинхорлоо) в 2010 году. Совершенствовал своё мастерство под руководством педагога и концертмейстера Даримы Линховоин, вместе с которой выступал в России и за рубежом.

С 2014 по 2018 год — солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета (Улан-Удэ).

Пел в нью-йоркском Карнеги-холле, лондонском Кадоган-холле, Букингемском дворце, испанской Ópera de Las Palmas, Малом зале Московской консерватории и Большом театре России, а также в Брюсселе — на саммите «Азия — Европа».

На сцене Мариинского театра дебютировал в 2016 году, исполнив партию Эскамильо в опере «Кармен». В 2024 году впервые выступил в Большом театре, исполнив заглавную партию в премьерном спектакле «Риголетто» Верди.

Лауреат множества престижных премий и вокальных конкурсов: Российской оперной премии Casta diva в номинации «Певец года» (2025), лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2023; за титульную роль в спектакле «Набукко» в Мариинском театре), лауреат конкурса BBC «Певец мира» (Кардифф, Уэльс, 2017), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского и др.

Константин Шушаков

Баритон. Родился в Удмуртии. В 2009 году окончил факультет музыкального театра Государственного института театрального искусства (курс Георгия Ансимова, класс Юрия Удалова).

С 2009 по 2011 год — артист Молодёжной оперной программы Большого театра, дебютировал в партии Шонара («Богема» Пуччини). В 2012 году проходил стажировку в Молодёжной программе Вашингтонской национальной оперы. С 2012 по 2019 год — солист оперной труппы Большого театра.

Выступал в театре Ла Скала, Цюрихской опере, Большом театре Женевы, Норвежской национальной опере, Опере Ванкувера (Канада) и др. С 2019 по 2023 год — солист Цюрихcкой оперы.

Лауреат множества престижных вокальный конкурсов: II премия Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (2011, Москва), диплом III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007), специальный приз I Международного конкурса баритонов имени Павла Лисициана (2008, Москва), диплом и специальный приз «За артистизм» VIII Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова (2008, Санкт-Петербург), V премия Брюссельского региона Международного конкурса имени королевы Елизаветы (2011, Брюссель).



Агунда Кулаева

Окончила Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по специальностям «Дирижёр хора» и «Сольное пение» (класс профессора Маргариты Худовертовой).

Лауреат III степени Международного конкурса молодых оперных певцов имени Бориса Христова (Болгария, 2009).

С 2005 по 2014 год — солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. С 2009 года — приглашённая солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. С 2014 года — солистка Государственного академического Большого театра России.

В 2018 году получила звание заслуженной артистки Российской Федерации.

Участница XVIII Зимнего международного фестиваля искусств (Сочи, 2025), XXXI Международного оперного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина (Казань, 2016), V Международного фестиваля имени М. П. Мусоргского (Тверь, 2013), IV Международного фестиваля «Парад звёзд в Оперном» (Красноярск, 2013), Международного театрального фестиваля «Варненское лето» (Болгария, 2012).

Выступала в Tokyo Nikikai Opera Foundation (Япония), Нидерландской национальной опере (Амстердам), Болгарском национальном театре оперы и балета (София). Гастролировала в Италии, Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, Южной Корее.

Илья Селиванов

Тенор.

Родился в Санкт-Петербурге. В 2007 году окончил с отличием Хоровое училище имени М. И. Глинки, в 2009 году — получил свою первую награду, став лауреатом Международного конкурса юных вокалистов (Кохтла-Ярве, Эстония). 

Образование продолжил в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В 2012 году окончил дирижёрско-хоровой факультет, в 2013 году — вокальный (класс Ю. Марусина). Сценическая практика началась уже в театре консерватории, где певец исполнял партии Альфреда, Ленского и Водемона.

В 2012 году стал солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. 

В сезоне 2013–2014 дебютировал в партии Ленского на премьере оперы «Евгений Онегин». 

В 2015 году стал победителем II Международного конкурса молодых оперных певцов «Опера без границ» (Гран-при, Краснодар).

Первое выступление на сцене Большого театра состоялось в октябре 2017 года в заглавной партии оперы «Идиот» Вайнберга. В 2018 году был приглашён в оперную труппу театра.

Европейский дебют певца состоялся в 2017 году в театре Дортмунда (Германия) в партии Альфреда.

Среди последних ангажементов «Травиата» в Софийской национальной опере с маэстро Пласидо Доминго в 2023 году, «Леди Макбет» в Большом театре Лисео (Барселона) в 2024 году.

В репертуаре более тридцати оперных партий.

Выступал в Японии, Великобритании, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, Румынии, Финляндии, Болгарии, Польше, Германии. 

Сотрудничал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Ион Марин, Михаил Плетнёв, Марис Янсонс, Юрий Симонов, Шарль Дютуа, Жозеф Понс, Даниэле Каллегари.

Антон Бочкарёв

Родился в Воркуте. Окончил Московскую Государственную классическую академию имени Маймонида (факультет Мировой музыкальной культуры, кафедра сольного и камерно-концертного пения, класс доцента Сергея Волжанского).

Дипломант всероссийского фестиваля детского и молодёжного творчества «Сияние Севера» (Сыктывкар), лауреат фестиваля «Отлично Тула» (Тула), лауреат специальной премии конкурса Международного фонда «Филантроп», дипломант международного студенческого конкурса вокалистов Bella voce (Москва).

В 2009 году принял участие в постановке оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского в музыкальном театре «Русская опера» (художественный руководитель – Александр Ведерников). В 2012 участвовал в постановке оперы «Скупой» Пашкевича в рамках Международного фестиваля искусств «Классика Open Fest» (Тольятти).

В 2010 был принят в труппу Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова в качестве артиста хора. С 2013 года – солист театра.


Евгения Сегенюк

Родилась в Москве в семье музыкантов. В РАМ имени Гнесиных окончила с отличием в 1994 году дирижёрско-хоровой факультет, в 1996 году — вокальный факультет. В 1998 году там же окончила ассистентуру-стажировку вокального факультета (класс Л. Дударевой).

С 1997 по 1999 год — стажёр оперной труппы, а с 1999 года — солистка оперы Большого театра России.

В 2005 году — лауреат премии Попечительского совета Большого театра России.

В 2007 году — лауреат Всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучшая оперная певица».

В 2015 году получила Гран-при Международного конкурса Musica Classica в номинации «Профессионалы».

Исполняет следующие партии: Полина и Графиня («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Фёдор Басманов («Опричник» П. И. Чайковского), Ваня («Иван Сусанин» Глинки), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кащеевна («Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова), Бланш («Игрок» Прокофьева), Клариче («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева), Гадалка («Огненный ангел» Прокофьева), Фенена («Набукко» Верди), Миссис Куикли («Фальстаф» Верди), Вагнер («Дети Розенталя» Десятникова), Снежная королева («История Кая и Герды» Баневича), Балда («Балда» Праведникова), Епанчина («Идиот» Вайнберга), князь Орловский («Летучая мышь» Штрауса), Слепая мать Джоконды («Джоконда» Понкьелли), Мефистофель («Фауст» Шнитке). 

Кроме того, исполняет партии меццо-сопрано (альта) в «Маленькой Торжественной мессе» Россини, Stabat Mater Перголези, Stabat Mater Дворжака, Реквиеме Моцарта, Реквиеме Верди, Реквиеме Сальери, Реквиеме Дворжака, Девятой симфонии и Missa solemnis Бетховена, «Песне о Земле» и Восьмой симфонии Малера, кантате «Москва» П. И. Чайковского.

На IV Международном фестивале вокальной музыки «Опера априори» приняла участие в российской премьере оперы Сибелиуса «Дева в башне» («Хозяйка замка»).

Как драматическая актриса сыграла роль Катаритэ в балете «Тамаши» («Дух»).

В соавторстве с Л. Голушкиной написала и осуществила постановку пьесы «Н. Голованов. Сокровенное» (в основу легли романсы Н. Голованова в исполнении Евгении Сегенюк).

Участница проекта Rock & Opera («Легенды оперы»).

Специально для Евгении Сегенюк композитором В. Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня») и партия альта в кантате «Хранителям Руси».

Имеет обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами.

Работала с такими выдающимися дирижёрами, как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Гинтарас Ринкявичус, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Михал Клауза, Олли Мустонен. Сотрудничала с известными режиссёрами, среди которых Борис Покровский, Франческа Замбелло, Петер Конвичный, Александр Титель, Эймунтас Някрошюс, Александр Сокуров, Лев Додин, Сергей Женовач, Римас Туминаc, Питер Устинов, Валерий Фокин, Евгений Арье. 

Неоднократно принимала участие в авторских концертах Т. Н. Хренникова и записи его произведений, за что получила высокую оценку в мире.

Гастролирует по стране и за рубежом: Южная Корея, Италия, Гонконг, Польша, Словения, Великобритания, Финляндия, Латвия, Греция, Япония, Марокко, Иордания, Украина, Норвегия, Дания, Швейцария.

Преподавала в РАМ имени Гнесиных.


Большой детский хор имени В. С. Попова

Коллектив с богатой полувековой историей, тот самый «хор из детства», исполняющий песни, знакомые каждому в нашей стране.

История коллектива началась в 1970 году, когда по инициативе Всесоюзного радио и Центрального телевидения музыкант и педагог Виктор Сергеевич Попов организовал детский хор. Вдохновенная и сплочённая работа наставников и участников коллектива принесла свои плоды: вскоре лучшие отечественные композиторы стали создавать произведения специально для Большого детского хора. Крепкая дружба и тесное сотрудничество связали Виктора Попова и БДХ с такими выдающимися авторами, как Юрий Чичков и Александра Пахмутова, Владимир Шаинский и Евгений Крылатов, Аркадий Островский и Олег Хромушин, Александр Песков и Евгений Птичкин. Многие песни этих и других композиторов полюбились миллионам слушателей именно в исполнении Большого детского хора и его талантливых солистов – Сергея Парамонова, Дмитрия Голова, Елены Могучевой, Ольги Корольковой, Дмитрия Машнина, Татьяны Мелёхиной, Маргариты Суханкиной.

Наряду с песенным жанром БДХ осваивал классический хоровой репертуар и музыку современных композиторов академического направления: Томаса Корганова, Владимира Рубина, Валерия Кикты, Георгия Дмитриева и др. Хор сотрудничал с оркестрами под управлением Евгения Светланова, Владимира Федосеева, Михаила Плетнёва и другими известными коллективами.

Сегодня Большой детский хор продолжает радовать слушателей неповторимым жизнерадостным звучанием. Творческие преемники Виктора Попова во главе с художественным руководителем БДХ Анатолием Кисляковым хранят и развивают традиции своего наставника. 

Жизнь коллектива наполнена незабываемыми творческими встречами и яркими музыкальными событиями: победами в международных фестивалях и конкурсах, участием в крупных межнациональных проектах и ярких культурных мероприятиях столицы и всей страны, выступлениями на одной сцене с ведущими отечественными музыкантами, премьерами новых сочинений различных направлений и жанров.


Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Важнейшую роль в формировании творческого облика коллектива, основанного в 1936 году, сыграла деятельность двух мастеров хорового искусства — первых художественных руководителей хора Н. М. Данилина и А. В. Свешникова.

Уже в период становления коллектив уверенно занял позицию флагмана отечественного хорового исполнительства. Многие годы хор служил творческой лабораторией для новой советской музыки. Под руководством Свешникова впервые были исполнены сочинения Шостаковича («Десять поэм на слова революционных поэтов», оратория «Песнь о лесах», кантата «Над родиной нашей солнце сияет», две обработки русских народных песен), Свиридова («Пять хоров на стихи русских поэтов», «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория»), а также произведения Шебалина, Шапорина, Щедрина, Голубева, Эшпая и других композиторов. Среди большого количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году грамзапись «Всенощного бдения» Рахманинова, удостоенная множества международных наград.

В 1980–2020 годах руководителями Государственного академического русского хора были знаменитые дирижёры: И. Г. Агафонников, В. Н. Минин, Е. С. Тытянко, И. И. Раевский, Б. Г. Тевлин, Е. К. Волков, Г. А. Дмитряк. С августа 2024 года коллектив возглавила Екатерина Антоненко.

Екатерина Антоненко

Окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Хоровое дирижирование» (класс профессора Владимира Суханова), а также аспирантуру историко-теоретического факультета Московской консерватории (научный руководитель — Роман Насонов). 

В 2010 году выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс профессора Маркуса Крида). 

С 2012 года — педагог Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения».

Регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. По приглашению Питера Филлипса дирижировала ансамблем The Tallis Scholars в Christ Church Cathedral в Оксфорде, ассистировала Хансу-Кристофу Радеману в работе Камерного хора «РИАС» (Берлин) над сочинением «Стихи покаянные» Шнитке, готовила Дрезденский камерный хор для выступления на фестивале Wratislawia Cantans (Вроцлав, Польша) под управлением Пола Гудвина (Великобритания) и др.

В 2022 году осуществила гастроли в Израиль и аудиозапись «Всенощного бдения» Рахманинова вместе с хором PaTRAM (США). 

С 2022 по 2024 год — главный хормейстер Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В 2023 году хормейстер-постановщик спектаклей: «Летучий голландец» Вагнера (реж. Константин Богомолов), «Бал-маскарад» Верди (реж. Владиславс Наставшевс), «Человеческий голос» Пуленка — Горлинского (реж. Дмитрий Волкострелов), «Ярославна» Тищенко. В 2024 году — «Тоска» Пуччини (реж. Фёдор Федотов), «Похождения повесы» Стравинского (реж. Андрей Прикотенко) и «Пиковая дама» Чайковского (реж. Владиславс Наставшевс).

С августа 2024 года — художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

Московский государственный симфонический оркестр

Создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО выступает в лучших залах страны с разнообразными программами, формируя и представляя их как для молодого поколения с целью привить потребность в посещении концертных залов, так и для искушённой, требовательной публики.

Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии. С 2020 года коллектив участвует в проектах Международного музыкального фестиваля ArsLonga, а именно — #БетховенMарафон (2020), #ЧайковскийМарафон (2021) и #БрамсМарафон (2022), в рамках которых в течение одного дня исполняются все инструментальные концерты выбранного композитора. МГСО также представил ряд литературно-музыкальных композиций и симфонических спектаклей, в которых принимали участие известные актёры театра и кино: Дарья Мороз, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ирина Пегова и др. Оркестр активно сотрудничает со звёздами оперной сцены, такими как Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский и др.

Среди ключевых событий в концертном сезоне 2024–2025: открытие Седьмого концертного сезона в Зале Зарядье с участием звёзд мировой оперной сцены Рамона Варгаса и Ильдара Абдразакова, исполнение всех симфоний П. И. Чайковского и постановка оперы «Евгений Онегин», а также оперы «Тангейзер» Вагнера. Концерты сезона пройдут с участием выдающихся дирижёров и солистов, среди которых Юстус Франтц, Дмитрий Юровский, Елена Стихина, Ольга Перетятько, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, а также с артистами театра и кино — Евгением Мироновым, Мариной Александровой, Дарьей Мороз и др. 

Коллектив принял участие в качестве оркестра-резидента в Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» и в фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде. В течение сезона пройдут гастроли в Самаре, Калининградской и Челябинской областях.

Иван Рудин

Заслуженный артист России.

Родился в 1982 году. Начал своё обучение в качестве пианиста в МССМШ имени Гнесиных (класс профессора Т. Зеликман). В 2005 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Л. Наумова), затем ассистентуру-стажировку (класс профессора С. Доренского). Также обучался в Гамбургской высшей школе музыки у профессора Е. Королёва. Впоследствии окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в качестве дирижёра (класс профессора В. Альтшулера). 

Лауреат престижных международных конкурсов. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Хибла Герзмава, Наталия Гутман, Владимир Крайнев, Александр Лазарев, Маргарет Прайс, а также с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Большого театра, Национальным филармоническим оркестрам России и др.

В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России.

Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.

Переносы и отмены

20.09
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

27.09
Сб
19:00
Большой зал

Художественный руководитель — Андрей Полторухин

04.10
Сб
13:00
Малый зал

Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон 

19:00
Малый зал

Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века

02.11
Вс
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

04.11
Вт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр