#фестивальзарядье Пушкинская карта

6+

Два отделения по 40 минут
22.12
пн 19:00 Большой зал

Денис Мацуев, фортепиано
Александр Рамм, виолончель
Стефания Поспехина, скрипка

22.12
пн 19:00 Большой зал

Денис Мацуев, фортепиано
Александр Рамм, виолончель
Стефания Поспехина, скрипка

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Дирижёр — Юстус Франтц

Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, op. 56, — произведение во многих отношениях необычное. В первую очередь обращает на себя внимание количество исполнителей. Конечно, в эпоху барокко встречались концерты для нескольких солистов, однако Бетховен — композитор Нового времени. В конце XVIII века поэтика классического концерта начала мыслиться как противопоставление «индивидуальности» и «общности». Поэтому введение сразу трёх равноправных солистов действительно было новым в рамках такой концепции. К тому же избранный композитором ансамбль представляет собой классическое трио. Помимо диалога солистов и оркестра, здесь возникает и контрапункт жанров камерного и симфонического.

Другая особенность Тройного концерта заключается в его жанровом обозначении, которое не поддаётся адекватному переводу: Grand Concerto Concertant. «Концертантность» в ту эпоху — это уклон в сторону светскости и развлекательности. Одновременно с этим слово Grand означало значительность содержания. В Тройном концерте присутствует и то и другое — и масштабность формы, и полное отсутствие внутренних коллизий.

Программа

В программе возможны изменения

I отделение

Бетховен

Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, op. 56

II отделение

Бетховен

Симфония № 5 до минор, ор. 67

Денис Мацуев

Имя Дениса Мацуева неразрывно связано с традициями легендарной русской фортепианной школы, неизменным качеством концертных программ, новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций.

Стремительная карьера музыканта началась в 1998 году, после победы на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Сегодня Денис Мацуев — желанный гость крупнейших концертных залов мира, постоянный партнёр ведущих симфонических оркестров России, Европы, Северной Америки и стран Азии.

Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, Денис Мацуев считает своим главным приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ, прежде всего премьерных, представляет именно у себя на родине. Музыкант принимает участие во всемирно известных фестивалях, уже многие годы сам является директором и вдохновителем целого ряда музыкальных форумов, образовательных и просветительских проектов.

Александр Рамм

Один из самых востребованных российских виолончелистов. Его дебютный альбом с сюитами для виолончели соло Бенджамина Бриттена («Мелодия», 2018) собрал восторженные отзывы российской и зарубежной прессы (Der Spiegel, The Strad), а также получил награду «Выбор слушателей» фонда Violoncello Foundation (Нью-Йорк, 2018).

Обладатель серебряной медали Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2015), победитель многих музыкальных состязаний, включая Международный конкурс виолончелистов в Пекине и I Всероссийский музыкальный конкурс (2010). Лауреат конкурса виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013). Лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры.

Выступления Александра Рамма регулярно транслируются на канале «Культура», medici.tv, телеканале Mezzo. На протяжении многих лет музыкант сотрудничает с такими дирижёрами, как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Василий Петренко, Николай Алексеев, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Михаил Юровский, Александр Сладковский, Дмитрий Юровский, Станислав Кочановский, Александр Лазарев. Постоянными сценическими партнёрами Александра являются Денис Мацуев, Вадим Репин, Николай Луганский, Сергей Крылов, Александр Гиндин, Павел Милюков, Филипп Копачевский.

Виолончель Александра Рамма звучит на сценах ведущих концертных залов мира, включая Парижскую филармонию, Cadogan Hall в Лондоне, Конcертгебау в Амстердаме, Брукнерхаус в Линце, Birmingham Sympony Hall и на других концертных площадках в городах России, Литвы, Швеции, Австрии, Кореи, Финляндии, ЮАР, Японии, Франции, Болгарии, Германии и Великобритании. Музыкант является солистом Санкт-Петербургского Дома музыки и солистом Московской филармонии.

В 2023 году Александр Рамм был приглашён в жюри ХVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, став одним из самых молодых судей за всю историю состязания.


Стефания Поспехина

С пяти лет обучается в Центральной музыкальной школе — Академии исполнительского искусства в классе скрипки Екатерины Рахимовой. Брала мастер-классы у Эдуарда Грача, Виктора Третьякова, Натальи Лихопой, Евгения Бушкова, Владимира Иванова, Павла Милюкова. Стипендиат международных благотворительных фондов Владимира Спивакова и Юрия Розума.

Лауреат множества исполнительских конкурсах. Среди её творческих побед — серебро Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (2020), I премия молодёжного конкурса «Солист оркестра» во Владимире (2021), II премия Международного конкурса скрипачей имени Л. Ауэра в Санкт-Петербурге (2022), II премия Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (2023), где она стала лучшей из российских участников в номинации «Скрипка».

В сентябре 2023 года 16-летняя скрипачка приняла участие в первом в её жизни «взрослом» конкурсе — III Международном конкурсе скрипачей Виктора Третьякова (Красноярск), где завоевала II премию.

В феврале 2024 года завоевала Гран-при на Международном конкурсе молодых музыкантов «Симфония Ямала» — первом состязании в сфере академического музыкального искусства на территории Арктики. В ноябре 2024 года — Гран-при на XXI Международном конкурсе струнных инструментов Центральной музыкальной школы памяти Леонида Когана.

Стефания — участница фестивалей Дениса Мацуева «Диалог поколений» и «Крещендо», партнёр Александра Рамма и Дениса Мацуева по трио. Играла с оркестрами под управлением таких дирижёров, как Жан-Карло Гуарино (Италия), Иван Столбов, Михаил Шехтман, Константин Маслюк, Василий Валитов, Владимир Ланде, Юрий Ткаченко, Иван Никифорчин, Владимир Понькин, Дмитрий Крюков, Дмитрий Юровскийх. Участвовала в 50 концертах в ведущих залах Москвы и Подмосковья, Сочи, Краснодара, Ставрополя, Уфы, Кирова, Нижнего Новгорода, Калуги, Сыктывкара, Пскова, Салехарда, Тюмени, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Кемерово, Хабаровска, Владивостока.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр СССР. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира — право, завоёванное историей, тщательной работой и интенсивной концертной деятельностью. 

Премьеры своих сочинений доверяли Георгий Свиридов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский. 

Высокая репутация оркестра — результат плодотворного сотрудничества с дирижёрами Александром Орловым, Николаем Головановым, Александром Гауком, Геннадием Рождественским, в разные годы возглавлявшими коллектив, а также с такими мастерами, как Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем коллектива является Владимир Федосеев, благодаря которому оркестр завоевал международную известность.

В летопись оркестра вписаны имена прославленных солистов прошлого, среди которых Святослав Рихтер и Давид Ойстрах, Сергей Лемешев и Елена Образцова, Ирина Архипова и Антонина Нежданова, Лучано Паваротти и многие другие. В числе современных исполнителей, с которыми оркестром были представлены знаковые программы, — Виктор Третьяков, Денис Мацуев, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Александр Князев. В своё время именно Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр открыли миру имена Максима Венгерова и Вадима Репина.

В 1993 году, в 100-летнюю годовщину со дня смерти Петра Ильича Чайковского, Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора — за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации произведений Чайковского (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra).

В перечне стран, где выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Преданные поклонники оркестра есть в Великобритании, Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании, Китае, Японии, Корее и других странах. Оркестр первым из русских оркестров выступил в легендарном Золотом зале венского Музикферайна. Но важнейшим направлением деятельности оркестра всегда были и остаются концерты в городах России — от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Сочи.

Оркестр ведёт активную просветительскую деятельность, организуя музыкальные вечера в музеях и вузах, проекты для детей, концерты, объединяющие музыку и слово. В Концертном зале имени П. И. Чайковского в течение многих лет проходит абонемент оркестра «Письма к тебе…», основанный на эпистолярном наследии композиторов. Героями цикла в разные годы становились Моцарт, Бетховен, Брамс, Шуман, Григ, Лист, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Свиридов.

Записи оркестра, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Canyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».  

В январе 2025 года по приглашению Владимира Федосеева главным дирижёром оркестра назначен Арсентий Ткаченко, который провёл с оркестром резонансные выступления в Москве, Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Калининграде, Клину, Тегеране и Исфахане (Иран), Баку (Азербайджан) и других городах и странах.

В сезоне 2025/2026, отмечая своё 95-летие, оркестр проводит с Арсентием Ткаченко юбилейные концерты в Москве и Санкт-Петербурге. В программы ряда выступлений включены симфонические шедевры, исторические премьеры которых были осуществлены именно этим коллективом. В этом ряду Первая сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Симфония № 15 Шостаковича, «Симфонические танцы» Рахманинова (первое исполнение в Советском Союзе) и Симфония № 20 Вайнберга, посвящённая Владимиру Федосееву и Большому симфоническому оркестру имени П. И. Чайковского.

Юстус Франтц

Окончил гамбургскую Государственную высшую школу музыки. Совершенствовал своё мастерство у Вильгельма Кемпфа, выдающегося пианиста ХХ века.

С 1989 года — профессор по классу фортепиано гамбургской Государственной высшей школы музыки и исполнительского искусства.

В качестве пианиста сотрудничал с выдающимися дирижёрами, такими как Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн, Иегуди Менухин, Рудольф Кемпе, Георг Шолти, Сэйдзи Одзава, Роджер Норрингтон, Бернард Хайтинк, Дмитрий Китаенко, Арвид Янсонс, Колин Дэвис, Саулюс Сондецкис и др.

Играет в фортепианном дуэте с Кристофом Эшенбахом. В начале 1980-х на фестивале «Декабрьские вечера» дуэт по приглашению Святослава Рихтера исполнил все произведения Моцарта для фортепиано в четыре руки.

В качестве дирижёра выступал с филармоническими оркестрами Вены, Мюнхена, Осаки (Япония), Дурбана (ЮАР), симфоническим и филармоническим оркестрами Лондона, Парижским оркестром, Цюрихским Тонхалле-оркестром, Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения, Кливлендским оркестром, оркестрами Sinfonia Varsovia (Варшава) и Philharmonia Hungarica (Марль, Германия), а также коллективами из Румынии, Болгарии, Литвы, Армении, Грузии, Китая, Японии и Южной Кореи.

С 2013 года — музыкальный руководитель и главный дирижёр камерного оркестра «Израильская симфониетта» (Беэр-Шева). Первый в истории Израиля главный дирижёр оркестра, приглашённый из Германии. С 2015 года — художественный руководитель фестиваля «Весна в Негеве».

Неоднократно выступал с российскими солистами и коллективами. Среди партнёров по сцене: Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Алёна Баева, Александр Рудин. Сотрудничал с такими оркестрами, как Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный симфонический оркестр. 

В качестве музыкального руководителя и дирижёра в Мариинском театре поставил «Волшебную флейту» (1993) и «Свадьбу Фигаро» (1994) Моцарта.

В 1986 году создал Шлезвиг-Гольштейнский музыкальный фестиваль. В 1989 году вместе с Валерием Гергиевым стал соучредителем Советско-германской молодёжной филармонии. С 1999 года — арт-директор летнего музыкального форума Finca Festival Frantz & Friends, который проходит на Канарских островах. В числе других осуществлённых проектов маэстро — фестивали в разных странах мира, в том числе первый большой фестиваль русской музыки в Гамбурге и фестиваль новой музыки в СССР. В последние годы — постоянный гость Международного фестиваля духовной музыки и искусства в Риме. 

Основатель Общества Феликса Мендельсона в Гамбурге и Общества Иоганнеса Брамса в Шлезвиг-Гольштейне.

В 1995 году организовал молодёжный симфонический оркестр «Филармония наций», который объединил музыкантов более чем из сорока стран. Состав оркестра постоянно обновляется. Во время турне Юстус Франтц прослушивает молодых музыкантов, открывая новые имена. Так начали свою международную карьеру многие артисты: скрипачи Вадим Репин, Максим Венгеров, Мидори Гото, болгарский скрипач и композитор Мартин Пантелеев и венгерский скрипач Йожеф Лендвай. Анна Нетребко дебютировала в Мариинском театре в партии Сюзанны именно в постановке «Свадьбы Фигаро» под управлением Юстуса Франца.

С 1989 года — посол доброй воли Комиссии ООН по делам беженцев. Удостоен многих наград Германии, Испании, России, Израиля, Литвы и других стран.

Переносы и отмены

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

24.03
Вт
19:00
Большой зал

Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр