Динара Алиева, сопрано
Ксения Дудникова, меццо-сопрано
Алексей Татаринцев, тенор
Ильдар Абдразаков, бас
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин
22 мая 1873 года многотысячная толпа провожала в последний путь Алессандро Мандзони — крупнейшего итальянского писателя XIX века, автора первого в стране исторического романа «Обручённые». На похоронах литератора присутствовали принцы и влиятельные государственные лица, но среди прощающихся не было Джузеппе Верди. Композитора настолько поразила смерть любимого писателя, что он не смог найти в себе силы прибыть на похороны; кончину Мандзони музыкант хотел оплакивать в одиночестве у его могилы. В память о писателе Верди сочинил Реквием, прозвучавший год спустя, 22 мая 1874 года.
С шестнадцатилетнего возраста Верди зачитывался произведениями Мандзони, особенно романом «Обручённые», который он называл «не только величайшей книгой нашей эпохи, но одной из самых великих книг, созданных человеческим умом». Личное знакомство двух выдающихся деятелей итальянской культуры состоялось в конце 1860-х годов. Романист знал сочинения композитора и через общую знакомую прислал ему свой фотографический портрет с надписью: «Джузеппе Верди, славе Италии, от престарелого ломбардского писателя». Когда Верди узнал о желании Мандзони встретиться с ним, этот «медведь из Буссето», как любил называть себя композитор, «с глазами, полными слёз», попеременно краснел, бледнел, мялся и не мог проронить ни слова от волнения.
Верди тяжело переживал смерть человека, перед которым он так преклонялся. Музыкант сам дирижировал Реквиемом в Церкви Святого Марка в Милане. Произведение критиковалось за светский характер и свободное обращение с текстом заупокойной мессы: некоторые его страницы могли бы войти в оперное творчество Верди. Несмотря на это, Реквием с успехом звучал в Париже, Лондоне, Берлине и Вене.
Концерт в Зале Зарядье посвящается памяти оперного певца Дмитрия Хворостовского, ушедшего из жизни 22 ноября 2017 года.
В программе возможны изменения
Реквием для четырёх солистов, хора и оркестра
Окончила в 2004 году Бакинскую музыкальную академию (класс Хураман Касимовой). В 2004–2006 годах была солисткой Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета имени М. Ф. Ахундова, где исполнила партии Леоноры в «Трубадуре» Верди, Виолетты в «Травиате» Верди и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини. В 2009 году дебютировала в Большом театре в партии Лю («Турандот» Дж. Пуччини). С 2010 года — солистка оперной труппы Большого театра, где исполнила ряд ведущих лирико-драматических партий, среди которых Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Виолетта («Травиата» Верди), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Микаэла («Кармен» Бизе), Мими и Лиу («Богема» и «Турандот» Пуччини).
Лауреат международных конкурсов. Награждена почётной медалью Международного фонда музыкальных деятелей Ирины Архиповой и дипломом Союза концертных деятелей России. В 2007 году Юрий Темирканов наградил певицу специальным дипломом «За триумфальный дебют» на фестивале «Рождественские встречи в Северной Пальмире». Удостоена звания «Народная артистка Азербайджана». Ведёт активную концертную деятельность. Сотрудничает с такими театрами, как Немецкая опера в Берлине, Баварская государственная опера, Штутгартская государственная опера, Франкфуртская опера, Дрезденская государственная опера и Гамбургская государственная опера.
В 2015 году в Большом зале Московской консерватории впервые прошёл фестиваль Динары Алиевой OperaArt, который включал концертные исполнения опер «Иоланта» П. И. Чайковского и «Травиата» Верди, программы «Верди-гала» и «Пуччини-гала». Особый интерес публики вызвал концерт из испанских сарсуэл и неаполитанских песен, которые исполняли Динара Алиева и Чарльз Кастроново.
Сотрудничала с ведущими дирижёрами и симфоническими оркестрами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского), Владимир Спиваков (оркестр «Виртуозы Москвы», Национальный филармонический оркестр России, Государственный академический симфонический оркестр России), Юрий Темирканов (Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии), Михаил Плетнёв, Туган Сохиев, Константин Орбелян, Ион Марин, Юджин Кон, Марко Армильято, Роберто Рицци Бриньоли, Дональд Ранниклес, Даниэль Орен, Массимо Занетти и др.
Среди партнёров Динары Алиевой на сцене были выдающиеся артисты — Елена Образцова, Пласидо Доминго, Хосе Кура, Мариуш Квечень, Джордж Петеан, Стефано Секко, Чарльз Кастроново, Дмитрий Хворостовский, Марчело Альварес и др.
Родилась в Андижане (Узбекистан). Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Клары Кадинской).
С 2011 по 2021 год — солистка оперной труппы Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 2015 году дебютировала на исторической сцене Большого театра в партии Маргариты («Осуждение Фауста» Берлиоза). С октября 2021 года — солистка оперной труппы Большого театра.
Выступает в ведущих театрах мира, среди которых Ковент-Гарден, Парижская национальная опера, Дрезденская государственная опера (Опера Земпера), Государственная опера Штутгарта, Большой театр Женевы, Цюрихская опера, Théâtre Royal de la Monnaie (Брюссель), Gran Teatre del Liceu в Барселоне, Teatro de la Maestranza в Севилье, Театр Сервантеса в Малаге и др. Принимала участие в фестивалях «Флорентийский музыкальный май», в Зальцбургском фестивале и фестивале духовной музыки в Риге.
Сотрудничает с Новосибирским театром оперы и балета, Михайловским театром, Пермским театром оперы и балета, Татарским театром оперы и балета имени М. Джалиля, Московским театром «Новая Опера» имени Е. В. Колобова.
Заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова в Москве, там же аспирантуру (класс заслуженной артистки России, доцента Веры Александровой).
Лауреат Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2008), Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург, 2008), Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (Москва, 2009). Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Опера. Мужская роль» (за роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016). Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» (2016).
С 2008 года – солист Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. Сотрудничает с ведущими оперными театрами в России и за рубежом. Приглашённый солист Большого театра России и Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Участник творческих проектов под руководством Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, Теодора Курентзиса и других дирижёров. Сотрудничает с мужским хором Московского Сретенского монастыря.
Дебютировал на сцене Большого театра в 2010 году с партией Яши в мировой премьере оперы французского композитора Фенелона «Вишнёвый сад» в концертном исполнении. В 2011 году в той же роли дебютировал на европейской сцене – в Парижской опере. В 2013 году участвовал в постановке «Евгения Онегина» в Teatro Regio в Турине (Ленский).
В 2017 году выступил в США, исполнив партию Герцога в «Риголетто» Верди в оперном театре Палм-Бич (Майами, США). В этой же партии выступал в оперном театре города Мальмё в Швеции. 11 ноября 2020 года дебютировал в партии графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини на сцене Большого театра (дирижёр – Туган Сохиев).
Участник международных фестивалей в Германии, Франции, Финляндии, Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Нидерландах. В 2023 году исполнил партию Аврелиана в опере «Аврелиан в Пальмире» Россини в рамках фестиваля Россини в Пезаро (Италия). Ведёт активную концертную деятельность. Неоднократно выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тамбове, Липецке и других городах.
Один из самых востребованных оперных певцов современности.
Родился в Уфе. Окончил Уфимский государственный институт искусств (класс профессора Миляуши Муртазиной). После выпуска приглашён в Башкирский государственный театр оперы и балета в статусе солиста. В конце 1990-х стал лауреатом ряда престижных вокальных конкурсов, в том числе обладателем Гран-при пяти международных конкурсов.
Обладатель двух премий «Грэмми» (2011) и премии Oscar della Lirica («Оперный Оскар», 2012), премии Casta Diva в номинации «Певец года» (2017), премии фонда Villa Bertelli за «Великолепное исполнение в истинной итальянской традиции» (2021).
В 1998 году дебютировал на сцене Мариинского театра, исполнив партию Фигаро в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Победа на Международном конкурсе имени Марии Каллас в Парме в 2000 году вывела его на мировой уровень. В 24 года дебютировал на сцене театра Ла Скала, а в дальнейшем стал выступать на ведущих оперных площадках мира, включая Метрополитен-оперу, Ковент-Гарден и Венскую государственную оперу. В 2009 году певец дебютировал на Зальцбургском фестивале и с тех пор является регулярным участником престижного оперного форума.
В 2016 году основал Фонд поддержки и продвижения молодых талантов в области искусства и развития международных культурных связей, а в 2017 году — одноимённый фестиваль с ежегодной образовательной программой по развитию молодых дарований. Со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon выпустил несколько альбомов. В 2018 году дебютировал в партии Бориса Годунова в Парижской опере (спектакль поставлен режиссёром Иво ван Хове). В 2019 году дебютировал в качестве режиссёра в постановке оперы «Аттила» в Башкирском государственном театре оперы и балета в Уфе.
Осенью 2022 года Ильдар Абдразаков вновь был удостоен чести открыть сезон в театре Ла Скала премьерой спектакля «Борис Годунов», что стало абсолютным рекордом (шестым) по числу открытий в этом театре для российских артистов.
Несмотря на высокую востребованность в мире, уделяет внимание поддержке молодых оперных певцов и развитию культурных связей в России.
Ильдар Абдразаков стал лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства за 2023 год.
В 2024 году вошёл в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. С декабря 2024 года является руководителем Севастопольского театра оперы и балета.
История коллектива берёт начало в 1936 году, когда в столице были созданы два важнейших коллектива страны — Государственный симфонический оркестр и Государственная хоровая капелла, впоследствии Государственный хор СССР. Художественным руководителем коллектива был назначен Николай Данилин. Являясь последним регентом Московского Синодального хора, он был первым исполнителем хоровых шедевров Сергея Рахманинова — Литургии святого Иоанна Златоуста и «Всенощного бдения». Данилин провёл первый конкурсный набор артистов, в состав хора также вошли певцы хоровой капеллы Всесоюзного радио, организованной Александром Свешниковым в 1928 году. Ввиду того, что Данилин одновременно являлся художественным руководителем Ленинградской капеллы, первый концерт коллектива состоялся 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов под управлением Александра Свешникова. Вскоре происходит смена руководителей ведущих хоровых коллективов страны: Свешникова переводят в Ленинградскую капеллу, а Данилина — в Государственный хор, руководителем которого он являлся в течение двух последующих сезонов.
С 1941 по 1980 год во главе хора — Александр Свешников, важнейшая фигура в советском хоровом искусстве. В 1942 году хор был переименован в Государственный хор русской песни, в годы Великой Отечественной войны коллектив дал десятки концертов — в тылу и в расположении воинских частей, выступал в только что освобождённых городах. В течение 1945 года Государственный хор выступил перед воинскими частями Советской Армии в Берлине, Праге, Вене, Будапеште.
В 1955 году коллектив был вновь переименован в Государственный академический русский хор СССР.
В эпоху Александра Свешникова Государственный хор отличала широкая репертуарная палитра. Хору доверяли премьеры своих сочинений Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин и другие советские композиторы. Наряду с обработками народных песен и произведениями отечественных авторов в репертуаре коллектива важное место занимала западноевропейская музыка. В послевоенные годы в репертуар хора вошли сочинения композиторов эпохи Возрождения Палестрины и Лассо, музыка композиторов эпохи барокко Монтеверди, Баха, Генделя, Вивальди, Йомелли, Лотти. В 1970-е Государственный хор под управлением Хельмута Риллинга исполнил Мессу си минор Баха.
Среди большого количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1965 году грамзапись «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова.
После кончины Александра Свешникова во главе легендарного хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024–2025 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.
Государственный хор принимает участие в важнейших государственных проектах и музыкальных торжествах на высшем уровне. Хор участвовал в праздновании Победы в Великой Отечественной войне, в 1000-летии Крещения Руси.
В настоящее время коллектив регулярно принимает участие в Днях славянской письменности и культуры, Московском Пасхальном фестивале и других мероприятиях.
Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. Выступал со многими выдающимися дирижёрами современности, среди которых Кристоф Эшенбах, Теодор Курентзис, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Василий Синайский, Александр Сладковский, Александр Рудин.
Создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО выступает в лучших залах страны с разнообразными программами, формируя и представляя их как для молодого поколения с целью привить потребность в посещении концертных залов, так и для искушённой, требовательной публики.
Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии. С 2020 года коллектив участвует в проектах Международного музыкального фестиваля ArsLonga, а именно — #БетховенMарафон (2020), #ЧайковскийМарафон (2021) и #БрамсМарафон (2022), в рамках которых в течение одного дня исполняются все инструментальные концерты выбранного композитора. МГСО также представил ряд литературно-музыкальных композиций и симфонических спектаклей, в которых принимали участие известные актёры театра и кино: Дарья Мороз, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ирина Пегова и др. Оркестр активно сотрудничает со звёздами оперной сцены, такими как Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский и др.
Среди ключевых событий в концертном сезоне 2024–2025: открытие Седьмого концертного сезона в Зале Зарядье с участием звёзд мировой оперной сцены Рамона Варгаса и Ильдара Абдразакова, исполнение всех симфоний П. И. Чайковского и постановка оперы «Евгений Онегин», а также оперы «Тангейзер» Вагнера. Концерты сезона пройдут с участием выдающихся дирижёров и солистов, среди которых Юстус Франтц, Дмитрий Юровский, Елена Стихина, Ольга Перетятько, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, а также с артистами театра и кино — Евгением Мироновым, Мариной Александровой, Дарьей Мороз и др.
Коллектив принял участие в качестве оркестра-резидента в Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» и в фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде. В течение сезона пройдут гастроли в Самаре, Калининградской и Челябинской областях.
Заслуженный артист России.
Родился в 1982 году. Начал своё обучение в качестве пианиста в МССМШ имени Гнесиных (класс профессора Т. Зеликман). В 2005 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Л. Наумова), затем ассистентуру-стажировку (класс профессора С. Доренского). Также обучался в Гамбургской высшей школе музыки у профессора Е. Королёва. Впоследствии окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в качестве дирижёра (класс профессора В. Альтшулера).
Лауреат престижных международных конкурсов. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Хибла Герзмава, Наталия Гутман, Владимир Крайнев, Александр Лазарев, Маргарет Прайс, а также с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Большого театра, Национальным филармоническим оркестром России и др.
В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России.
Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.
Художественный руководитель и регент — Александр Майоров
Перенесён на 04.11.2025
Перенесён на 04.11.2025
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин
Отменен
Отменен
Художественный руководитель и регент — Александр Майоров
Перенесён с 02.11.2025
Перенесён с 02.11.2025
Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас
Концертмейстер — Алина Смирнова
Перенесён на 25.11.2025
Перенесён на 25.11.2025
Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас
Концертмейстер — Алина Смирнова
Перенесён с 17.11.2025
Перенесён с 17.11.2025
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 20.09.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025