#зарядиськлассикой

6+

90 минут без антракта
22.11
сб 19:00 Большой зал

Верди. Реквием
Памяти Дмитрия Хворостовского

#зарядиськлассикой

6+

90 минут без антракта
22.11
сб 19:00 Большой зал

Ильдар Абдразаков, бас
Ксения Дудникова, меццо-сопрано
Алексей Татаринцев, тенор

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин

22 мая 1873 года многотысячная толпа провожала в последний путь Алессандро Мандзони — крупнейшего итальянского писателя XIX века, автора первого в стране исторического романа «Обручённые». На похоронах литератора присутствовали принцы и влиятельные государственные лица, но среди прощающихся не было Джузеппе Верди. Композитора настолько поразила смерть любимого писателя, что он не смог найти в себе силы прибыть на похороны; кончину Мандзони музыкант хотел оплакивать в одиночестве у его могилы. В память о писателе Верди сочинил Реквием, прозвучавший год спустя, 22 мая 1874 года.

С шестнадцатилетнего возраста Верди зачитывался произведениями Мандзони, особенно романом «Обручённые», который он называл «не только величайшей книгой нашей эпохи, но одной из самых великих книг, созданных человеческим умом». Личное знакомство двух выдающихся деятелей итальянской культуры состоялось в конце 1860-х годов. Романист знал сочинения композитора и через общую знакомую прислал ему свой фотографический портрет с надписью: «Джузеппе Верди, славе Италии, от престарелого ломбардского писателя». Когда Верди узнал о желании Мандзони встретиться с ним, этот «медведь из Буссето», как любил называть себя композитор, «с глазами, полными слёз», попеременно краснел, бледнел, мялся и не мог проронить ни слова от волнения.

Верди тяжело переживал смерть человека, перед которым он так преклонялся. Музыкант сам дирижировал Реквиемом в Церкви Святого Марка в Милане. Произведение критиковалось за светский характер и свободное обращение с текстом заупокойной мессы: некоторые его страницы могли бы войти в оперное творчество Верди. Несмотря на это, Реквием с успехом звучал в Париже, Лондоне, Берлине и Вене.

Концерт в Зале Зарядье посвящается памяти оперного певца Дмитрия Хворостовского, ушедшего из жизни 22 ноября 2017 года.


Программа

В программе возможны изменения

Верди

Реквием для четырёх солистов, хора и оркестра

Ильдар Абдразаков

Один из самых востребованных оперных певцов современности.

Родился в Уфе. Окончил Уфимский государственный институт искусств (класс профессора Миляуши Муртазиной). После выпуска приглашён в Башкирский государственный театр оперы и балета в статусе солиста. В конце 1990-х стал лауреатом ряда престижных вокальных конкурсов, в том числе обладателем Гран-при пяти международных конкурсов.

Обладатель двух премий «Грэмми» (2011) и премии Oscar della Lirica («Оперный Оскар», 2012), премии Casta Diva в номинации «Певец года» (2017), премии фонда Villa Bertelli за «Великолепное исполнение в истинной итальянской традиции» (2021).

В 1998 году дебютировал на сцене Мариинского театра, исполнив партию Фигаро в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Победа на Международном конкурсе имени Марии Каллас в Парме в 2000 году вывела его на мировой уровень. В 24 года дебютировал на сцене театра Ла Скала, а в дальнейшем стал выступать на ведущих оперных площадках мира, включая Метрополитен-оперу, Ковент-Гарден и Венскую государственную оперу. В 2009 году певец дебютировал на Зальцбургском фестивале и с тех пор является регулярным участником престижного оперного форума.

В 2016 году основал Фонд поддержки и продвижения молодых талантов в области искусства и развития международных культурных связей, а в 2017 году — одноимённый фестиваль с ежегодной образовательной программой по развитию молодых дарований. Со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon выпустил несколько альбомов. В 2018 году дебютировал в партии Бориса Годунова в Парижской опере (спектакль поставлен режиссёром Иво ван Хове). В 2019 году дебютировал в качестве режиссёра в постановке оперы «Аттила» в Башкирском государственном театре оперы и балета в Уфе.

Осенью 2022 года Ильдар Абдразаков вновь был удостоен чести открыть сезон в театре Ла Скала премьерой спектакля «Борис Годунов», что стало абсолютным рекордом (шестым) по числу открытий в этом театре для российских артистов.

Несмотря на высокую востребованность в мире, уделяет внимание поддержке молодых оперных певцов и развитию культурных связей в России.

Ильдар Абдразаков стал лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства за 2023 год.

В 2024 году вошёл в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. С декабря 2024 года является руководителем Севастопольского театра оперы и балета.

Ксения Дудникова

Меццо-сопрано.

Родилась в Андижане (Узбекистан). Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Клары Кадинской). 

С 2011 по 2021 год — солистка оперной труппы Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 2015 году дебютировала на исторической сцене Большого театра в партии Маргариты («Осуждение Фауста» Берлиоза). С октября 2021 года — солистка оперной труппы Большого театра.

Выступает в ведущих театрах мира, среди которых Ковент-Гарден, Парижская национальная опера, Дрезденская государственная опера (Опера Земпера), Государственная опера Штутгарта, Большой театр Женевы, Цюрихская опера, Théâtre Royal de la Monnaie (Брюссель), Gran Teatre del Liceu в Барселоне, Teatro de la Maestranza в Севилье, Театр Сервантеса в Малаге и др. Принимала участие в фестивалях «Флорентийский музыкальный май», в Зальцбургском фестивале и фестивале духовной музыки в Риге.

Сотрудничает с Новосибирским театром оперы и балета, Михайловским театром, Пермским театром оперы и балета, Татарским театром оперы и балета имени М. Джалиля, Московским театром «Новая Опера» имени Е. В. Колобова.


Алексей Татаринцев

Заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова в Москве, там же аспирантуру (класс заслуженной артистки России, доцента Веры Александровой). 

Лауреат Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2008), Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург, 2008), Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (Москва, 2009). Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Опера. Мужская роль» (за роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016). Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» (2016).

С 2008 года – солист Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. Сотрудничает с ведущими оперными театрами в России и за рубежом. Приглашённый солист Большого театра России и Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Участник творческих проектов под руководством Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, Теодора Курентзиса и других дирижёров. Сотрудничает с мужским хором Московского Сретенского монастыря. 

Дебютировал на сцене Большого театра в 2010 году с партией Яши в мировой премьере оперы французского композитора Фенелона «Вишнёвый сад» в концертном исполнении. В 2011 году в той же роли дебютировал на европейской сцене – в Парижской опере. В 2013 году участвовал в постановке «Евгения Онегина» в Teatro Regio в Турине (Ленский).

В 2017 году выступил в США, исполнив партию Герцога в «Риголетто» Верди в оперном театре Палм-Бич (Майами, США). В этой же партии выступал в оперном театре города Мальмё в Швеции. 11 ноября 2020 года дебютировал в партии графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини на сцене Большого театра (дирижёр – Туган Сохиев).

Участник международных фестивалей в Германии, Франции, Финляндии, Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Нидерландах. В 2023 году исполнил партию Аврелиана в опере «Аврелиан в Пальмире» Россини в рамках фестиваля Россини в Пезаро (Италия). Ведёт активную концертную деятельность. Неоднократно выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тамбове, Липецке и других городах.

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Важнейшую роль в формировании творческого облика коллектива, основанного в 1936 году, сыграла деятельность двух мастеров хорового искусства — первых художественных руководителей хора Н. М. Данилина и А. В. Свешникова.

Уже в период становления коллектив уверенно занял позицию флагмана отечественного хорового исполнительства. Многие годы хор служил творческой лабораторией для новой советской музыки. Под руководством Свешникова впервые были исполнены сочинения Шостаковича («Десять поэм на слова революционных поэтов», оратория «Песнь о лесах», кантата «Над родиной нашей солнце сияет», две обработки русских народных песен), Свиридова («Пять хоров на стихи русских поэтов», «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория»), а также произведения Шебалина, Шапорина, Щедрина, Голубева, Эшпая и других композиторов. Среди большого количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году грамзапись «Всенощного бдения» Рахманинова, удостоенная множества международных наград.

В 1980–2020 годах руководителями Государственного академического русского хора были знаменитые дирижёры: И. Г. Агафонников, В. Н. Минин, Е. С. Тытянко, И. И. Раевский, Б. Г. Тевлин, Е. К. Волков, Г. А. Дмитряк. С августа 2024 года коллектив возглавила Екатерина Антоненко.

Московский государственный симфонический оркестр

Создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО выступает в лучших залах страны с разнообразными программами, формируя и представляя их как для молодого поколения с целью привить потребность в посещении концертных залов, так и для искушённой, требовательной публики.

Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии. С 2020 года коллектив участвует в проектах Международного музыкального фестиваля ArsLonga, а именно — #БетховенMарафон (2020), #ЧайковскийМарафон (2021) и #БрамсМарафон (2022), в рамках которых в течение одного дня исполняются все инструментальные концерты выбранного композитора. МГСО также представил ряд литературно-музыкальных композиций и симфонических спектаклей, в которых принимали участие известные актёры театра и кино: Дарья Мороз, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ирина Пегова и др. Оркестр активно сотрудничает со звёздами оперной сцены, такими как Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский и др.

Среди ключевых событий в концертном сезоне 2024–2025: открытие Седьмого концертного сезона в Зале Зарядье с участием звёзд мировой оперной сцены Рамона Варгаса и Ильдара Абдразакова, исполнение всех симфоний П. И. Чайковского и постановка оперы «Евгений Онегин», а также оперы «Тангейзер» Вагнера. Концерты сезона пройдут с участием выдающихся дирижёров и солистов, среди которых Юстус Франтц, Дмитрий Юровский, Елена Стихина, Ольга Перетятько, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, а также с артистами театра и кино — Евгением Мироновым, Мариной Александровой, Дарьей Мороз и др. 

Коллектив принял участие в качестве оркестра-резидента в Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» и в фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде. В течение сезона пройдут гастроли в Самаре, Калининградской и Челябинской областях.

Иван Рудин

Заслуженный артист России. Как пианист учился в классе профессора Татьяны Зеликман в МССМШ имени Гнесиных. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в классах профессоров Льва Наумова и Сергея Доренского, Гамбургскую высшую школу музыки у профессора Евгения Королёва. Сольную карьеру и гастрольную деятельность начал в 11 лет.

Лауреат престижных международных конкурсов. В 2020 году стал лауреатом премии Москвы в области музыкального искусства. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. Как дирижёр окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в классе профессора Владимира Альтшулера.

В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. Сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами, среди которых Симфонический оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и др.

С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России. Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.

Переносы и отмены

27.09
Сб
19:00
Большой зал

Художественный руководитель — Андрей Полторухин

04.10
Сб
13:00
Малый зал

Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон 

19:00
Малый зал

Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр