#зарядиськлассикой Пушкинская карта

6+

I отделение — 30 минут, II отделение — 45 минут
02.10
чт 19:00 Большой зал

«Свиридов — 110»
Сергей Шакуров, художественное слово

#зарядиськлассикой Пушкинская карта

6+

I отделение — 30 минут, II отделение — 45 минут
02.10
чт 19:00 Большой зал

Сергей Шакуров, художественное слово

Полина Шамаева, меццо-сопрано
Даниил Акимов, бас

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин

К 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова

В творчестве Георгия Свиридова основополагающей становится тема Родины. Композитор обращается к критическим, переломным моментам истории страны, чтобы осмыслить её судьбу, понять путь развития России. Этот образ в произведениях Свиридова приобретает символический смысл, поднимаясь до высшего обобщения: «Россия — страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа». Таковы «Русь моя, жизнь моя» из «Песен о России», «Матушка Русь» из «Весенней кантаты» (на стихи Н. Некрасова), «Патетическая оратория» (на стихи В. Маяковского).

В Зале Зарядье впервые прозвучит неизвестное сочинение мастера — оратория для солистов, хора и симфонического оркестра «Семь песен о России» на слова А. Блока. Сочинение сохранилось в виде набросков партитуры и рукописи клавира с указанием музыкальных инструментов. Авторский замысел восстановил и оркестровал современный композитор Алексей Сюмак.

Первая песня будущей оратории «Под насыпью, во рву некошенном…» появилась в 1967 году. В 1974–1976 годах сформировалась первая редакция оратории под названием «Пять песен о России». Постепенно замысел расширялся, и появилась новая редакция — «Семь песен о России». Композитор неоднократно возвращался к этой идее, количество песен росло, изменялось авторское представление о жанре и форме сочинения, однако оно так и не было завершено.

«Я хочу создать миф: Россия. Пишу всё об одном, что успею, то сделаю. Сколько даст Бог», — такова художественная сверхзадача, которую ставил перед собой Свиридов. Триада ораторий на слова С. Есенина, В. Маяковского и А. Блока является основным корпусом сочинений, в которых с наибольшей силой раскрывается свиридовский миф «Россия».

Концерт проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Программа

В программе возможны изменения

I отделение

Свиридов

«Семь песен о России» на слова А. Блока. Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра
Мировая премьера. Восстановление авторского замысла, оркестровка, аранжировка Алексея Сюмака

II отделение

Свиридов

Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» для симфонического оркестра

Полина Шамаева

Cолистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште, приглашённая солистка Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета. Победительница и обладатель приза зрительских симпатий пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия-Культура» и лауреат премии «Онегин» в номинации «Фаворит».

Образование получила в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей (дирижёрско-хоровое отделение) и Академии хорового искусства имени В. С. Попова, которую окончила по двум специальностям — «Хоровое дирижирование» (2011) и «Сольное пение» (2016).

Выступает с различными коллективами на лучших концертных площадках России и зарубежья. Принимала участие в международных фестивалях.

Сотрудничала с такими выдающимися дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Юровский, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Александр Сладковский, Томас Зандерлинг, Андрес Мустонен и др.

В репертуаре певицы более 20 оперных партий, среди которых Кармен, Любаша («Царская невеста»), Ольга («Евгений Онегин»), Фенена («Набукко»), Маддалена («Риголетто»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), партии меццо-сопрано более чем в 55 произведениях кантатно-ораториального жанра и более 200 романсов и песен.


Даниил Акимов

Родился в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс С. Волжанского). С 2018 года — студент Московской консерватории (класс народного артиста Российской Федерации, профессора П. Скусниченко). 

В 14 лет дебютировал с оркестром народных инструментов, в 17 лет — в партии Бланзака в опере Россини «Шёлковая лестница» на сцене театра «Геликон-опера».

Лауреат международных и всероссийских конкурсов, в том числе II Всероссийского открытого фестиваля-конкурса детско-юношеского академического пения имени М. И. Ланды, V Международного вокального детско-юношеского конкурса имени С. Я. Лемешева, XXI Международного студенческого конкурса вокалистов Лидии Абрамовой Bella voce, I Международного конкурса молодых оперных певцов имени С. Я. Лемешева, I Всероссийского конкурса «Звёзды EXEED», V Международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов PianoVoce. 

В 2018–2019 годах выступал в составе Академического ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова. В 2020 году дебютировал в Оперном театре Московской консерватории в партии Бенуа и Альциндора в опере Пуччини «Богема». В 2021 году исполнил партию Старого цыгана в опере Рахманинова «Алеко». В июне 2021 года был принят стажёром в оперную труппу Большого театра России, где дебютировал в партии Мазетто («Дон Жуан» Моцарта, премьерные спектакли). Также на сцене театра исполнил партии Дворника и Часового («Катерина Измайлова» Шостаковича), Коллена («Богема» Пуччини), Дона Пруденцио («Путешествие в Реймс» Россини), Офицера («Севильский цирюльник» Россини), Брабантского дворянина («Лоэнгрин» Вагнера), Митюхи («Борис Годунов» Мусоргского).

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

История коллектива берёт начало в 1936 году, когда в столице были созданы два важнейших коллектива страны — Государственный симфонический оркестр и Государственная хоровая капелла, впоследствии Государственный хор СССР. Художественным руководителем коллектива был назначен Николай Данилин. Являясь последним регентом Московского Синодального хора, он был первым исполнителем хоровых шедевров Сергея Рахманинова — Литургии святого Иоанна Златоуста и «Всенощного бдения». Данилин провёл первый конкурсный набор артистов, в состав хора также вошли певцы хоровой капеллы Всесоюзного радио, организованной Александром Свешниковым в 1928 году. Ввиду того, что Данилин одновременно являлся художественным руководителем Ленинградской капеллы, первый концерт коллектива состоялся 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов под управлением Александра Свешникова. Вскоре происходит смена руководителей ведущих хоровых коллективов страны: Свешникова переводят в Ленинградскую капеллу, а Данилина — в Государственный хор, руководителем которого он являлся в течение двух последующих сезонов. 

С 1941 по 1980 год во главе хора — Александр Свешников, важнейшая фигура в советском хоровом искусстве. В 1942 году хор был переименован в Государственный хор русской песни, в годы Великой Отечественной войны коллектив дал десятки концертов — в тылу и в расположении воинских частей, выступал в только что освобождённых городах. В течение 1945 года Государственный хор выступил перед воинскими частями Советской Армии в Берлине, Праге, Вене, Будапеште. 

В 1955 году коллектив был вновь переименован в Государственный академический русский хор СССР.

В эпоху Александра Свешникова Государственный хор отличала широкая репертуарная палитра. Хору доверяли премьеры своих сочинений Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин и другие советские композиторы. Наряду с обработками народных песен и произведениями отечественных авторов в репертуаре коллектива важное место занимала западноевропейская музыка. В послевоенные годы в репертуар хора вошли сочинения композиторов эпохи Возрождения Палестрины и Лассо, музыка композиторов эпохи барокко Монтеверди, Баха, Генделя, Вивальди, Йомелли, Лотти. В 1970-е Государственный хор под управлением Хельмута Риллинга исполнил Мессу си минор Баха.

Среди большого количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1965 году грамзапись «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова.

После кончины Александра Свешникова во главе легендарного хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024–2025 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.

Государственный хор принимает участие в важнейших государственных проектах и музыкальных торжествах на высшем уровне. Хор участвовал в праздновании Победы в Великой Отечественной войне, в 1000-летии Крещения Руси. 

В настоящее время коллектив регулярно принимает участие в Днях славянской письменности и культуры, Московском Пасхальном фестивале и других мероприятиях.

Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. Выступал со многими выдающимися дирижёрами современности, среди которых Кристоф Эшенбах, Теодор Курентзис, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Василий Синайский, Александр Сладковский, Александр Рудин.

Московский государственный симфонический оркестр

Создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО выступает в лучших залах страны с разнообразными программами, формируя и представляя их как для молодого поколения с целью привить потребность в посещении концертных залов, так и для искушённой, требовательной публики.

Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии. С 2020 года коллектив участвует в проектах Международного музыкального фестиваля ArsLonga, а именно — #БетховенMарафон (2020), #ЧайковскийМарафон (2021) и #БрамсМарафон (2022), в рамках которых в течение одного дня исполняются все инструментальные концерты выбранного композитора. МГСО также представил ряд литературно-музыкальных композиций и симфонических спектаклей, в которых принимали участие известные актёры театра и кино: Дарья Мороз, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ирина Пегова и др. Оркестр активно сотрудничает со звёздами оперной сцены, такими как Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский и др.

Среди ключевых событий в концертном сезоне 2024–2025: открытие Седьмого концертного сезона в Зале Зарядье с участием звёзд мировой оперной сцены Рамона Варгаса и Ильдара Абдразакова, исполнение всех симфоний П. И. Чайковского и постановка оперы «Евгений Онегин», а также оперы «Тангейзер» Вагнера. Концерты сезона пройдут с участием выдающихся дирижёров и солистов, среди которых Юстус Франтц, Дмитрий Юровский, Елена Стихина, Ольга Перетятько, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, а также с артистами театра и кино — Евгением Мироновым, Мариной Александровой, Дарьей Мороз и др. 

Коллектив принял участие в качестве оркестра-резидента в Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» и в фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде. В течение сезона пройдут гастроли в Самаре, Калининградской и Челябинской областях.

Иван Рудин

Заслуженный артист России.

Родился в 1982 году. Начал своё обучение в качестве пианиста в МССМШ имени Гнесиных (класс профессора Т. Зеликман). В 2005 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Л. Наумова), затем ассистентуру-стажировку (класс профессора С. Доренского). Также обучался в Гамбургской высшей школе музыки у профессора Е. Королёва. Впоследствии окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в качестве дирижёра (класс профессора В. Альтшулера). 

Лауреат престижных международных конкурсов. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Хибла Герзмава, Наталия Гутман, Владимир Крайнев, Александр Лазарев, Маргарет Прайс, а также с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Большого театра, Национальным филармоническим оркестром России и др.

В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России.

Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.

Переносы и отмены

04.10
Сб
13:00
Малый зал

Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон 

19:00
Малый зал

Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века

02.11
Вс
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

03.11
Пн
19:00
Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин

04.11
Вт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр