Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин
В общей панораме творчества Дебюсси симфонических произведений не так много. И всё же этого оказалось достаточно, чтобы задать новый вектор в развитии музыки. Дебюсси — создатель симфонизма нового типа, симфонизма концептуального. Все оркестровые пьесы Дебюсси имеют названия, но, как и в прелюдиях для фортепиано, эти заголовки отражают здесь лишь часть содержания. В них заложен не иллюстративный, а символический смысл. Часто эти символы не только вербальные, но и музыкальные. Так оркестровые сочинения Дебюсси оказываются тесно связаны с его magnum opus — оперой «Пеллеас и Мелизанда». Например, главный мотив «Облаков» (первая часть «Ноктюрнов») пришёл из «Пеллеаса»; в опере звучит и фрагмент из «Послеполуденного отдыха фавна». Это в очередной раз подтверждает глубину творческого метода Дебюсси.
Музыкальный театр занимает центральное место в творчестве Карла Орфа. Самой знаменитой в этом ряду стала кантата Carmina Burana, которая принесла композитору мировую славу. «С Carmina Burana начинается моё собрание сочинений», — утверждал Орф. Именно эта партитура открывает целый ряд сценических произведений в смешанных жанрах, где сочетаются элементы оратории, оперы и балета, драматического театра и средневековой мистерии, уличных карнавальных представлений и итальянской комедии масок.
Carmina Burana переводится как «Бойренские песни» (от названия монастыря в Баварских Альпах). Это рукописный сборник XIII века, составленный из текстов вагантов — странствующих средневековых поэтов, которые воспевали земные радости, прославляли любовь, вино и античных богов, осмеивали аскетическую церковную мораль. Это объясняет специфическое содержание этой кантаты: по определению Андреаса Лиса, первого исследователя творчества Орфа, «эта театральная фантазия — не сюжетная драма, а статический театр живых картин».
В программе возможны изменения
I отделение
«Послеполуденный отдых фавна»
«Ноктюрны»
II отделение
Кантата Carmina Burana
История хора берёт начало в 1936 году, когда в столице были созданы два важнейших коллектива страны — Государственный симфонический оркестр и Государственная хоровая капелла, впоследствии Государственный хор СССР. Художественным руководителем коллектива был назначен самый авторитетный хоровой дирижёр своего времени Николай Данилин, первый исполнитель хоровых шедевров Рахманинова.
В 1941 году руководителем хора стал Александр Свешников. В 1942 году хор был переименован в Государственный хор русской песни, в годы Великой Отечественной войны коллектив дал десятки концертов в тылу и в расположении воинских частей.
В эпоху Александра Свешникова Государственный хор отличала широта репертуарной палитры. Хору доверяли премьеры своих сочинений Шостакович, Свиридов, Щедрин и другие советские композиторы. Наряду с обработками народных песен и произведениями отечественных авторов в репертуаре коллектива важное место занимала западноевропейская музыка, в том числе сочинения эпохи Возрождения и барокко.
После кончины Александра Свешникова в 1980 году во главе хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров: Игорь Агафонников, Владимир Минин, Евгений Тытянко, Игорь Раевский, Борис Тевлин, Евгений Волков, Геннадий Дмитряк. С сезона 2024/2025 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.
Оркестр создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО регулярно выступает в лучших залах страны. Репертуар оркестра отличается разнообразием и широтой охвата. Коллектив стремится не только поддерживать интерес искушённых меломанов, но и привлекать молодое поколение к миру классической музыки.
Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии; участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии.
Среди ключевых событий в концертном сезоне 2025/2026: исполнение оперы «Алеко» с И. Абдразаковым на IX Международном фестивале оперы и балета «Херсонес» в г. Севастополе; исполнение симфоний С. В. Рахманинова, И. Брамса, Л. Ван Бетховена; постановка опер «Пиковая дама» П. И. Чайковского и «Лоэнгрин» Р. Вагнера. В течение сезона пройдут гастроли в Кувейте, Беларуси, а также городах России: Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре, Воронеже, Липецке, Светлогорске и др.
Заслуженный артист России.
Родился в 1982 году. Начал своё обучение в качестве пианиста в МССМШ имени Гнесиных (класс профессора Т. Зеликман). В 2005 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Л. Наумова), затем ассистентуру-стажировку (класс профессора С. Доренского). Также обучался в Гамбургской высшей школе музыки у профессора Е. Королёва. Впоследствии окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в качестве дирижёра (класс профессора В. Альтшулера).
Лауреат престижных международных конкурсов. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Хибла Герзмава, Наталия Гутман, Владимир Крайнев, Александр Лазарев, Маргарет Прайс, а также с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Большого театра, Национальным филармоническим оркестром России и др.
В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России.
Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.
Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас
Концертмейстер — Алина Смирнова
Перенесён с 17.11.2025
Перенесён с 17.11.2025
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Отменен
Отменен
Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка
Перенесён с 19.11.2025
Перенесён с 19.11.2025
Перенесён с 20.09.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025