30.11
вс 19:00 Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Яна Дьякова, меццо-сопрано
Сергей Годин, тенор
Беньямин Суран, бас-баритон

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Екатерина Антоненко

Московский камерный оркестр Musica Viva
Дирижёр — Александр Рудин

Концерт посвящен 65-летию дирижёра Александра Рудина.

В 1745 году претендент на английский престол Карл Стюарт с войсками наёмников высадился в Шотландии, и вся Англия поднялась на борьбу с чужеземным вторжением. Чувства 60-летнего Генделя были едины с чувствами народа Англии, к тому времени ставшей ему второй родиной. В этот период приобрели особую популярность образы библейских героев, сражавшихся за свободу страны и веру отцов, и одного из них композитор избрал для своего нового произведения. Иуда Маккавей — исторический персонаж, погибший в 160 году до н. э. в ходе восстания иудеев, защищавших свою веру. Имя Маккавей («молот на врагов»), сначала принадлежавшее только Иуде, впоследствии было распространено на всех участников восстания, что нашло своё отражение в названии двух книг Ветхого завета.

Летом 1746 года Гендель создал ораторию «Иуда Маккавей», предназначенную для праздников в честь герцога Камберленда, под руководством которого английские войска одержали победу.  

Оратория впервые прозвучала 1 апреля 1747 года в Лондоне, в Ковент-Гардене, под управлением автора. При его жизни «Иуда Маккавей» имел огромный успех и исполнялся около 30 раз — больше, чем любая другая его оратория. Это была окончательная победа Генделя, завершившая его 35-летнюю борьбу за признание в Великобритании, где по сей день его считают национальным композитором и традиционно исполняют его произведения на коронациях и иных официальных торжествах.

Оратория будет исполнена с купюрами.

Программа

В программе возможны изменения

Гендель 

Оратория «Иуда Маккавей», HWV 63

Диляра Идрисова

Сопрано, лауреат Национальной оперной премии «Онегин», лауреат театральной премии «Золотая маска». Одна из самых разносторонних певиц своего поколения, в репертуаре которой соседствуют Вивальди, Римский-Корсаков и Мартынов. 

Родилась в Уфе. Окончила Средний специальный музыкальный колледж по классу фортепиано (2007), Уфимскую академию искусств имени З. Исмагилова по специальности «Сольное пение» (класс профессора М. Муртазиной) и ассистентуру-стажировку Московской консерватории (класс профессора Г. Писаренко). 

Победительница множества престижных вокальных конкурсов, среди которых Международный конкурс имени З. Исмагилова (Уфа), «Искусство XXI века» (Италия), конкурс оперных певцов в Тулузе (Франция) и др.

С 2014 года — солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. 

В 2014 году певица была приглашена к участию в проектах австрийского агентства Parnassus Arts Productions. Дебютом стало исполнение партии Лизауры в опере Генделя «Александр» в Концертном зале имени П. И. Чайковского, в брюссельском зале Bozar и Гёте-театре (Бад-Лаухштедт). Затем последовали успешные выступления на ведущих зарубежных и российских сценах. 

В феврале 2019 года первым сольным концертом в своей жизни открыла VI Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» в Англиканской церкви Святого Андрея. С пианистом Лукасом Генюшасом представила программу «Только Гендель». В том же году, но уже на закрытии фестиваля, участвовала в российской премьере оперы Винчи «Сигизмунд, король Польши». В дальнейшем певица неоднократно принимала участие в фестивале в качестве солистки.

В 2019 году исполнила сольные программы в Анкаре и в московском «Аптекарском огороде» в рамках фестиваля музыки барокко Barocco Nights.

Певица сотрудничает с такими ансамблями и оркестрами, как Armonia Atenea, il Pomo d’Oro, Les Accents, l’arte del mondo, Capella Cracoviensis, Musica Viva, Pratum Integrum, Questa Musiсa, Camerata Vivaldiana, ГАСО России имени Е. Ф. Светланова, ГАКО России, а также с дирижёрами: Хансйоргом Альбрехтом, Георгием Петру, Тибо Ноали, Вернером Эрхардом, Яном Томашем Адамусом, Йорном Бойзеном, Кристофом Поппеном, Фрицем Крамером, Александром Рудиным, Максимом Емельянычевым, Дмитрием Корчаком. Выступала со звёздами мировой оперы: Энн Халленберг, Франко Фаджоли, Хуаном Санчо, Хавьером Сабата, Юлией Лежневой, Лоуренсом Браунли, Майклом Спайерсом и др.

Участвовала в записи барочных опер «Адриан в Сирии», «Германик в Германии», «Сигизмунд, король Польши» и «Венецианская ярмарка».


Яна Дьякова

Лауреат международных конкурсов и Национальной оперной премии «Онегин», лауреат премии «Нижегородская жемчужина».

Окончила Самарскую государственную академию культуры и искусств. Участница V Международного телевизионного проекта «Большая опера» на канале «Россия-Культура». Участница Международного оперного фестиваля имени М. Д. Михайлова (Чебоксары), фестиваля музыки барокко Barocco Nights (Москва) и других.

Сотрудничала с такими дирижёрами, как Оливер Диас, Эйюб Кулиев, Димитрис Ботинис, Фабио Мастранджело, Иржи Штрунц, Паоло Маркезе, Артём Давыдов, Филипп Чижевский, Сергей Кисс и др. Участвовала в мастер-классах Елены Образцовой, Натали Дессей, Маквалы Касрашвили, Галины Писаренко, Дмитрия Вдовина, Юлии Лежневой.

В 2020–2021 годах проходила стажировку в Театре имени Йозефа Каетана Тыла (Пльзень, Чехия).

В 2020 году дебютировала в миланском Teatro San Babila.

С 2022 года – солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.

Сергей Годин

Родился во Владимирской области. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат Международного конкурса в рамках Фестиваля славянской музыки в Москве (2006). В сезоне 2017–2018 — солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского (ныне Камерная сцена Большого театра России).

В 2018 году приглашён в труппу Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В репертуаре певца: Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Феррандо, Дон Оттавио, Тит и Дон Базилио («Так поступают все», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), граф Альмавива («Севильский цирюльник» Россини) и другие партии.

С февраля 2023 года — солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.

Принимал участие во многих проектах Дягилевского фестиваля, в том числе в постановке оратории «Жанна д’‎Арк на костре» Онеггера (режиссёр — Ромео Кастеллуччи), в опере «Идоменей» Моцарта (заглавная партия, дирижёр — Теодор Курентзис) и оратории In nativitatem Domini canticum Шарпантье (с хором Parma Voices под управлением Евгения Воробьёва). Совместно с оркестром и хором musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнял сольные партии в Реквиеме Моцарта (Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Большой зал Московской консерватории) и «Пульчинелле» Стравинского (Зад Зарядье, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии).

Участвовал в фестивалях «Территория» (перформанс Анны Абалихиной «Закрой мне глаза») и «Хор без границ» Минин-хора (партия тенора в симфонии-действе «Перезвоны» Гаврилина). Выступал в Хорватском национальном театре (Загреб).

Сотрудничал с Владимиром Мининым, Владимиром Федосеевым, Филиппом Чижевским, Дмитрием Синьковским, Венсаном Дюместром, Робертом Уилсоном, Ромео Кастеллуччи, Питером Селларсом, Константином Богомоловым, Елизаветой Мороз.

В 2024 году стал лауреатом IX Национальной оперной премии «Онегин».



Беньямин Суран

В настоящее время один из наиболее популярных молодых бас-баритонов, специализирующихся на барочном репертуаре. 

Выпускник Музыкальной академии в Загребе (класс профессора Тановицкого). 

Завоевал несколько наград, включая I премию и Гран-при Международного конкурса имени Стояна Ганчева, а также первые премии на Международном конкурсе имени Лава Мирского в Осиеке (Хорватия), Конкурсе Хорватского общества педагогов музыки и танца, Конкурсе оперных певцов в Мальяно (Италия) и Международном музыкальном конкурсе в Мариборе (Словения). Удостоен звания лауреата Международного музыкального конкурса в Будапеште (Венгрия).

Исполнил партии: Дулькамары («Любовный напиток» Доницетти) на фестивале в Брегенце; Дона Профондо («Путешествие в Реймс» Россини) в Словенском национальном театре оперы и балета; Первого солдата и Первого назаретянина («Саломея» Штрауса) в Teatro Massimo (Палермо). Дебютировал в партии Якусидэ («Мадам Баттерфляй» Пуччини) в Зале музыкальных фестивалей в Баден-Бадене и Берлинской филармонии под управлением Кирилла Петренко. Как солист Хорватского национального театра в Загребе исполнил большое количество партий, в том числе Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), Коллена («Богема» Пуччини), Банко («Макбет» Верди), Эскамильо («Кармен» Бизе), Мазетто («Дон Жуан» Моцарта), Папагено («Волшебная флейта» Моцарта), Франка («Летучая мышь» Штрауса).

Кроме того, выступает как солист в ораториях эпохи барокко, таких как «Воскресение»,  «Мессия», «Израиль в Египте» Генделя, а также в «Магнификате», «Страстях по Матфею» и «Страстях по Иоанну» Баха. Концертный репертуар включает Девятую симфонию Бетховена. 

Выступал в известных концертных залах в Хорватии, Германии, Словении, Италии и Венгрии. Сотрудничал с такими дирижёрами, как Кирилл Петренко, Давид Рунц, Габор Холлерунг, Пьер Моранди, Андреас Гиес, Иван Скендер, Иван Репушич, Срболюб Динич, Лоренцо Пассерини.

Московский камерный оркестр Musica Viva

История оркестра началась в 1978 году, когда скрипач и дирижёр Виктор Корначёв основал ансамбль из девяти выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший до оркестра, возглавил Александр Рудин, который и дал ему название Musica Viva.

Сегодня Musica Viva – это оркестр, исполняющий музыку разных эпох, стилей и жанров. Интерпретации коллектива отличает стремление музыкантов к исторической точности. Большое место в репертуаре занимают редко звучащие и «забытые» произведения прошлого. Так, в исполнении оркестра в России впервые прозвучал ряд сочинений Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Отдельный пласт творческой деятельности коллектива составляют произведения современных композиторов. В разные годы Musica Viva осуществил премьеры сочинений Вячеслава Артёмова, Арво Пярта, Аулиса Саллинена, Валентина Сильвестрова, Александра Маноцкова, Андрея Головина, Сергея Ахунова и др.

В течение последнего десятилетия Musica Viva осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижёров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (в парижской редакции 1774 года), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва, «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата «Аполлон и Дафна» и серената «Ацис, Галатея и Полифем» Генделя, а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». В рамках Генделевского фестиваля, который состоялся в Москве в Концертном зале имени П. И. Чайковского в сентябре 2021 года, оркестр Musica Viva исполнил ораторию «Теодора» (дирижёр – Александр Рудин) и псалом Dixit Dominus (дирижёр – Андреас Шперинг) с международным составом солистов и вокальным ансамблем Intrada.

Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и др.

Александр Рудин

Виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

Родился в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 году – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). 

Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижёр Московского камерного оркестра Musica Viva. 

Получив академическое образование, Александр Рудин увлёкся исторически информированным исполнительством и со временем пришёл к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

В репертуар музыканта входят произведения четырёх столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

Вместе с оркестром Musica Viva Рудин, впервые в современной России, исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников: Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

Переносы и отмены

27.09
Сб
19:00
Большой зал

Художественный руководитель — Андрей Полторухин

04.10
Сб
13:00
Малый зал

Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон 

19:00
Малый зал

Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр