08.02
вс 19:00 Большой зал

Вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко представит программу из духовных и светских хоровых произведений Альфреда Шнитке. Еврей по отцу, немец по матери, Шнитке всегда ощущал себя русским композитором. В возрасте 48 лет он принял крещение в католической церкви Святого Августина в Вене, но исповедовался у православного священника, отца Николая. Раз в полгода духовник посещал его московский дом. В Шнитке священник отмечал «внимание к своей внутренней жизни», «необычайную чуткость совести» и «глубокое покаяние», которое отразилось на его хоровом творчестве: «Особенно жаждою искупления грехов проникнут покаянный концерт, „Стихи покаянные“ из двенадцати частей на тексты XVI века. Это мольба о милосердии и выражение веры в Божье ми­лосердие... Качество смирения, чувство покаяния его так украша­ло, что привлекало к нему сердце. Когда я встретился с ним, то по­чувствовал этот дух даже без разговора с ним: ни в коем случае не чувство гордыни, но сознание своего достоинства и чувство вер­ности своему призванию».

По среднему образованию Шнитке был хормейстером, но долгое время не решался сочинять крупные произведения для хора без сопровождения. Пытаясь обратить его внимание на этот жанр, дирижёр Валерий Полянский регулярно приглашал музыканта на свои концерты, где исполнял духовную музыку русских композиторов. Наконец Шнитке решился и за одну ночь написал Три духовных хора: «Богородице Дево, радуйся», «Гос­поди Иисусе», «Отче наш». За ними последовали и другие произведения, со временем занявшие своё место в мировом хоровом репертуаре.

Программа

В программе возможны изменения

«Голоса природы» для десяти женских голосов и вибрафона, op. 79
Из музыки к кинофильму М. Ромма «И всё-таки я верю…»

«Стихи покаянные» для смешанного хора без сопровождения в двенадцати частях, op. 203
К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века

Три духовных хора для смешанных голосов

Вокальный ансамбль Intrada

Московский коллектив под руководством Екатерины Антоненко. Ансамбль нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и узнаваемый исполнительский стиль. В 2019 и 2021 годах признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение». В 2021 году стал лауреатом I степени Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».

Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими как камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Voces8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, «Оркестр века Просвещения», Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман и др. В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.

Вокальный ансамбль Intrada с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург (2018), фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). Неоднократно участвовал в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Ансамбль зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных певческих коллективов. Благодаря совместной работе музыковедов и ансамбля Intrada в России впервые прозвучали сочинения Василия Титова, Василия Гусева, Герасима Завадовского и других композиторов русского барокко. Кроме того, коллектив осуществляет премьеры сочинений композиторов XX–XXI веков: Стива Райха, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо, Мередит Монк, Клауса Ланга, Алексея Сысоева, Ивана Муди и других.

В 2014 году Екатерина Антоненко и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии The Tallis Scholars, Intrada и Юлии Лежневой.

Екатерина Антоненко

Окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Хоровое дирижирование» (класс профессора Владимира Суханова), а также аспирантуру историко-теоретического факультета Московской консерватории (научный руководитель — Роман Насонов). 

В 2010 году выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс профессора Маркуса Крида). 

С 2012 года — педагог Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения».

Регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. По приглашению Питера Филлипса дирижировала ансамблем The Tallis Scholars в Christ Church Cathedral в Оксфорде, ассистировала Хансу-Кристофу Радеману в работе Камерного хора «РИАС» (Берлин) над сочинением «Стихи покаянные» Шнитке, готовила Дрезденский камерный хор для выступления на фестивале Wratislawia Cantans (Вроцлав, Польша) под управлением Пола Гудвина (Великобритания) и др.

В 2022 году осуществила гастроли в Израиль и аудиозапись «Всенощного бдения» Рахманинова вместе с хором PaTRAM (США). 

С 2022 по 2024 год — главный хормейстер Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В 2023 году хормейстер-постановщик спектаклей: «Летучий голландец» Вагнера (реж. Константин Богомолов), «Бал-маскарад» Верди (реж. Владиславс Наставшевс), «Человеческий голос» Пуленка — Горлинского (реж. Дмитрий Волкострелов), «Ярославна» Тищенко. В 2024 году — «Тоска» Пуччини (реж. Фёдор Федотов), «Похождения повесы» Стравинского (реж. Андрей Прикотенко) и «Пиковая дама» Чайковского (реж. Владиславс Наставшевс).

С августа 2024 года — художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

Переносы и отмены

02.11
Вс
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

03.11
Пн
19:00
Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин

04.11
Вт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр