#зарядисьновым

6+

70 минут без антракта
21.11
пт 19:00 Большой зал

«Броненосец „Потёмкин“». Новый курс

#зарядисьновым

6+

70 минут без антракта
21.11
пт 19:00 Большой зал

К 100-летию фильма Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“»

OpensoundOrchestra
Дирижёр — Станислав Малышев

Композитор — Екатерина Хмелевская

Показ немого фильма с новым музыкальным сопровождением

В 2025 году отмечает 100-летие премьеры один из важнейших фильмов в истории кинематографа — «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна. Картина была создана в эпоху немого кино и за век своего существования продемонстрировала исключительную «податливость» к музыкальным воплощениям. К юбилею фильма Союз композиторов России при участии Эйзенштейн-центра и Центра киномузыки Московской консерватории объявил опен-колл на создание новых музыкальных сопровождений. Жюри проекта возглавил киновед и глава Эйзенштейн-центра Наум Клейман.

Участникам конкурса была предоставлена свобода в выборе инструментов: приветствовался любой состав — от соло до камерного оркестра. Одним из определяющих критериев при выборе лауреатов стала оригинальность и уместность инструментального решения. По результатам отбора победителями стали три композитора Союза. Лучшей работой в номинации «Камерный оркестр» была признана музыка Екатерины Хмелевской (Москва).

Екатерина Хмелевская зарекомендовала себя в равной степени как автор рок-композиций в группе «Проект „3х3“» и талантливый академический композитор. В Нижнем Новгороде была поставлена её опера-байопик «Подводные крылья», посвящённая судьбе советского учёного и изобретателя Ростислава Алексеева (режиссёр-постановщик — Ася Желвакова). Сегодня Хмелевская создаёт вокальные и хоровые произведения, музыку к кино- и мультфильмам, мультимедийные электроакустические композиции, симфоническую и камерную музыку.

Проект проводится совместно с Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.



OpensoundOrchestra

Оркестр, специализирующийся на исполнении современной музыки. Коллектив был основан в 2018 году скрипачом и дирижёром Станиславом Малышевым и виолончелисткой Ольгой Калиновой.

Название Opensound – метафора широкого разнообразия музыки, составляющей основу репертуара. При этом одно из приоритетных направлений – исполнение сочинений молодых авторов. Оркестр принимает участие в программе Союза композиторов России «Ноты и квоты», направленной на поддержку современных композиторов. Важной частью деятельности коллектива является сотрудничество с кинокомпозиторами. Оркестр записал музыку более чем к 30 фильмам, среди которых новинки и хиты российского проката: «Вызов», «Чебурашка», «Белый снег», «Мастер и Маргарита».

OpensoundOrchestra выступает с такими музыкантами, как Алексей Любимов, Полина Осетинская, Вадим Репин, Дмитрий Илларионов, Татьяна Гринденко, Яна Дьякова, Надежда Павлова, Дмитрий Селипанов, ансамбль Marimba Plus. Записи коллектива выпущены на лейблах фирмы «Мелодия», Donemus Publishing, FancyMusic, Cold Bank.

Оркестр – участник многих фестивалей, среди которых: Московский зимний музыкальный фестиваль «Зарядье» (Москва, 2022, 2023), «Зеркало» (Юрьевец, 2022, 2023), «Преображение» (Ярославль, 2023), Chess & Jazz (Москва, 2023), Международный молодёжный фестиваль (Сочи, 2024), Международный фестиваль камерной музыки Vivarte (Москва, 2024). Коллектив осуществил мировые премьеры произведений Павла Карманова, Владимира Мартынова, Настасьи Хрущёвой. В 2024 году в Зале Зарядье была исполнена премьера балета Сергея Ахунова «Литургия».

Станислав Малышев

Российский скрипач и дирижёр, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Окончил Московскую консерваторию (класс скрипки профессора Игоря Фролова) и там же аспирантуру (класс камерного ансамбля профессора Нины Коган). Дирижёрское образование получил в Уральской консерватории имени М. Мусоргского (класс профессора Вячеслава Карташова), а также стажировался в классе профессора Игоря Дронова в Московской консерватории.

Лауреат престижных профессиональных конкурсов имени Рубинштейна и Шостаковича.

В качестве скрипача выступал с ансамблем «Студия новой музыки». Коллектив возвращает слушателям забытые имена ХХ века (М. Вайнберг, И. Вышнеградский, А. Лурье, Л. Книппер, С. Протопопов, А. Мосолов, Н. Рославец) и открывает новые (Й. Видман, Б. Десснер, Г. Прокофьев, Н. Хрущёва, Э. Низамов, П. Карманов, А. Хубеев, Н. Попов). В сезоне 2023–2024 музыканты исполнили все квартеты Шостаковича, дополнив цикл сочинениями его современников.

Малышев также сотрудничал с многочисленными оркестрами и камерными коллективами, включая Ensemble Modern, Симфонический оркестр Ниццы, Азербайджанский филармонический оркестр, Sound Up и Musica Viva. Осуществил ряд премьер скрипичных произведений как зарубежных, так и российских композиторов, – Лигети, Шельси, Янова-Яновского, Рыбникова, Уманского и др. В 2022 году вместе с Оркестром центра современной музыки Софии Губайдулиной (Казань) записал альбом скрипичных произведений отечественных авторов в рамках проекта Союза композиторов России «Звуковой обзор».

Музыкант играл на крупнейших мировых сценах: берлинском Konzerthaus, парижском Cité de la musique, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Зале Зарядье. Участвовал в авторитетных международных фестивалях: La Biennale di Venezia, Beethoven Fest, Nice Manca Musical Festival, St. Gallen.

Как дирижёр Малышев выступал со «Студией новой музыки», Симфоническим оркестром Республики Татарстан, работал с Камерным хором Московской консерватории и оркестром «Новая музыка», был дирижёром-постановщиком опер Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». В рамках фестиваля актуальной музыки Sound Up он впервые в России исполнил монопрограмму из сочинений Прокофьева, реализовал московскую премьеру его ключевого произведения Concerto for Turntables, а также осуществил российские премьеры партитур знаменитого исландского композитора Йохана Йоханнссона.

Основу творчества Станислава – и в скрипичном, и в дирижёрском амплуа – составляет современный репертуар. В 2019 году Малышев создал коллектив из молодых музыкантов OpensoundOrchestra, в котором объединил лучших музыкантов Москвы, ориентированных на интерпретацию новейшей музыки. Вместе с оркестром он активно продвигает творчество молодых российских авторов, в том числе И. Демуцкого, А. Поспеловой, М. Аникеевой, А. Хубеева, В. Горлинского, сотрудничает с композиторами-мэтрами старшего поколения – В. Мартыновым, Ю. Каспаровым, Э. Артемьевым. С OpensoundOrchestra Станислав исполнил мировые и российские премьеры симфонических произведений Г. Прокофьева (Breaking Screens, 2020), К. Ярви (Frosen Tears, 2020), В. Мартынова («Рождественский Вертеп», 2022; «Благая весть», 2023), С. Ахунова (балет «Литургия», 2023), Н. Попова («Миражи», 2023), А. Зеленского (Sem-La, 2023), С. Госса («Венецианский карнавал», 2023). Ярким дирижёрским проектом Станислава совместно с OpensoundOrchestra стало исполнение коллективного опуса К. Комольцева, С. Зятькова, А. Светличного и А. Бесогонова «Новые времена года» (2021).

Станислав Малышев неоднократно записывает саундтреки к популярным фильмам. Игру оркестра под его руководством можно услышать в таких кассовых хитах, как «Холоп 2», «Чебурашка», «Белый снег», «Один вдох», «Вызов», «Мастер и Маргарита». Также Станислав сотрудничает с джазовыми исполнителями, среди них: LRK Trio, Антон Давидянц, Дмитрий Илугдин, Marimba Plus. В числе академических исполнителей, в разные годы сотрудничавших со Станиславом, – Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Вадим Репин, Наталья Павлова, Дмитрий Илларионов, Борис Андрианов, Елена Ревич, Артём Дервоед, Полина Осетинская, Михаил Дубов, Яна Дьякова и др.

Екатерина Хмелевская

Родилась в Москве. Окончила Центральную музыкальную школу, где занималась также композицией в классе Евгения Терегулова и Леонида Бобылёва. В 2010 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Композиция» (класс профессора Юрия Воронцова), в 2013 году — аспирантуру.

Член Союза московских композиторов, Союза композиторов России. Автор оперы-байопика «Подводные крылья», вокальных и хоровых произведений, музыки к кино- и мультфильмам, мультимедийных электроакустических композиций, симфонической и камерной музыки.

Лауреат Всероссийского конкурса композиторов «Хоровая лаборатория. XXI век» в Санкт-Петербурге (I премия, дважды, 2022, 2023), Международного конкурса на лучшее сочинение для вокального ансамбля C4 в Нью-Йорке (I премия, 2023), VII Международного конкурса молодых композиторов имени Н. Я. Мясковского (I премия, 2023), Всероссийского конкурса композиторов «Эмоция» в Москве (I премия, 2023), XVI Открытого конкурса композиторов имени А. П. Петрова в Санкт-Петербурге (приз зрительских симпатий и спецприз Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, 2022), Всероссийского конкурса медиакомпозиций «Звуковая среда современности» в Москве (I премия, 2022).

Произведения композитора исполняют Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», вокальный ансамбль N’Caged, вокальное трио NOĒSIS, ансамбль CEAM Artists Центра электроакустической музыки Московской консерватории, Московский ансамбль современной музыки.

Музыка композитора звучит на Фестивале новой музыки «Пять вечеров», Международном фестивале новой музыки «Звуковые пути», Мультимедийном фестивале современной музыки «Биомеханика», Международном фестивале современной музыки «Московская осень», Санкт-Петербургском международном фестивале новой музыки reMusic.org, фестивале «Новая классика».

Участник Творческой резиденции «Живая традиция» в Карачаево-Черкесии (2025), XII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusic.org (2025), Международной лаборатории композиторов и виолончелистов Research Retreat в Зютфене, Нидерланды (2025), Международного фестиваля электроакустической музыки To Listen To в Турине, Италия (2024), проекта «Лекции по русской литературе» в Москве и Доме творчества Переделкино (2024), композиторского практикума «Голос как инструмент» вокального ансамбля N’Caged, Лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ» в Перми (2023, 2024), Международной творческой лаборатории современных композиторов «Открытый космос» в Москве и Красногорске (2023), Международного фестиваля и лаборатории современной музыки Synesthesia lab в Казани (2023), Мультимедиа-лаборатории для композиторов «Москва. Звуки города» (2023), XIII Международной академии молодых композиторов в Чайковском (2023).

В 2006–2022 годах преподавала композицию и музыкально-теоретические дисциплины в Центральной музыкальной школе. В 2010–2020 годах выступала как автор и солистка рок-группы «Проект „3х3“».

Переносы и отмены

12.09
Пт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель — Андрей Полторухин

19:00
Малый зал

Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века

13.09
Сб
13:00
Малый зал

Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон 

27.09
Сб
19:00
Большой зал

Художественный руководитель — Андрей Полторухин

04.10
Сб
13:00
Малый зал

Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон 

19:00
Малый зал

Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр