Наталья Смирнова, сопрано
Яна Дьякова, меццо-сопрано
Иван Петров, контратенор
Михаил Нор, тенор
Илья Татаков, бас-баритон
Вокальный ансамбль Intrada
Фестивальный барочный оркестр «Зарядье»
Дирижёр — Екатерина Антоненко
В праздничный предновогодний вечер артисты представят избранные рождественские сочинения Иоганна Себастьяна Баха.
Кантата Gloria in excelsis Deo, BWV 191, относится к позднему творчеству Баха, она была написана предположительно в 1742 году. За основу текста взят богослужебный гимн (из Евангелия от Луки 2.14) Gloria in excelsis Deo с малым славословием Gloria Patri, et Fílio, et Spirítui Sancto. Музыка заимствована из Мессы 1733 года, которая позже сформировала Kyrie и Gloria Мессы си минор, BWV 232. Бах использовал вступительную часть, Gloria in excelsis Deo, практически без изменений из Gloria Мессы. Для второй части он выбрал Domine Deus в слегка сокращённом виде и снабдил новым текстом. Третья часть была адаптирована аналогичным образом путём добавления нового текста к Cum Sancto Spiritu.
Магнификат создан в 1723 году, по всей вероятности, к рождественской вечерней службе в Лейпциге. Это празднично-вечерний цикл на слова евангельской молитвы «Величит душа моя Господа», состоящий из 12 номеров (5 хоров, 5 арий, дуэт альта и тенора и терцет двух сопрано с альтом). Их содержание схоже с Рождественской ораторией, BWV 248, написанной одиннадцатью годами позднее, музыка Магнификата также её предвосхищает.
Перед концертом пройдёт лекция кандидата искусствоведения Романа Насонова.
В программе возможны изменения
I отделение
Кантата Gloria in excelsis Deo, BWV 191
Кантата Süßer Trost, mein Jesus kömmt, BWV 151
II отделение
Магнификат, BWV 243a (243.1)
Родилась в городе Димитровграде. Окончила Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных по специальности «Хоровое дирижирование». Студентка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс доцента Ларисы Рудаковой).
Была участницей вокальных ансамблей Intrada, Questa Musica и «Практика». Принимала участие в постановке российской премьеры оперы «Узник» Л. Керубини, оперы «Де-ба-рр-ка-де-рр» Анны Поспеловой (2020–2021).
В 2024 году исполнила главную партию (Она) в российской премьере оперы Passion Паскаля Дюсапена (режиссёр Анна Гусева) на Дягилевском фестивале под руководством Теодора Курентзиса. В этой же роли дебютировала в сентябре 2025 года на сцене Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова.
С осени 2024 года являлась стажёром III Молодёжной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, на сцене которого исполнила партию Памины («Волшебная флейта» Моцарта) и партию сопрано («Кофейная кантата» И. С. Баха).
В 2025 году дебютировала на сцене Парижской оперы в постановке оперы «Кастор и Поллукс» Рамо под управлением Теодора Курентзиса (режиссёр Питер Селларс). В этой же постановке принимала участие на Зальцбургском фестивале (2025). Дебютировала в партии донны Исабель («Королева индейцев» Пёрселла) под управлением Теодора Курентзиса в Париже, Берлине и Антверпене.
Также в репертуаре партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Олимпии («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Аннины («Травиата» Верди) и Соловья («Соловей» Стравинского).
Лауреат международных конкурсов и Национальной оперной премии «Онегин», лауреат премии «Нижегородская жемчужина».
Окончила Самарскую государственную академию культуры и искусств. Участница V Международного телевизионного проекта «Большая опера» на канале «Россия-Культура». Участница Международного оперного фестиваля имени М. Д. Михайлова (Чебоксары), фестиваля музыки барокко Barocco Nights (Москва) и других.
Сотрудничала с такими дирижёрами, как Оливер Диас, Эйюб Кулиев, Димитрис Ботинис, Фабио Мастранджело, Иржи Штрунц, Паоло Маркезе, Артём Давыдов, Филипп Чижевский, Сергей Кисс и др. Участвовала в мастер-классах Елены Образцовой, Натали Дессей, Маквалы Касрашвили, Галины Писаренко, Дмитрия Вдовина, Юлии Лежневой.
В 2020–2021 годах проходила стажировку в Театре имени Йозефа Каетана Тыла (Пльзень, Чехия).
В 2020 году дебютировала в миланском Teatro San Babila.
С 2022 года – солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В 2014 году окончил Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (класс заслуженного деятеля искусств Республики Тыва, доцента Жанны Чаловой).
Выступал в составе фестивального хора на Музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн в Любеке (Германия). В 2012 году исполнил партию контратенора на премьере оперного сериала «Сверлийцы» в Эпизоде Дмитрия Курляндского (режиссёр Борис Юхананов) в московском Центре дизайна Artplay.
В период с 2012 по 2014 год — артист новосибирского вокального ансамбля «Хоровой консорт». С 2014 года — артист хора musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.
Летом 2022 года дебютировал на Зальцбургском фестивале в партии Духа («Дидона и Эней» Пёрселла).
Родился в Москве. В 2014 году окончил дирижёрско-хоровое отделение Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и продолжил обучение на дирижёрском факультете, затем на вокальном (класс профессора Алексея Мартынова).
Выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским камерным оркестром Musica Viva, Симфоническим оркестром радио «Орфей» и другими коллективами. Сотрудничал с известными дирижёрами, среди которых Юрий Башмет, Александр Рудин, Владимир Понькин, Кристофер Мулдс, Роберт Холлингворт, Венсан Дюместр, Питер Филлипс, Стивен Лэйтон.
Участвовал в мировой премьере оперы «Ариадна» Монтеверди, исполнив партию Рыбака (2017, реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга на Малой сцене Детского музыкального театра имени Н. И. Сац).
В 2022 году дебютировал в партиях Евангелиста в «Страстях по Иоанну» и «Рождественской оратории» И. С. Баха в Зале Зарядье с ансамблем Intrada, оркестрами Pratum Integrum и «Виртуозы Москвы», дирижёры — Екатерина Антоненко и Джереми Уолкер. В 2024 году дебютировал в партии Евангелиста в ораториях И. С. Баха «Страсти по Матфею» с ансамблем Questa Musica (дирижёр — Филипп Чижевский) и «Страсти по Марку» с ансамблем Pratum Integrum (дирижёр — Йорн Бойзен), а также в «Страстях по Брокесу» Г. Ф. Генделя.
Выступает с программами камерной музыки. Сотрудничает с ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» к 500-летию Реформации, с ансамблями Intrada и Questa Musica. Один из самых востребованных исполнителей музыки Баха в России. Также участвовал в Рождественском фестивале духовной музыки «Адвент», летнем фестивале «Ночи барокко», фестивале камерной музыки Vivarte.
Родился в Ярославле. Обучался по классу органа в Детской музыкальной школе имени М. М. Ипполитова-Иванова и по классу фортепиано в Детской музыкальной школе имени Осипова. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). С 2010 года – солист хора Сретенского монастыря. В составе коллектива неоднократно выступал с концертами в США, Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Катаре, Китае.
Сотрудничает с ведущими российскими коллективами, такими как: ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко, musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
Выступал на одной сцене с такими музыкантами, как Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кен-Дэвид Мазур, Юрий Башмет, Рудольф Баршай, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Ильдар и Аскар Абдразаковы и др.
В 2024 году исполнил партии Петра и Пилата в «Страстях по Матфею» И. С. Баха в составе ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского в Концертном зале имени П. И. Чайковского, а также участвовал в исполнении Симфонии № 14 Дмитрия Шостаковича совместно с Елене Гвритишвили и ансамблем im SPIEGEL под управлением Фёдора Безносикова в ДК «Рассвет».
Московский коллектив под руководством Екатерины Антоненко. Ансамбль нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и узнаваемый исполнительский стиль. В 2019 и 2021 годах признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение». В 2021 году стал лауреатом I степени Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».
Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими как камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Voces8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, «Оркестр века Просвещения», Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман и др. В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Вокальный ансамбль Intrada с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург (2018), фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). Неоднократно участвовал в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Ансамбль зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных певческих коллективов. Благодаря совместной работе музыковедов и ансамбля Intrada в России впервые прозвучали сочинения Василия Титова, Василия Гусева, Герасима Завадовского и других композиторов русского барокко. Кроме того, коллектив осуществляет премьеры сочинений композиторов XX–XXI веков: Стива Райха, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо, Мередит Монк, Клауса Ланга, Алексея Сысоева, Ивана Муди и других.
В 2014 году Екатерина Антоненко и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии The Tallis Scholars, Intrada и Юлии Лежневой.
Генеральный директор Зала Зарядье и дирижёр Иван Рудин о создании Фестивального барочного оркестра: «Фестивальные оркестры — успешная практика крупнейших музыкальных смотров. В 2023 году был создан Фестивальный симфонический оркестр. Развитие идеи — Барочный фестивальный оркестр, который представляет исторически-информированное исполнительство. Музыканты играют на инструментах эпохи барокко, — на тех инструментах, для которых изначально были созданы произведения Баха, Генделя».
Фестивальный барочный оркестр — коллектив, собранный специально для знаковых и важных барочных концертов Зала Зарядье.
Ведущие специалисты в области исторического исполнительства из разных городов России собираются вместе ради исполнения старинной музыки на аутентичных инструментах. Каждый из участников коллектива отличается высоким профессионализмом и глубокими познаниями в области музыкального искусства XVII–XVIII веков.
Впервые Фестивальный барочный оркестр под управлением Ивана Рудина выступил 17 июня 2024 года в рамках II Московского летнего музыкального фестиваля, где представил одно из главных достижений оркестровой музыки эпохи барокко — шесть Бранденбургских концертов И. С. Баха.
К следующему большому достижению оркестра можно отнести блестящее исполнение «Мессии» Генделя под управлением Бенедикта Зауэра в рамках III Московского зимнего музыкального фестиваля в Зале Зарядье.
Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Хоровое дирижирование» (класс профессора Владимира Суханова) и аспирантуру историко-теоретического факультета (научный руководитель — Роман Насонов). В 2010 году выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс профессора Маркуса Крида).
В 2006 году основала вокальный ансамбль Intrada, который в короткий срок стал одним из самых востребованных хоров российской концертной сцены и с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский музыкальный фестиваль, концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург, Live from London, Штутгартский музыкальный фестиваль и др. В 2022 году ансамбль дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Сотрудничает с ведущими европейскими коллективами, среди которых — ансамбль The Tallis Scholars (Великобритания), Камерный хор RIAS (Берлин), Дрезденский камерный хор. В 2022 году осуществила гастроли в Израиль и сделала аудиозапись «Всенощного бдения» Рахманинова с хором PaTRAM (США). С 2022 по 2024 год — главный хормейстер Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Хормейстер-постановщик опер Верди, Вагнера, Пуччини, Пуленка, П. И. Чайковского, Стравинского.
С августа 2024 года — художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.
Наталья Павлова, сопрано
Гузель Шарипова, сопрано
Илья Селиванов, тенор
Андрей Серов, бас
Симфонический оркестр «Академия русской музыки»
Дирижёр — Иван Никифорчин
Отменен
Отменен
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин
Отменен
Отменен
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Отменен
Отменен
Отменен
Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка
Перенесён с 19.11.2025
Перенесён с 19.11.2025
Перенесён с 20.09.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025