12.12
пт 19:00 Большой зал

Никита Борисоглебский, скрипка

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Дирижёр — Алексей Рубин

Программа концерта представляет музыку трёх франко-бельгийских композиторов конца XIX — начала XX века, эпохи позднего романтизма и зарождавшегося импрессионизма. 

Поэма для скрипки Эрнеста Шоссона создана по просьбе друга композитора — Эжена Изаи. Любивший литературу Шоссон на тот момент открыл для себя Тургенева. Внимание привлекла индийская скрипка Муция из повести «Песнь торжествующей любви». Поначалу композитор вписал название повести в программный заголовок, но затем решил убрать, оставив поэму безымянной. «Песнь любви» Шоссона не лишилась романтического тона, хотя и стала более абстрактной. 

Центром программы станет российская премьера Концерта для скрипки с оркестром ре минор Эжена Изаи. В 2017 году работу над восстановлением партитуры, хранившейся в Джульярдской библиотеке, начал бельгийский музыковед Ксавье Фалькес. В 2019 году Никита Борисоглебский выпустил запись концерта в рамках проекта A Tribute to Ysaÿe. Мировая премьера состоялась в 2024 году в США.

По словам Никиты Борисоглебского в интервью для издания Violinist.com: «Я понял, насколько критично Изаи относился к своим сочинениям, поскольку он сам никогда не исполнял концерт. По крайней мере, Ксавье не смог найти упоминаний о нём в письмах и дневниках. Это позволяет предположить, что он, вероятно, был ещё недостаточно удовлетворён своим стилем и музыкальным языком. Чувствуется, что концерт написан гораздо ближе к традициям великих романтических виртуозных концертов, чем к позднему стилю Изаи, который мы знаем и которым восхищаемся сегодня. Тем не менее концерт остаётся весьма вдохновляющим документом гения молодого Изаи, искавшего свои способы выражения. К сожалению, на данный момент обнаружена только одна часть концерта, но я надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем обнаружить и восстановить две другие части и услышать концерт в полном объёме».  

Во втором отделении прозвучит Симфония ре минор Сезара Франка — близкого друга и почитателя Эжена Изаи. Симфония отличается классической стройностью и ясностью выражения. Опираясь на лейтмотивную технику, Франк объединил несколькими общими, «сквозными» темами разные, внутренне завершённые части цикла. Остро драматическое содержание симфонии определяется взволнованной «интонацией вопроса», открывающей первую часть. Эта музыкальная мысль пронизывает всё произведение, вызывая то чувства мрачной тревоги, то просветлённой радости. Каждая из трёх частей представляет собой определённую ступень в развитии драмы. Но все они объединены единством высказывания и общностью тематизма. 

Перед концертом пройдёт лекция музыковеда Фёдора Софронова.

Программа

В программе возможны изменения

I отделение

Шоссон 

Поэма для скрипки с оркестром, op. 25

Изаи 

Концерт для скрипки с оркестром ре минор
Российская премьера

II отделение

Франк 

Симфония pе минор, FWV 48

Никита Борисоглебский

Родился в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру консерватории (класс профессора Эдуарда Грача), продолжил обучение под руководством Огюстена Дюмэ в Музыкальной капелле королевы Елизаветы в Брюсселе и Анны Чумаченко в Академии в Кронберге.

Получил II премию и пять специальных призов на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. С тех пор музыкант активно сотрудничает с ведущими российскими оркестрами.

Знаковой для скрипача стала победа в Хельсинки на конкурсе имени Сибелиуса в 2010 году. Уже более десяти лет регулярно выступает с крупнейшими оркестрами Финляндии. В 2010 году стал лауреатом I премии Международного конкурса Фрица Крейслера в Вене. В последние годы выступал на Большой сцене Концертхауса в Вене с Николаем Луганским, Нареком Ахназаряном и Максимом Рысановым.

С сезона 2022–2023 Никита Борисоглебский стал резидентом Концертхауса в Вене, где выступает в трио с Нареком Ахназаряном и Георгием Чаидзе. В сезоне 2023–2024 скрипач выступал в Карнеги-холле и Центре исполнительских искусств Ричарда Б. Фишера в Нью-Йорке, солировал с Барселонским симфоническим оркестром, Венским камерным оркестром, Государственным симфоническим оркестром Стамбула и Симфоническим оркестром Тенерифе.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр СССР. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира — право, завоёванное историей, тщательной работой и интенсивной концертной деятельностью. 

Премьеры своих сочинений доверяли Георгий Свиридов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский. 

Высокая репутация оркестра — результат плодотворного сотрудничества с дирижёрами Александром Орловым, Николаем Головановым, Александром Гауком, Геннадием Рождественским, в разные годы возглавлявшими коллектив, а также с такими мастерами, как Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем коллектива является Владимир Федосеев, благодаря которому оркестр завоевал международную известность.

В летопись оркестра вписаны имена прославленных солистов прошлого, среди которых Святослав Рихтер и Давид Ойстрах, Сергей Лемешев и Елена Образцова, Ирина Архипова и Антонина Нежданова, Лучано Паваротти и многие другие. В числе современных исполнителей, с которыми оркестром были представлены знаковые программы, — Виктор Третьяков, Денис Мацуев, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Александр Князев. В своё время именно Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр открыли миру имена Максима Венгерова и Вадима Репина.

В 1993 году, в 100-летнюю годовщину со дня смерти Петра Ильича Чайковского, Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора — за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации произведений Чайковского (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra).

В перечне стран, где выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Преданные поклонники оркестра есть в Великобритании, Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании, Китае, Японии, Корее и других странах. Оркестр первым из русских оркестров выступил в легендарном Золотом зале венского Музикферайна. Но важнейшим направлением деятельности оркестра всегда были и остаются концерты в городах России — от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Сочи.

Оркестр ведёт активную просветительскую деятельность, организуя музыкальные вечера в музеях и вузах, проекты для детей, концерты, объединяющие музыку и слово. В Концертном зале имени П. И. Чайковского в течение многих лет проходит абонемент оркестра «Письма к тебе…», основанный на эпистолярном наследии композиторов. Героями цикла в разные годы становились Моцарт, Бетховен, Брамс, Шуман, Григ, Лист, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Свиридов.

Записи оркестра, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Canyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».  

В январе 2025 года по приглашению Владимира Федосеева главным дирижёром оркестра назначен Арсентий Ткаченко, который провёл с оркестром резонансные выступления в Москве, Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Калининграде, Клину, Тегеране и Исфахане (Иран), Баку (Азербайджан) и других городах и странах.

В сезоне 2025/2026, отмечая своё 95-летие, оркестр проводит с Арсентием Ткаченко юбилейные концерты в Москве и Санкт-Петербурге. В программы ряда выступлений включены симфонические шедевры, исторические премьеры которых были осуществлены именно этим коллективом. В этом ряду Первая сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Симфония № 15 Шостаковича, «Симфонические танцы» Рахманинова (первое исполнение в Советском Союзе) и Симфония № 20 Вайнберга, посвящённая Владимиру Федосееву и Большому симфоническому оркестру имени П. И. Чайковского.

Алексей Рубин

Родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по двум специальностям: «Хоровое дирижирование» (класс профессора Валентина Нестерова, 2010) и «Оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Юрия Симонова, 2015). 

Принимал участие в мастер-классах Юрия Симонова, Риккардо Мути, Василия Синайского, Юрия Темирканова, Виктора Ямпольского, Бруно Вайля. 

Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров симфонических оркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2013) и II Всероссийского музыкального конкурса в Москве. 

C 2015 по 2022 год был ассистентом дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии. С 2018 года работает с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром. Ассистировал Валерию Гергиеву, Юрию Башмету, Михаилу Юровскому, Даниэле Гатти и Шарлю Дютуа. 

С сентября 2022 года — дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В августе 2024 года назначен главным дирижёром и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Челябинской области. 

Регулярно выступает с ведущими российскими оркестрами и солистами, ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. 

В 2023 году вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова аккомпанировал пианистам в финале XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского. 

Награждён почётной грамотой Президента РФ за большой вклад в организацию и проведение мероприятий, посвящённых значимым событиям российской культуры.

Переносы и отмены

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

24.03
Вт
19:00
Большой зал

Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр