#фестивальзарядье

6+

Два отделения по 40 минут
12.12
пт 19:00 Большой зал

Никита Борисоглебский, скрипка

#фестивальзарядье

6+

Два отделения по 40 минут
12.12
пт 19:00 Большой зал

Никита Борисоглебский, скрипка

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Дирижёр — Алексей Рубин

Программа концерта представляет музыку трёх франко-бельгийских композиторов конца XIX — начала XX века, эпохи позднего романтизма и зарождавшегося импрессионизма. 

Поэма для скрипки Эрнеста Шоссона создана по просьбе друга композитора — Эжена Изаи. Любивший литературу Шоссон на тот момент открыл для себя Тургенева. Внимание привлекла индийская скрипка Муция из повести «Песнь торжествующей любви». Поначалу композитор вписал название повести в программный заголовок, но затем решил убрать, оставив поэму безымянной. «Песнь любви» Шоссона не лишилась романтического тона, хотя и стала более абстрактной. 

Центром программы станет российская премьера Концерта для скрипки с оркестром ре минор Эжена Изаи. В 2017 году работу над восстановлением партитуры, хранившейся в Джульярдской библиотеке, начал бельгийский музыковед Ксавье Фалькес. В 2019 году Никита Борисоглебский выпустил запись концерта в рамках проекта A Tribute to Ysaÿe. Мировая премьера состоялась в 2024 году в США.

По словам Никиты Борисоглебского в интервью для издания Violinist.com: «Я понял, насколько критично Изаи относился к своим сочинениям, поскольку он сам никогда не исполнял концерт. По крайней мере, Ксавье не смог найти упоминаний о нём в письмах и дневниках. Это позволяет предположить, что он, вероятно, был ещё недостаточно удовлетворён своим стилем и музыкальным языком. Чувствуется, что концерт написан гораздо ближе к традициям великих романтических виртуозных концертов, чем к позднему стилю Изаи, который мы знаем и которым восхищаемся сегодня. Тем не менее концерт остаётся весьма вдохновляющим документом гения молодого Изаи, искавшего свои способы выражения. К сожалению, на данный момент обнаружена только одна часть концерта, но я надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем обнаружить и восстановить две другие части и услышать концерт в полном объёме».  

Во втором отделении прозвучит Симфония ре минор Сезара Франка — близкого друга и почитателя Эжена Изаи. Симфония отличается классической стройностью и ясностью выражения. Опираясь на лейтмотивную технику, Франк объединил несколькими общими, «сквозными» темами разные, внутренне завершённые части цикла. Остро драматическое содержание симфонии определяется взволнованной «интонацией вопроса», открывающей первую часть. Эта музыкальная мысль пронизывает всё произведение, вызывая то чувства мрачной тревоги, то просветлённой радости. Каждая из трёх частей представляет собой определённую ступень в развитии драмы. Но все они объединены единством высказывания и общностью тематизма. 

Программа

В программе возможны изменения

I отделение

Шоссон 

Поэма для скрипки с оркестром, op. 25

Изаи 

Концерт для скрипки с оркестром ре минор
Российская премьера

II отделение

Франк 

Симфония pе минор, FWV 48

Никита Борисоглебский

Родился в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру консерватории (класс профессора Эдуарда Грача), продолжил обучение под руководством Огюстена Дюмэ в Музыкальной капелле королевы Елизаветы в Брюсселе и Анны Чумаченко в Академии в Кронберге.

Получил II премию и пять специальных призов на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. С тех пор музыкант активно сотрудничает с ведущими российскими оркестрами.

Знаковой для скрипача стала победа в Хельсинки на конкурсе имени Сибелиуса в 2010 году. Уже более десяти лет регулярно выступает с крупнейшими оркестрами Финляндии. В 2010 году стал лауреатом I премии Международного конкурса Фрица Крейслера в Вене. В последние годы выступал на Большой сцене Концертхауса в Вене с Николаем Луганским, Нареком Ахназаряном и Максимом Рысановым.

С сезона 2022–2023 Никита Борисоглебский стал резидентом Концертхауса в Вене, где выступает в трио с Нареком Ахназаряном и Георгием Чаидзе. В сезоне 2023–2024 скрипач выступал в Карнеги-холле и Центре исполнительских искусств Ричарда Б. Фишера в Нью-Йорке, солировал с Барселонским симфоническим оркестром, Венским камерным оркестром, Государственным симфоническим оркестром Стамбула и Симфоническим оркестром Тенерифе.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Оркестру доверяли премьеры своих сочинений Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Свиридов, Борис Чайковский.

БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали такие дирижёры, как Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев. 

В числе музыкантов, сотрудничавших с оркестром, — Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Максим Венгеров, Вадим Репин. 

БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира. Записи БСО выпущены фирмами Sony, Pony Canyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».

2024 год связан с крупным юбилеем коллектива: в феврале ему исполнилось 50 лет с того дня, как БСО возглавил Владимир Федосеев. А в 2025 году оркестр отмечает свое 95-летие.

В январе 2025 года, по решению Владимира Федосеева, главным дирижёром БСО имени П. И. Чайковского назначен Арсентий Ткаченко.

Алексей Рубин

Родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по двум специальностям: «Хоровое дирижирование» (класс профессора Валентина Нестерова, 2010) и «Оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Юрия Симонова, 2015). 

Принимал участие в мастер-классах Юрия Симонова, Риккардо Мути, Василия Синайского, Юрия Темирканова, Виктора Ямпольского, Бруно Вайля. 

Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров симфонических оркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2013) и II Всероссийского музыкального конкурса в Москве. 

C 2015 по 2022 год был ассистентом дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии. С 2018 года работает с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром. Ассистировал Валерию Гергиеву, Юрию Башмету, Михаилу Юровскому, Даниэле Гатти и Шарлю Дютуа. 

С сентября 2022 года — дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В августе 2024 года назначен главным дирижёром и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Челябинской области. 

Регулярно выступает с ведущими российскими оркестрами и солистами, ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. 

В 2023 году вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова аккомпанировал пианистам в финале XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского. 

Награждён почётной грамотой Президента РФ за большой вклад в организацию и проведение мероприятий, посвящённых значимым событиям российской культуры.

Переносы и отмены

02.11
Вс
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

03.11
Пн
19:00
Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин

04.11
Вт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр