Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижёр — Валерий Полянский
Программа концерта объединяет два любимых сочинения Рахманинова, которые автор считал важнейшими в своём творчестве. Однажды Рахманинов получил анонимное письмо от молодой девушки, советовавшей ему прочесть «Колокола» Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Композитор был поражён музыкальностью стихотворения и сразу же увидел возможность использования его в собственной музыке. Так появилась поэма «Колокола» для оркестра, хора и голосов. Рахманинов работал над музыкой в 1913 году во время заграничной поездки в Рим, в той же квартире на Площади Испании, где когда-то жил Пётр Чайковский.
«Симфонические танцы» — последнее произведение Рахманинова, завершённое им за три года до смерти. Сочинение было написано им в эмиграции, в Лонг-Айленде, на даче на берегу морского залива. После отъезда из России в 1917 году Рахманинов словно бы потерял вдохновение. Он сосредоточился на карьере пианиста и дирижёра и написал мало крупных сочинений; большинство известных сочинений Рахманинова было написано им на родине. Теперь слово «дом» в письмах к родным он брал в кавычки, а на вопрос корреспондента «где теперь ваш домашний очаг?» печально отвечал: «В поезде».
Автор, которому на тот момент было 67 лет, совмещал напряжённую работу над музыкой с подготовкой к новому концертному сезону. Он трудился с девяти утра до одиннадцати ночи, прерываясь лишь на обед. Премьера «Симфонических танцев» состоялась в Чикаго в 1941 году.
Об особом отношении автора к «Симфоническим танцам» вспоминала его родственница Софья Сатина: «Он до конца жизни любил их, вероятно, считая своим лучшим произведением, и радовался, когда узнавал, что тот или другой дирижёр хочет их исполнять». О поэме «Колокола», завершающей программу концерта в Зале Зарядье, Рахманинов вспоминал: «Я работал над этой композицией с лихорадочным жаром, и она остаётся одним из любимейших моих сочинений».
В программе возможны изменения
I отделение
«Симфонические танцы» для оркестра, op. 45
II отделение
«Колокола», поэма для оркестра, хора и голосов на слова
Э. По в переводе К. Бальмонта, op. 35
В 1971 году Валерий Полянский основал камерный хор, который спустя всего четыре года одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии. В 1980 году коллектив получил статус Государственного камерного хора Министерства культуры СССР, объездил все республики СССР, с успехом выступил на престижных международных фестивалях.
В 1991 году путём слияния Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого выдающимся музыкантом, дирижёром Геннадием Николаевичем Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского была образована Госкапелла.
Днём рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года. В этот день в Большом зале консерватории новый коллектив выступил под управлением Г. Н. Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижёром ГАСК России стал Валерий Полянский. Сегодня Госкапелла — это коллектив из 200 артистов, включая солистов-вокалистов.
ГАСК России — желанный гость концертных залов России, регулярно выступает за рубежом. Основу репертуара составляют сочинения кантатно-ораториального жанра: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая.
Народный артист России, лауреат государственных премий России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства.
Призвание Валерия Полянского определилось очень рано: по окончании музыкальной школы он уже в тринадцать лет дирижировал хором. Училище при Московской консерватории закончил за три года, в Московской государственной консерватории учился одновременно на двух отделениях — дирижёрско-хоровом (класс профессора Бориса Куликова) и отделении оперно-симфонического дирижирования (класс Одиссея Димитриади).
Возглавляя Государственный камерный хор, параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран. На протяжении нескольких лет являлся главным дирижёром фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге, где поставил оперу Чайковского «Евгений Онегин».
С 1992 года — художественный руководитель и главный дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России. Осуществлено около 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах как за рубежом, так и в России.
Президент Рахманиновского общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова. Кроме того, является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова: в дискографии — все симфонии композитора, оперы в концертном исполнении и хоровые сочинения.
В настоящее время силами Госкапеллы впервые в России проводится уникальный цикл «Густав Малер и его время», рассчитанный на несколько лет.
Валерий Полянский исполнил около 30 опер русских и зарубежных авторов. В поле зрения дирижёра постоянно находятся современные партитуры, им осуществлён ряд российских и мировых премьер.
Открытие Восьмого концертного сезона
Отменен
Отменен
Перенесён на 27.09.2025
Перенесён на 27.09.2025
Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века
Перенесён на 04.10.2025
Перенесён на 04.10.2025
Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон
Перенесён на 04.10.2025
Перенесён на 04.10.2025
Перенесён на 03.10.2025
Перенесён на 03.10.2025
Перенесён с 12.09.2025
Перенесён с 12.09.2025
Перенесён с 13.09.2025
Перенесён с 13.09.2025
Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон
Перенесён с 13.09.2025
Перенесён с 13.09.2025
Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века
Перенесён с 12.09.2025
Перенесён с 12.09.2025
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 18.06.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025