Дмитрий Ульянов, бас
Московский государственный симфонический оркестр
Дирижёр — Иван Рудин
Концерт посвящён дню рождения Дмитрия Шостаковича.
Сюита на стихи Микеланджело — итог вокального творчества Шостаковича и одно из его последних произведений. Композитор писал: «В основу моей сюиты для баса и фортепиано легли восемь сонетов и три стихотворения Микеланджело. Есть тут и лирика, и трагедия, и драма, и два восторженных панегирика в честь Данте. Названия для всех песен или романсов я позволил себе дать сам — у автора их нет, но они вытекают из содержания стихов». Причиной обращения к поэзии Микеланджело стало пятисотлетие со дня рождения великого художника Возрождения. «Я вновь и вновь обращался к его образу, смотрел его работы, читал стихи: меня поражала многогранность его таланта, передо мной вставал не только учёный, не только художник, но и поэт. И хотя сам Микеланджело относился к своему поэтическому творчеству более чем скромно, меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества». Сочинение завершено 31 июля 1974 года. Вариант для голоса с оркестром был закончен 5 ноября того же года.
Пятая симфония Шостаковича — один из шедевров симфонической музыки XX века. Она стала ответом композитора на трагические события в его жизни. В начале 1936 года в прессе была развёрнута небывалая по масштабам травля Шостаковича, тогда уже признанного композитора. Его обвиняли в формализме, в отрыве от народа. Четвёртая симфония, которую он заканчивал в следующие за этим месяцы, на многие годы осталась неизвестной — её исполнение было отложено на четверть века.
Но композитор продолжал творить. Наряду с музыкой к кинофильмам, которую приходилось писать, так как это был единственный источник существования семьи, в течение нескольких недель 1937 года была написана следующая, Пятая симфония, содержание которой во многом перекликалось с Четвёртой. Сам композитор на вопросы критики, о чём эта музыка, отвечал, что хотел показать, «как через ряд трагических конфликтов, большой внутренней борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение».
Пятая симфония была исполнена впервые 21 ноября 1937 года в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. Успех на премьере был ошеломляющим. Овации длились более получаса, публика не расходилась, выражая солидарность с художником.
В программе возможны изменения
I отделение
Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти для баса с сопровождением оркестра, op. 145a
II отделение
Симфония № 5 ре минор, op. 47
Бас. Заслуженный артист РФ.
Солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и приглашённый солист Большого театра России с ноября 2009 года.
Приглашённый солист Парижской национальной оперы, Венской государственной оперы, Баварской национальной оперы, Национальной оперы Нидерландов, Королевского театра Мадрида, Gran Teatro del Liceo в Барселоне, Театра Маэстранца в Севилье, Большого театра Женевы, Оперы Монте-Карло, Фламандской оперы, известных оперных фестивалей в Зальцбурге и Экс-ан-Провансе.
В 1997 году, будучи студентом второго курса консерватории, был принят как солист-стажёр в труппу Екатеринбургского театра оперы и балета, а уже в 1998 году стал солистом Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, где спел много различных партий. Гастролировал с театром по России и Европе, участвовал в фестивале Viva Verdi на Кипре.
В 2000 году окончил Уральскую государственную консерваторию имени М. Мусоргского (класс профессора В. Писарева), и в этом же году получил Гран-при в номинации «Сольное пение» на I Международном конкурсе «Шабыт».
Лауреат Российской оперной премии Casta Diva в номинации «Ансамбль года» за концертное исполнение оперы «Мазепа» П. И. Чайковского и в номинации «Певец года» за исполнение партии Ивана Хованского в опере Мусоргского «Хованщина».
Сотрудничает с несколькими российскими оперными театрами в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Красноярск, Чебоксары.
Дважды был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль в опере» за роли Кутузова («Война и мир» Прокофьева, 2013) и Ивана Хованского («Хованщина» Мусоргского, 2016).
Выступал на сценах лучших театров мира в сотрудничестве с признанными дирижёрами, в числе которых Теодор Курентзис, Владимир и Дмитрий Юровские, Кирилл Петренко, Даниэле Рустиони, Ренато Палумбо, Филипп Жордан, Марк Минковский и др.
Сотрудничает с такими режиссёрами, как Дмитрий Черняков, Евгений Писарев, Барри Коски, Каликсто Биейто, Кшиштоф Варликовский, Питер Селларс, Дэвид Паунтни.
Создан в 1989 году. После назначения в 2017 году на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. МГСО выступает в лучших залах страны с разнообразными программами, формируя и представляя их как для молодого поколения с целью привить потребность в посещении концертных залов, так и для искушённой, требовательной публики.
Среди заметных событий последних лет: выступления на крупнейших площадках, гастроли по городам России, странам Европы и Азии, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», международные фестивали «Кантата» и ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, а в декабре 2019 года состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии. С 2020 года коллектив участвует в проектах Международного музыкального фестиваля ArsLonga, а именно — #БетховенMарафон (2020), #ЧайковскийМарафон (2021) и #БрамсМарафон (2022), в рамках которых в течение одного дня исполняются все инструментальные концерты выбранного композитора. МГСО также представил ряд литературно-музыкальных композиций и симфонических спектаклей, в которых принимали участие известные актёры театра и кино: Дарья Мороз, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ирина Пегова и др. Оркестр активно сотрудничает со звёздами оперной сцены, такими как Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский и др.
Среди ключевых событий в концертном сезоне 2024–2025: открытие Седьмого концертного сезона в Зале Зарядье с участием звёзд мировой оперной сцены Рамона Варгаса и Ильдара Абдразакова, исполнение всех симфоний П. И. Чайковского и постановка оперы «Евгений Онегин», а также оперы «Тангейзер» Вагнера. Концерты сезона пройдут с участием выдающихся дирижёров и солистов, среди которых Юстус Франтц, Дмитрий Юровский, Елена Стихина, Ольга Перетятько, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, а также с артистами театра и кино — Евгением Мироновым, Мариной Александровой, Дарьей Мороз и др.
Коллектив принял участие в качестве оркестра-резидента в Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» и в фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде. В течение сезона пройдут гастроли в Самаре, Калининградской и Челябинской областях.
Заслуженный артист России. Как пианист учился в классе профессора Татьяны Зеликман в МССМШ имени Гнесиных. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в классах профессоров Льва Наумова и Сергея Доренского, Гамбургскую высшую школу музыки у профессора Евгения Королёва. Сольную карьеру и гастрольную деятельность начал в 11 лет.
Лауреат престижных международных конкурсов. В 2020 году стал лауреатом премии Москвы в области музыкального искусства. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. Как дирижёр окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в классе профессора Владимира Альтшулера.
В 2001 году основал Международный музыкальный фестиваль ArsLonga в Москве. В 2017 году назначен художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра. Сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами, среди которых Симфонический оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и др.
С 2024 года постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России. Как музыкальный руководитель и дирижёр осуществил полусценические постановки опер на сцене Зала Зарядье: «Летучий голландец» Вагнера, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Свадьба Фигаро» Моцарта и др.
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 18.06.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025