18.11
вт 19:00 Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Литургия святого Иоанна Златоуста — одна из вершин творчества Сергея Рахманинова и всей русской духовной музыки. Композитор широко использует интонации вокального народного творчества и знаменного распева, продолжая традиции своих предшественников. На музыкальный язык и композицию произведения большое влияние оказала Литургия П. И. Чайковского, которую Рахманинов прекрасно знал и любил. Впервые Литургия святого Иоанна Златоуста прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением Н. М. Данилина, а спустя год — под управлением самого Рахманинова.

В концерте прозвучат духовные сочинения «О тебе радуется» Данилина, «Свете тихий» Голованова и «В молитвах неусыпающую Богородицу» Рахманинова.

Программу исполнит Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова — всемирно известный российский коллектив, занимающий одну из ведущих позиций в отечественном и мировом хоровом исполнительстве. Художественный руководитель — Екатерина Антоненко.

Программа

В программе возможны изменения

Данилин

«О тебе радуется»

Голованов

«Свете тихий»

Рахманинов

«В молитвах неусыпающую Богородицу»

Литургия святого Иоанна Златоуста для смешанного хора, op. 31

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

История коллектива берёт начало в 1936 году, когда в столице были созданы два важнейших коллектива страны — Государственный симфонический оркестр и Государственная хоровая капелла, впоследствии Государственный хор СССР. Художественным руководителем коллектива был назначен Николай Данилин. Являясь последним регентом Московского Синодального хора, он был первым исполнителем хоровых шедевров Сергея Рахманинова — Литургии святого Иоанна Златоуста и «Всенощного бдения». Данилин провёл первый конкурсный набор артистов, в состав хора также вошли певцы хоровой капеллы Всесоюзного радио, организованной Александром Свешниковым в 1928 году. Ввиду того, что Данилин одновременно являлся художественным руководителем Ленинградской капеллы, первый концерт коллектива состоялся 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов под управлением Александра Свешникова. Вскоре происходит смена руководителей ведущих хоровых коллективов страны: Свешникова переводят в Ленинградскую капеллу, а Данилина — в Государственный хор, руководителем которого он являлся в течение двух последующих сезонов. 

С 1941 по 1980 год во главе хора — Александр Свешников, важнейшая фигура в советском хоровом искусстве. В 1942 году хор был переименован в Государственный хор русской песни, в годы Великой Отечественной войны коллектив дал десятки концертов — в тылу и в расположении воинских частей, выступал в только что освобождённых городах. В течение 1945 года Государственный хор выступил перед воинскими частями Советской Армии в Берлине, Праге, Вене, Будапеште. 

В 1955 году коллектив был вновь переименован в Государственный академический русский хор СССР.

В эпоху Александра Свешникова Государственный хор отличала широкая репертуарная палитра. Хору доверяли премьеры своих сочинений Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин и другие советские композиторы. Наряду с обработками народных песен и произведениями отечественных авторов в репертуаре коллектива важное место занимала западноевропейская музыка. В послевоенные годы в репертуар хора вошли сочинения композиторов эпохи Возрождения Палестрины и Лассо, музыка композиторов эпохи барокко Монтеверди, Баха, Генделя, Вивальди, Йомелли, Лотти. В 1970-е Государственный хор под управлением Хельмута Риллинга исполнил Мессу си минор Баха.

Среди большого количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1965 году грамзапись «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова.

После кончины Александра Свешникова во главе легендарного хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024–2025 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.

Государственный хор принимает участие в важнейших государственных проектах и музыкальных торжествах на высшем уровне. Хор участвовал в праздновании Победы в Великой Отечественной войне, в 1000-летии Крещения Руси. 

В настоящее время коллектив регулярно принимает участие в Днях славянской письменности и культуры, Московском Пасхальном фестивале и других мероприятиях.

Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. Выступал со многими выдающимися дирижёрами современности, среди которых Кристоф Эшенбах, Теодор Курентзис, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Василий Синайский, Александр Сладковский, Александр Рудин.

Екатерина Антоненко

Окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Хоровое дирижирование» (класс профессора Владимира Суханова), а также аспирантуру историко-теоретического факультета Московской консерватории (научный руководитель — Роман Насонов). 

В 2010 году выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс профессора Маркуса Крида). 

С 2012 года — педагог Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения».

Регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. По приглашению Питера Филлипса дирижировала ансамблем The Tallis Scholars в Christ Church Cathedral в Оксфорде, ассистировала Хансу-Кристофу Радеману в работе Камерного хора «РИАС» (Берлин) над сочинением «Стихи покаянные» Шнитке, готовила Дрезденский камерный хор для выступления на фестивале Wratislawia Cantans (Вроцлав, Польша) под управлением Пола Гудвина (Великобритания) и др.

В 2022 году осуществила гастроли в Израиль и аудиозапись «Всенощного бдения» Рахманинова вместе с хором PaTRAM (США). 

С 2022 по 2024 год — главный хормейстер Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В 2023 году хормейстер-постановщик спектаклей: «Летучий голландец» Вагнера (реж. Константин Богомолов), «Бал-маскарад» Верди (реж. Владиславс Наставшевс), «Человеческий голос» Пуленка — Горлинского (реж. Дмитрий Волкострелов), «Ярославна» Тищенко. В 2024 году — «Тоска» Пуччини (реж. Фёдор Федотов), «Похождения повесы» Стравинского (реж. Андрей Прикотенко) и «Пиковая дама» Чайковского (реж. Владиславс Наставшевс).

С августа 2024 года — художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

Переносы и отмены

02.11
Вс
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

03.11
Пн
19:00
Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин

04.11
Вт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр