29.11
сб 13:00 Большой зал

Концертная программа «Древняя магия органа» главного органиста и хранителя органа Зала Зарядье Лады Лабзиной приглашает слушателей проследить развитие жанра органной сюиты — от эпохи барокко до наших дней. А также через современную музыку, «Друидик-сюиту» молодого композитора и органиста Моше Ариэля Ганелина, окунуться в древнее звучание органа и его ближайших родственников: шотландской волынки, уистлов, дудука. Кстати, древними предками органа были вавилонская волынка, флейта Пана, китайский духовой инструмент шэн и другие этнические духовые инструменты.

Откроет концертную программу знаменитая органная Сюита второго тона выдающегося французского композитора эпохи барокко, органиста и клавесиниста, придворного музыканта Людовика XIV Луи Николя Клерамбо. Несмотря на то, что названия пьес сюиты даны от названий регистров классического французского органа (Plein Jeu, Basse de Cromorne, Flutes, Récit de Nazard), произведение представляет собой классическую балетную сюиту, основанную на различных танцах времён Людовика XIV, известного как «король-солнце». Из Оркестровой сюиты № 3 И. С. Баха прозвучат транскрипции для органа необыкновенной по красоте Арии ре мажор и Гавота.

Органная сюита, ор. 5, Мориса Дюрюфле была написана в 1932–1933 годах. Цикл состоит из трёх контрастных частей: Прелюдии, Сицилианы, Токкаты.

Вклад Мориса Дюрюфле в мировую музыкальную культуру высоко оценивают многие знаменитые органисты. Он занимает в органной литературе место, которое можно сравнить со значением Мориса Равеля в области музыкальных сочинений для фортепиано. Ему удалось создать свой уникальный авторский почерк, который выражен в сплаве образов постромантизма и импрессионизма, фантазийности и утончённости гармонического плана, французского шарма и элегантности, тревожности модернизма.

Появление в программе армянского песнопения «Амен» Макара Экмоляна в сопровождении дудука естественно вписывается в идею концерта.

Легенды об удивительных древних духовых инструментах возникли много столетий назад. Вот, например, легенда о возникновении дудука…

«Юный ветер влюбился в прекрасное абрикосовое дерево, растущее на горе. Листья дерева пели под прикосновением ветра удивительные мелодии. Верховный ветер, узнав об этом, рассердился и объявил, что юный ветер больше никогда не сможет летать. А если осмелится, то его любимое дерево погибнет.

Осенью на абрикосовом дереве не осталось цветов и листьев: мелодии умолкли. Юный ветер затосковал и улетел. Пророчество исполнилось: дерево вмиг рассыпалось, осталась только одна маленькая веточка, в которой запуталась частица ветра. Через некоторое время её нашёл мальчик, который собирал хворост. Он смастерил из этой веточки волшебную дудочку. Дудук, или циранапох, — такое название носит сегодня этот инструмент. В его звуке и душа абрикосового дерева, и голос затерявшегося в горах Армении ветра».

Сочинение, которое завершит программу Лады Лабзиной, называется «Друидик-сюита» в пяти частях Моше Ариэля Ганелина. Друиды — это таинственные маги из кельтских легенд. На их земле до сих пор можно обнаружить магические сооружения, которые не похожи на наши храмы, но внушают священный трепет… Мифы говорят, что друиды были мудрыми и добрыми. Они умели предсказывать будущее и обладали властью над стихиями: землёй, водой, воздухом, огнём. Друиды могли общаться с душами деревьев и со сказочными жителями лесов — с эльфами и гномами.

В «Друидик-сюите» слышны отголоски кельтских танцев и песен, звуки эльфийских свирелей, заклинания на древнем языке санскрите, дыхание леса и моря. Сюита состоит из пяти частей: «Скорбный зов»; «Лесной танец»; «Древнее колдовство»; «Песня битвы»; «Песня моряка».

Программа

В программе возможны изменения

Клерамбо

Сюита второго тона в пяти частях

И. С. Бах

Ария и гавот из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор в переложении для органа, BWV 1068

Дюрюфле

Сюита для органа в трёх частях, ор. 5

Экмолян

Армянское песнопение «Амен» (дудук, орган)

Ганелин

«Друидик-сюита» для шотландской волынки, уистлов и органа в пяти частях

Евгений Лапекин

Основатель и руководитель оркестра волынщиков City Pipes, преподаватель и солирующий музыкант.

За 15 лет активной гастрольной деятельности музыканты оркестра успели создать себе репутацию виртуозов волынок и барабанов и заслужить любовь зрителей по всей России, а также в Казахстане, Беларуси и других странах. 

Оркестр волынщиков City Pipes дал концерты более чем в 30 филармониях, консерваториях и концертных залах, выступил на Олимпийских играх в Сочи. Формат выступлений оркестра разнообразен — от квартирника Маргулиса до совместных номеров с симфоническим оркестром.

Евгений Лапекин выступает не только как лидер собственного коллектива, но и даёт сольные концерты. Программа его выступлений состоит из традиционной музыки Ирландии и Шотландии, джазовых произведений и классики рока. Исполняет произведения на шотландской и ирландской волынках, ирландских флейтах и армянском дудуке.

Лада Лабзина

Главный органист и хранитель органа Зала Зарядье. Заслуженная артистка Республики Татарстан.

Лауреат II Всероссийского конкурса органистов в Казани (1991), дипломант Международного конкурса органистов в Каруже (Швейцария, 1994), победитель Международного конкурса имени Ф. Листа в номинации «Импровизация» в Будапеште (Венгрия, 1999), обладатель I премии II Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде (2001). Лауреат Всероссийской премии «Органист года» (2020) в номинации «Персона».

Проводит авторские органные экскурсии, регулярно выступает как с сольными программами, так и в сопровождении симфонических оркестров. География выступлений Лады Лабзиной охватывает известные органные площадки как в России, так и за рубежом.

В репертуаре органистки музыка разных эпох и стилей — от барокко до модерна: основные сочинения И. С. Баха, романтические композиции, хоровые и симфонические произведения, джазовые обработки, а также органные импровизации и собственные транскрипции для органа. Среди спектаклей с участием Лады Лабзиной — полюбившиеся юным зрителям Зала Зарядье музыкально-литературные композиции «Маленький принц» и «Малыш и Карлсон». В честь пятилетия органа Зала Зарядье прошла премьера нового просветительского интерактивного шоу «Органная экспедиция». Как лауреат Международного конкурса органистов имени Микаэла Тариведиева Лада Лабзина представляет творчество композитора в России и за рубежом.

Переносы и отмены

25.11
Вт
19:00
Малый зал

Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас
Концертмейстер — Алина Смирнова

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

24.03
Вт
19:00
Большой зал

Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр