#зарядисьоперой Пушкинская карта

6+

I отделение — 45 минут, II отделение — 60 минут
17.11
пн 19:00 Малый зал

«Лирика русской души. Чайковский, Рахманинов, Свиридов»

#зарядисьоперой Пушкинская карта

6+

I отделение — 45 минут, II отделение — 60 минут
17.11
пн 19:00 Малый зал

Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас

Концертмейстер — Алина Смирнова

К жанру романса обращались многие русские композиторы XIX–XX веков — от любителей-дилетантов до гениев мирового масштаба. Романсы звучали в аристократических салонах, литературных кружках, дворянских усадьбах, на гусарских пирушках. Большое значение для развития жанра имел расцвет русской поэзии в XIX веке — литературные шедевры зачастую очень быстро обретали музыкальное воплощение. 

Романсы Чайковского, Рахманинова, Свиридова — шедевры русской вокальной музыки. Романсам Чайковского свойственна особая эмоциональная выразительность, глубина раскрываемого чувства. В пределах небольшой вокальной формы композитор даёт интенсивное развитие образа, превращая романс в своеобразную вокальную поэму. Традиции камерной вокальной лирики Чайковского продолжил Рахманинов. Это проявилось в общей эмоциональной открытости, искренности и непосредственности выражения. Как и Чайковский, Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе, показывая его в развитии. 

Вокальная музыка занимает ведущее место в творчестве Свиридова: с этим жанром он начал свой творческий путь и обращался к нему на протяжении всей жизни. Романсы и песни Свиридова — особое явление в русской музыке. Традиционной любовной лирике композитор отводит весьма скромное место, важное значение имеют темы родины и её судьбы, места художника в этом мире.

Программа

В программе возможны изменения

I отделение

П. И. Чайковский

«То было раннею весной»
Слова А. Толстого

«Скажи, о чём в тиши ветвей»
Слова Ф. Сологуба

«Кабы знала я»
Слова А. Толстого

«Отчего»
Слова Л. Мея

«Меркнет слабый свет свечи»
Слова Д. Ратгауза

«На нивы жёлтые»
Слова А. Толстого

«Снова как прежде один»
Слова Д. Ратгауза

«Соловей»
Слова А. Пушкина

«Горними тихо летела душа небесами»
Слова А. Толстого

«Канарейка»
Слова Л. Мея

«Слеза дрожит»
Слова А. Толстого

«Благословляю вас, леса»
Слова А. Толстого

«Средь шумного бала»
Слова А. Толстого

«Корольки»
Слова Л. Мея

«Я ли в поле да не травушка была»
Слова И. Сурикова

«День ли царит»
Слова А. Апухтина

II отделение

Рахманинов

«Не пой, красавица»
Слова А. Пушкина

«Молитва»
Слова А. Плещеева

«Сирень»
Слова Е. Бекетовой

«Оне отвечали»
Слова В. Гюго в переводе Л. Мея

«Ночь печальна»
Слова И. Бунина

«Всё отнял у меня»
Слова Ф. И. Тютчева

«Маргаритки» 
Слова И. Северянина

«Мелодия»
Слова С. Надсона

Свиридов

«Осенью» 
Слова М. Исаковского

«Зимняя дорога» 
Слова А. Пушкина

«Ой, снова я сердцем широким бедую»
Слова А. Прокофьева

«Есть одна хорошая песня у соловушки» 
Слова С. Есенина

Из вокальной поэмы «Петербург» (слова А. Блока):

  • «Невеста»

  • «Я пригвождён к трактирной стойке» 

  • «Ветер принёс издалёка» 

  • «Петербургская песенка»

  • «Богоматерь в городе» 

Гузель Шарипова

В 2006 году окончила Уфимское училище искусств по специальности «Вокальное искусство» в классе Флюры Нугумановой. Выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Галины Олейниченко). Участница мастер-класса Марии Гулегиной.

С 2009 по 2012 год – солистка ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. С 2012 по 2015 год – артистка театральной компании Stage Entertainment. Выступала в мюзиклах «Русалочка» и «Призрак оперы».

В 2016 году принята в оперную труппу Приморской сцены Мариинского театра. В 2017 году дебютировала на Новой сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, исполнив партию Джильды в опере «Риголетто» Верди. Среди ролей, исполненных на Приморской сцене: Виолетта в «Травиате» Верди; Оксана в опере «Ночь перед Рождеством» и Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова; Памина, Папагена и Первая дама в «Волшебной флейте» Моцарта; Фраскита в «Кармен» Бизе, Нинетта в опере «Любовь к трём апельсинам» и Бледная дама в «Игроке» Прокофьева, Бригитта в «Иоланте» Чайковского.

С 2018 года – солистка оперной труппы Большого театра России. Дебютировала в партии Мюзетты в опере «Богема» Пуччини. Исполняет партии: Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Прилепы в «Пиковой даме» Чайковского, Фраскиты в «Кармен» Бизе, Норины в опере «Дон Паскуале» Доницетти, Тибо в «Дон Карлосе» Верди, первой лесной нимфы в «Русалке» Дворжака, Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Коринны в «Путешествии в Реймс» Россини, Белинды в опере «Дидона и Эней» Пёрселла.

Екатерина Воронцова

Ведущая солистка Государственного академического Большого театра России. 

В 2017 году окончила с отличием Казанскую государственную консерваторию имени Н. Г. Жиганова, в 2020 году — ассистентуру-стажировку Казанской консерватории. 

С 2015 года выступала на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля, в 2017 году была принята в оперную труппу театра. 

В 2017 году дебютировала в Большом театре в партии Дорабеллы в опере «Так поступают все женщины» Моцарта. 

С 2018 года — солистка оперной труппы Большого театра. Исполняет партии Розины («Севильский цирюльник» Россини), Дорабеллы («Так поступают все женщины»), Керубино («Свадьба Фигаро») и Церлины («Дон Жуане») в операх Моцарта, а также заглавные партии в операх «Дидона и Эней» Пёрселла, «Ариодант» Генделя, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза. 

В сезоне 2021–2022 была удостоена премии Большого театра и Credit Suisse для молодых артистов, а также главной театральной премии России «Золотая маска» за исполнение заглавной партии в опере Генделя «Ариодант». В этой же партии дебютировала на сцене Дворца искусств королевы Софии в Валенсии, в постановке Ричарда Джонса. 

С 2023 года сотрудничает с Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета, где исполнила партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Полины («Пиковая дама» П. И. Чайковского) и Дидоны («Дидона и Эней» Пёрселла).

Илья Селиванов

Родился в Санкт-Петербурге. В 2007 году окончил с отличием Хоровое училище имени М. И. Глинки, в 2009 году — получил свою первую награду, став лауреатом Международного конкурса юных вокалистов (Кохтла-Ярве, Эстония). 

Образование продолжил в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В 2012 году окончил дирижёрско-хоровой факультет, в 2013 году — вокальный (класс Ю. Марусина). Сценическая практика началась уже в театре консерватории, где певец исполнял партии Альфреда, Ленского и Водемона.

В 2012 году стал солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. 

В сезоне 2013–2014 дебютировал в партии Ленского на премьере оперы «Евгений Онегин». 

В 2015 году стал победителем II Международного конкурса молодых оперных певцов «Опера без границ» (Гран-при, Краснодар).

Первое выступление на сцене Большого театра состоялось в октябре 2017 года в заглавной партии оперы «Идиот» Вайнберга. В 2018 году был приглашён в оперную труппу театра.

Европейский дебют певца состоялся в 2017 году в театре Дортмунда (Германия) в партии Альфреда.

Среди последних ангажементов «Травиата» в Софийской национальной опере с маэстро Пласидо Доминго в 2023 году, «Леди Макбет» в Большом театре Лисео (Барселона) в 2024 году.

В репертуаре более тридцати оперных партий.

Выступал в Японии, Великобритании, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, Румынии, Финляндии, Болгарии, Польше, Германии. 

Сотрудничал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Ион Марин, Михаил Плетнёв, Марис Янсонс, Юрий Симонов, Шарль Дютуа, Жозеф Понс, Даниэле Каллегари.

Даниил Акимов

Родился в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс С. Волжанского). С 2018 года — студент Московской консерватории (класс народного артиста Российской Федерации, профессора П. Скусниченко). 

В 14 лет дебютировал с оркестром народных инструментов, в 17 лет — в партии Бланзака в опере Россини «Шёлковая лестница» на сцене театра «Геликон-опера».

Лауреат международных и всероссийских конкурсов, в том числе II Всероссийского открытого фестиваля-конкурса детско-юношеского академического пения имени М. И. Ланды, V Международного вокального детско-юношеского конкурса имени С. Я. Лемешева, XXI Международного студенческого конкурса вокалистов Лидии Абрамовой Bella voce, I Международного конкурса молодых оперных певцов имени С. Я. Лемешева, I Всероссийского конкурса «Звёзды EXEED», V Международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов PianoVoce. 

В 2018–2019 годах выступал в составе Академического ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова. В 2020 году дебютировал в Оперном театре Московской консерватории в партии Бенуа и Альциндора в опере Пуччини «Богема». В 2021 году исполнил партию Старого цыгана в опере Рахманинова «Алеко». В июне 2021 года был принят стажёром в оперную труппу Большого театра России, где дебютировал в партии Мазетто («Дон Жуан» Моцарта, премьерные спектакли). Также на сцене театра исполнил партии Дворника и Часового («Катерина Измайлова» Шостаковича), Коллена («Богема» Пуччини), Дона Пруденцио («Путешествие в Реймс» Россини), Офицера («Севильский цирюльник» Россини), Брабантского дворянина («Лоэнгрин» Вагнера), Митюхи («Борис Годунов» Мусоргского).

Алина Смирнова

Родилась в Москве в семье художников. В 2010 году с отличием окончила Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс заслуженной артистки Российской Федерации, профессора Е. Кузнецовой). В 2015 году с отличием окончила Московскую консерваторию (класс заслуженной артистки Российской Федерации, профессора Е. Кузнецовой), в 2017 году — аспирантуру по классу концертмейстерского мастерства (класс профессора И. Кирилловой). 

Лауреат и дипломант российских и международных конкурсов, стипендиат Благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреат московских и всероссийских грантов. Участвовала с сольными программами в российских и международных музыкальных фестивалях (Германия, Франция, Япония, Эстония, США). 

Как концертмейстер активно работает с солистами оркестра и оперной труппы российских и зарубежных музыкальных театров, среди которых Государственный академический Большой театр, Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Центр оперного пения Галины Вишневской, Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, Edinburgh Royal Opera House, The Barbican Centre, Amsterdam Muziekgebouw.

Выступает в составе симфонических и камерных оркестров (фортепиано, челеста, орган), имеет записи на «Радио России», «Радио Эстонии», отзывы на концертные выступления в российских и зарубежных СМИ.



Переносы и отмены

02.11
Вс
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

03.11
Пн
19:00
Большой зал

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин

04.11
Вт
19:00
Большой зал

Художественный руководитель и регент — Александр Майоров

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр