Лектор — Наталья Плотникова
Рубеж XIX–ХХ веков стал временем высокого расцвета русской духовной музыки. В эти годы в Московском Синодальном училище церковного пения сложилась новая школа, подарившая миру вдохновенные песнопения, среди которых — духовные сочинения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943).
Рахманинов вспоминал, что его «с детства увлекали великолепные напевы Октоиха». В Московской консерватории Рахманинов слушал у Степана Васильевича Смоленского, директора Синодального училища, курс истории русского церковного пения. Регент Синодального хора Николай Михайлович Данилин рассказывал «об исключительной творческой пытливости, проявляемой Рахманиновым к особенностям старой московской, суздальской, новгородской, киевской хоровой культуры». Смоленский был вдохновителем первого духовного опуса Рахманинов — концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893).
Рахманинов не раз посещал концерты Синодального хора, слышал произведения композиторов Московской школы. В 1903 году Александр Дмитриевич Кастальский, признанный глава Московской школы, подарил Рахманинову ноты своего произведения с символичной надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова».
В 1909–1910 году Рахманинов, создавая «Литургию святого Иоанна Златоуста», обращался к Кастальскому за советами: «Решаюсь беспокоить именно Вас, так как от всего сердца Вам верю и буду стараться идти по той же дороге, по которой Вы идёте и которая только Вам одному и принадлежит».
Кульминацией духовного творчества Рахманинова стало «Всенощное бдение», премьера которого состоялась 10 марта 1915 года. Первые слушатели находили, что молитвенный характер ощущается здесь гораздо более сильно, чем в «Литургии». «Никогда ещё Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении», — писал критик Владимир Владимирович Держановский. Высоко оценил мастерство Рахманинова Кастальский: «Надо слышать, во что претворяются простые бесхитростные напевы в руках крупного художника. А в этом всё. Ведь одни и те же краски в раковинах и у богомаза, и у художника “Божией милостию”...»
Лекция профессора Московской консерватории Натальи Плотниковой будет посвящена пути Сергея Рахманинова в области духовной музыки, а также раскроет особенности его яркого творческого стиля.
Вход по билету на концерт без предварительной регистрации.
Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас
Концертмейстер — Алина Смирнова
Перенесён на 25.11.2025
Перенесён на 25.11.2025
Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас
Концертмейстер — Алина Смирнова
Перенесён с 17.11.2025
Перенесён с 17.11.2025
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 20.09.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025