#зарядисьоперой Пушкинская карта

6+

I отделение — 45 минут, II отделение — 60 минут
25.11
вт Малый зал

«Лирика русской души. Чайковский, Рахманинов, Свиридов»

#зарядисьоперой Пушкинская карта

6+

I отделение — 45 минут, II отделение — 60 минут
25.11
вт Малый зал

Перенесён с 17.11.2025


Перенесён с 17.11.2025.

Гузель Шарипова, сопрано
Екатерина Воронцова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Даниил Акимов, бас

Концертмейстер — Алина Смирнова

К жанру романса обращались многие русские композиторы XIX–XX веков — от любителей-дилетантов до гениев мирового масштаба. Романсы звучали в аристократических салонах, литературных кружках, дворянских усадьбах, на гусарских пирушках. Большое значение для развития жанра имел расцвет русской поэзии в XIX веке — литературные шедевры зачастую очень быстро обретали музыкальное воплощение. 

Романсы Чайковского, Рахманинова, Свиридова — шедевры русской вокальной музыки. Романсам Чайковского свойственна особая эмоциональная выразительность, глубина раскрываемого чувства. В пределах небольшой вокальной формы композитор даёт интенсивное развитие образа, превращая романс в своеобразную вокальную поэму. Традиции камерной вокальной лирики Чайковского продолжил Рахманинов. Это проявилось в общей эмоциональной открытости, искренности и непосредственности выражения. Как и Чайковский, Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе, показывая его в развитии. 

Вокальная музыка занимает ведущее место в творчестве Свиридова: с этим жанром он начал свой творческий путь и обращался к нему на протяжении всей жизни. Романсы и песни Свиридова — особое явление в русской музыке. Традиционной любовной лирике композитор отводит весьма скромное место, важное значение имеют темы родины и её судьбы, места художника в этом мире.

Изменения внесены 29.10.2025.

Программа

В программе возможны изменения

I отделение

П. И. Чайковский

«То было раннею весной»
Слова А. Толстого 

«Скажи, о чём в тиши ветвей»
Слова Ф. Сологуба 

«Кабы знала я»
Слова А. Толстого 

«Отчего»
Слова Л. Мея 

«Меркнет слабый свет свечи»
Слова Д. Ратгауза 

«Слеза дрожит»
Слова А. Толстого 

«Соловей»
Слова А. Пушкина 

«Снова, как прежде, один»
Слова Д. Ратгауза 

«Горними тихо летела душа небесами»
Слова А. Толстого 

«На нивы жёлтые»
Слова А. Толстого 

«Серенада Дон Жуана»
Слова А. Толстого 

«Средь шумного бала»
Слова А. Толстого 

«Корольки»
Слова Л. Мея 

«Я ли в поле да не травушка была»
Слова И. Сурикова 

«День ли царит»
Слова А. Апухтина

II отделение

Рахманинов

«Не пой, красавица»
Слова А. Пушкина

«Молитва»
Слова А. Плещеева

«Сирень»
Слова Е. Бекетовой

«Оне отвечали»
Слова В. Гюго в переводе Л. Мея

«Ночь печальна»
Слова И. Бунина

«Всё отнял у меня»
Слова Ф. И. Тютчева

«Мелодия»
Слова С. Надсона

Свиридов

«Осенью» 
Слова М. Исаковского

«Зимняя дорога» 
Слова А. Пушкина

«Мне не жаль, что друг женился»
Слова А. Прокофьева

«Есть одна хорошая песня у соловушки» 
Слова С. Есенина

Из вокальной поэмы «Петербург» (слова А. Блока):

  • «Невеста»

  • «Я пригвождён к трактирной стойке» 

  • «Ветер принёс издалёка» 

  • «Петербургская песенка»

  • «Богоматерь в городе» 

Переносы и отмены

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

24.03
Вт
19:00
Большой зал

Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр