«Шехеразада» Римского-Корсакова воплощает образы знаменитых арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Ориентальные мотивы занимали умы художников на протяжении всего XIX века и отражались во всех видах искусства: узорчатые ткани, тонкие орнаменты, кружево колоратур — и это всё в особом, «томном» колорите. Такие характерные черты присущи и партитуре Римского-Корсакова. Как отмечал композитор, «Шехеразада» — это «калейдоскоп сказочных образов и рисунков восточного характера».
Титул одной из самых оригинальных работ в жанре симфонии после Второй симфонии Бородина получила Вторая симфония Рахманинова. Она стала первым крупным сочинением композитора, большая часть которого была написана за границей.
Вторая симфония создана спустя десять лет после провала Первой симфонии. Недовольство критики, а главное, как писал сам Рахманинов, — разочарование в собственном сочинении стали для композитора настоящим ударом, после которого он на три года оставил сочинение музыки. По прошествии времени Рахманинов всё ещё испытывал неуверенность в своём симфоническом даровании: черновой вариант новой симфонии не удовлетворил композитора. После нескольких месяцев кропотливой работы сочинение прозвучало на сцене Мариинского театра под управлением автора и на этот раз принесло ему триумфальный успех.
В программе возможны изменения
I отделение
«Шахерезада», симфоническая сюита, op. 35
II отделение
Симфония № 2 ми минор, op. 27
Оркестр Большого театра — старейший русский музыкальный коллектив и один из крупнейших симфонических оркестров в мире.
В 1776 году, когда образовалась артистическая труппа будущего Большого театра, он состоял из музыкантов, купленных казною у помещиков, а также из иностранцев и прочих вольных людей. Будучи участником всех музыкально-драматических и оперных спектаклей театра, оркестр исполнял музыку русских композиторов: Соколовского, Пашкевича, Матинского, Фомина.
С появлением в конце XVIII века в репертуаре труппы первых балетных спектаклей состав оркестра увеличился, а на афише появились имена Верстовского, Алябьева, Варламова. Постепенно расширялся и репертуар: XIX век подарил оркестру сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Моцарта, Доницетти, Верди, Вагнера, Бизе, Пуччини и др.
Уже в конце XIX века оркестр начал выступать с симфоническими концертами, что окончательно сформировало его творческий уровень. В 20–30-е годы ХХ столетия в коллективе собираются лучшие исполнительские силы страны: оркестр становится авторитетным содружеством музыкантов-исполнителей, центром музыкальной жизни столицы. Коллектив активно работает над разнообразным концертным репертуаром, что делает его одним из самых популярных симфонических оркестров страны.
На протяжении двух веков складывался исполнительский стиль оркестра Большого театра. Многие выдающиеся дирижёры внесли свою лепту в формирование оркестра и воспитание исполнительской гибкости, ставшей отличительной чертой его стиля. С оркестром Большого театра работали Рахманинов, Сук, Голованов, Пазовский, Самосуд, Мелик-Пашаев, Хайкин, Светланов, Рождественский, Симонов, Лазарев, Эрмлер, Ведерников, Синайский, Сохиев. Известные зарубежные музыканты — Вальтер, Фрид, Коутс, Штидри, Халабала, Абендрот, Мути — неизменно отмечали высокий профессиональный уровень коллектива.
Оркестром Большого театра осуществлены многочисленные записи оперных, балетных и симфонических произведений, многие из которых получили широкое международное признание и были отмечены наградами.
В 1989 году оркестр Большого театра был удостоен высшей музыкальной премии Италии — медали «Золотой Виотти» как лучший оркестр года. Сегодня в составе оркестра Большого театра — свыше 300 музыкантов. Среди них лауреаты и дипломанты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России.
За годы творчества у оркестра сложилась высокая международная репутация, связанная не только с его участием в гастролях театра, но и с симфонической деятельностью.
Ярчайший представитель петербургской дирижёрской школы, ученик профессора Ильи Мусина.
Будучи студентом Ленинградской консерватории, одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, после чего был приглашён в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижёра.
Дирижёрским дебютом в театре в 1978 году стала опера Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996 году — его художественным руководителем и директором (принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами).
С декабря 2023 года является генеральным директором Большого театра России и сопредседателем Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.
Валерий Гергиев — основатель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звёзды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене.
С 2011 года возглавляет оргкомитет Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По инициативе Валерия Гергиева было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Концертном зале Мариинского театра, Большом театре России и на закрытии XXII Олимпийских зимних игр в Сочи.
С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодёжным оркестром США, регулярно выступал с молодёжными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро.
С 2015 года в Мариинском театре проходит фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодёжные оркестры Санкт-Петербурга.
Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2003, 2008), орденом Александра Невского (2016), премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017), высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.
Перенесён с 12.09.2025
Перенесён с 12.09.2025
Перенесён с 13.09.2025
Перенесён с 13.09.2025
Владимир Кознов, сопрано-саксофон
Геннадий Полуяктов, альт-саксофон
Станислав Пялов, тенор-саксофон
Илья Богомол, баритон-саксофон
Перенесён с 13.09.2025
Перенесён с 13.09.2025
Путешествие в мир танцевальной музыки эпохи барокко с охватом в полтора века
Перенесён с 12.09.2025
Перенесён с 12.09.2025
Художественный руководитель и регент — Александр Майоров
Перенесён на 04.11.2025
Перенесён на 04.11.2025
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Российский национальный оркестр
Дирижёр — Александр Рудин
Отменен
Отменен
Художественный руководитель и регент — Александр Майоров
Перенесён с 02.11.2025
Перенесён с 02.11.2025
Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 18.06.2025
Перенесён с 20.09.2025
Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025