29.11
сб 19:00 Малый зал

Татьяна Поршнева, скрипка
Екатерина Царёва, скрипка
Александр Рудин, виолончель
Николай Горбунов, контрабас
Сергей Игрунов, флейта
Виталий Назаров, гобой
Александр Удалов, кларнет
Андрей Шамиданов, фагот
Алексей Серов, валторна
Константин Григорьев, труба

Художественные руководители ансамбля — Виталий Назаров и Татьяна Поршнева

В программе концерта камерно-инструментальная музыка, которая поможет услышать, как эволюционировал жанр септета на протяжении нескольких веков.

«Септет для гобоя, фагота, валторны, двух скрипок, виолончели и контрабаса» — одно из ранних сочинений Глинки. В работе над камерным опусом композитор опирался на европейские классические образцы Гайдна, Моцарта и Бетховена. Несмотря на это, уже в первых работах чувствуется то, как молодой мастер старался органично наполнять тематизм русскими народно-песенными интонациями.

Септет Гавриила Попова, созданный в 1927 году, относится к совершенно иному времени. Так как это раннее сочинение одного из первых советских авангардистов, в нём ещё прослеживается опора на романтическую традицию, в частности на камерную музыку П. И. Чайковского. Септет Попова сочетает в себе тембровое разнообразие, народную напевность и уникальную драматургию.

Программа

В программе возможны изменения

Глинка

Септет ми-бемоль мажор для гобоя, фагота, валторны, двух скрипок, виолончели и контрабаса, CG 5

Гавриил Попов

Септет (Камерная симфония) для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса, ор. 2

Татьяна Поршнева

Родилась в Евпатории. Окончила в 2003 году Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в том числе аспирантуру, в классе профессора Александра Кирова. 

Лауреат российских и международных конкурсов. В 1995 году стала стипендиатом благотворительного фонда «Новые имена». В 2003 году была принята в Российский национальный оркестр и вскоре назначена помощником концертмейстера. С 2023 года — концертмейстер Российского национального оркестра. С декабря 2008 года преподаёт в Московской консерватории. С 2016 года — старший преподаватель. Среди студентов её класса есть целый ряд лауреатов международных конкурсов. Помимо специальности, ведёт дисциплину «Изучение оркестровых трудностей». 

В 2025 году было присвоено звание «Заслуженная артистка РФ».  

Выступала с Лондонским филармоническим оркестром (Владимир Юровский), Сиэтлским симфоническим оркестром (Герард Шварц), Эстонским фестивальным оркестром (Пааво Ярви), c оркестром musicAeterna (Теодор Курентзис), Американо-российским фестивальным оркестром (Майкл Стерн), Китайским национальным оркестром (Хосе Серебриер).

Участвовала во многих международных фестивалях: BBC Proms (Лондон, Эдинбург, Великобритания), Montreux-Vevey Classical Music Festival (Монтрё, Швейцария), Singapore Sun Festival (Сингапур), Tuscan Sun Festival (Тоскана, Италия), Warsaw Сhopin Festival (Варшава, Польша), Международный фестиваль Джорджа Энеску (Бухарест, Румыния), Шанхайский весенний международный музыкальный фестиваль (Шанхай, Китай), Festival of the Arts BOCA (Флорида, США), Международный музыкальный фестиваль в Абу-Даби (ОАЭ), Фестиваль русского искусства (Богота, Колумбия), Международный музыкальный проект «Три Рима» (Москва — Стамбул — Ватикан).

Является художественным руководителем струнного квартета, объединившего молодых музыкантов Российского национального оркестра. Приняла участие в записи более 25 компакт-дисков РНО с Михаилом Плетнёвым, Пааво Берглундом, Якобом Крейцбергом, Василием Петренко, Пааво Ярви. В 2010 году исполнила сольную партию скрипки в Симфонической сюите Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» для звукозаписывающей компании Pentatone Classic.

Даёт мастер-классы в разных странах, является членом жюри международных конкурсов.

Екатерина Царёва

Родилась в Воронеже. Окончила Воронежскую среднюю специальную музыкальную школу. В 2002 году окончила с отличием Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Маринэ Яшвили), в этом же году прошла ассистентуру-стажировку (класс камерного ансамбля профессора Тиграна Алиханова).

В 1999–2001 годах работала в Российском государственном симфоническом оркестре «Молодая Россия» под управлением Марка Горенштейна.

В 2001–2002 годах работала в Симфоническом оркестре Metro Philharmonic, а в 2002–2003 годах — в Государственном симфоническом оркестре «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.

С 2003 года работает в Российском национальном оркестре.

Активно занимается камерной деятельностью, в том числе в составе квартета «Скерцо», который создан в 2004 году музыкантами Российского национального оркестра.

Александр Рудин

Виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

Родился в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 году – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). 

Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижёр Московского камерного оркестра Musica Viva. 

Получив академическое образование, Александр Рудин увлёкся исторически информированным исполнительством и со временем пришёл к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

В репертуар музыканта входят произведения четырёх столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

Вместе с оркестром Musica Viva Рудин, впервые в современной России, исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников: Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

Николай Горбунов

Заслуженный артист РФ.

Доцент кафедры виолончели и контрабаса Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат Международного конкурса контрабасистов в Маркнойкирхене, Германия.

Работал в Симфоническом оркестре Государственного академического Большого театра, Госоркестре СССР под управлением Евгения Светланова (ныне Государственный академический симфонический оркестр Российской Федерации имени Е. Ф. Светланова), Национальном филармоническом оркестре России под управлением Владимира Спивакова. Был участником первого состава Ансамбля солистов оркестра Большого театра под управлением Александра Лазарева. В настоящее время является первым концертмейстером группы контрабасов Российского национального оркестра.

В репертуаре музыканта — классическая и современная камерная музыка, в том числе таких композиторов, как Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина. Участвовал в премьерах концертов для контрабаса Владимира Довганя, Дениса Гроцкого и Андрея Эшпая, а также в записи различных камерных произведений (выпустил свой сольный диск). 

Автор многих учебных программ, в том числе соавтор сборника «Избранные этюды для контрабаса», изданного Московской консерваторией. 

Является постоянным председателем жюри Международного музыкального конкурса молодых исполнителей на виолончели и контрабасе Российской академии музыки имени Гнесиных Gnessin Competition for Young Musicians.


Сергей Игрунов

Родился в Воронеже. В 1995 году окончил Воронежское музыкальное училище имени Ростроповичей (класс профессора Александра Пивоварова). В 1997 году поступил в Воронежский государственный институт искусств (класс профессора Ростислава Мироновича). С 1995 по 1997 год работал в Воронежском академическом симфоническом оркестре.

В 1997 году поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Юрия Должикова). В 1997–2000 годах работал регулятором группы флейт Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». В составе квартета флейт «Сиринкс» участвовал в ряде камерных фестивалей и конкурсов.

В 2000 году поступил в аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «Камерное исполнительство» (класс профессора Александра Бондурянского).

В 2000–2003 годах был солистом Государственного симфонического оркестра России под управлением Вероники Дударовой.

С 2003 года работает в составе Российского национального оркестра.

Виталий Назаров

Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Геннадия Керенцева и профессора Алексея Уткина). Лауреат Московского конкурса гобоистов и камерных ансамблей (1998), Московского международного фестиваля молодых солистов, Всероссийского открытого конкурса «Новые имена» в Москве и Всероссийского открытого конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах в Санкт-Петербурге (2000). Удостоен премии European Foundation for Culture в Висбадене (Германия, 2005).

Принимал участие в мастер-классах в Портогруаро, Ферраре (Италия), Бильбао (Испания). Участник Music Academy of Villecroze (Франция).

Ведёт активную сольную деятельность в России и за рубежом, выступает как солист с симфоническими и камерными оркестрами России, такими как Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский камерный оркестр Musica Viva. С 2001 года — солист ансамбля «Студия новой музыки». Участник фестивалей «Безумные дни» в Нанте (Франция) и Бильбао (Испания), фестиваля Гидона Кремера в Локенхаусе (Австрия), «От Пасхи до Вознесения» (Грузия), Большого фестиваля Российского национального оркестра. Регулярно проводит мастер-классы.

Солист группы гобоев Российского национального оркестра.

Организатор и художественный руководитель ансамбля «Камерата РНО». Выступает в составе Духового квинтета РНО.

Сольные записи Виталия Назарова изданы на таких лейблах, как Fuga Liberia и Naxos.

Помимо игры на гобое, выступает на сцене в качестве пианиста. Диск с записью Трио Иоганнеса Брамса для фортепиано, скрипки и валторны был высоко оценён международной критикой.

Занимается разработкой уникальной модели электронного рояля в рамках международного проекта PIANOID.

Александр Удалов

Родился в Москве. Среднее и высшее профессиональное музыкальное образование получил в Музыкальном училище имени Гнесиных и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Николая Мозговенко). 

Во время учёбы практиковался и сотрудничал с Удмуртским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Министерства внутренних дел, Государственным духовым оркестром России и другими коллективами. 

Проходил стажировку по классу ансамбля в ESMUC (Каталонская высшая школа музыки, Испания, 2017).

В 2018 году был приглашён в коллектив только что организованного Российского национального молодёжного симфонического оркестра.

С 2019 года входит в состав Российского национального оркестра. 

Является лауреатом всероссийских и международных конкурсов.

Андрей Шамиданов

Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Геннадия Шамина, класс Ярослава Кострыкина). Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валерия Попова). Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Валерия Попова).

Лауреат международных конкурсов в Афинах, Волгограде, Львове, Москве.

Лауреат I степени I Международного конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2005), VI Международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах (2014).

Сотрудничает с такими коллективами, как оркестр musicAeterna, камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Национальный филармонический оркестр России, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Национальный филармонический оркестр Армении, оркестр Pratum Integrum.

Работал с такими дирижёрами, как Михаил Плетнёв, Кент Нагано, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Юрий Башмет, Владимир Юровский, Александр Лазарев, Александр Ведерников, Василий Петренко, Алан Гилберт, Василий Синайский, Патрик Саммерс, Никола Луизотти, сэр Роджер Норрингтон, Пааво Ярви, Альберто Дзедда, Кристофер Мулдс и др.

В качестве солиста в составе Российского национального оркестра участвовал в записи всех симфоний Бетховена на лейбле Deutsche Grammophon.

Алексей Серов

Лауреат множества международных конкурсов.

Родился в Москве. В 2000 году окончил обучение в ЦССМШ при Московской консерватории (класс И. Лифановского). В том же году поступил в Московскую консерваторию, обучение в которой с отличием завершил в 2005 году, а в 2008 году окончил там же аспирантуру (класс И. Макарова).

С 2000 по 2007 год — артист оркестра Государственного академического Большого театра России, с 2003 года — солист Российского национального оркестра.

В 2005 году награждён премией European Foundation for Culture (Германия, Висбаден).

С 2001 года участник Духового квинтета РНО. Квинтет выпустил диск и провёл множество гастролей.

Участник крупных фестивалей России, среди которых Большой фестиваль РНО, Brass days, ArsLonga и др.

Ведёт активную сольную концертную деятельность. 

С 2019 года — преподаватель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. 

С 2020 года — преподаватель в Образовательном центре поддержки одарённых детей в России «Сириус».

С 2022 года — заведующий кафедрой медных и ударных инструментов, духового ансамбля и оркестра АИИ ЦМШ. В том же году стал концертмейстером группы валторн Российского национального оркестра.

Константин Григорьев

Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Труба» (класс профессора Евгения Фомина, затем — доцента Юрия Власенко), а в 2014 году — аспирантуру (класс Владислава Лаврика). С 2011 по 2013 год обучался в Высшей школе музыке Карлсруэ (Германия) на факультете сольного исполнительства по специальности «Труба» (класс профессора Рейнхольда Фридриха).

Лауреат V Международного конкурса «Симфония» (I премия, Волгоград, 2004), X Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах (III премия, Тольятти, 2006), Международного юношеского конкурса имени Е. А. Мравинского (специальная премия «Интонация» за художественно-выразительное выступление, Санкт-Петербург, 2006), II Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени А. А. Нестерова (I премия, Нижний Новгород, 2007), Международного конкурса «Шабыт» (II премия, Астана, Казахстан, 2008), I Международного конкурса исполнителей на медных инструментах имени Т. А. Докшицера (II премия, Москва, 2009). Победитель Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» (Москва, 2009).

Участник таких фестивалей, как «Река талантов», который проводился Санкт-Петербургским Домом музыки (Санкт-Петербург, Астрахань, 2008), и Kyoto International Music Students Festival (2009 и 2010, Киото, Япония).

Участник мастер-курса Рейнхольда Фридриха (Санкт-Галлен, Швейцария, 2009), мастер-классов Фритца Дамроу (Нидерланды), Ханса Гюнша (Австрия), Анатолия Селянина, Владимира Прокопова, Вениамина Марголина (Россия), Рейнхольда Фридриха (Германия), Кристиана Стенструмпа (Дания), Эрика Обера (Франция).

Выступал сольно и в составе камерных ансамблей в Рахманиновском, Малом, Большом залах Московской консерватории, Зеркальном зале Дворца Белосельских-Белозерских (Санкт-Петербург), на стадионе «Лужники», в Камерном и Светлановском залах Московского международного Дома музыки, а также на различных концертных площадках в Астрахани, Чите, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Рязани, Волгограде, Любляне (Словения), Берлине (Германия), Киото (Япония), Зальцбурге (Австрия), Баден-Бадене, Карлсруэ, Кёльне (Германия).

Выступал сольно с Симфоническим оркестром Баден-Бадена, Волгоградским государственным симфоническим оркестром, Калужским молодёжным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Московской консерватории, Камерным оркестром филармонии Республики Дагестан, Российским национальным оркестром, Камерным оркестром Санкт-Петербургской консерватории.

Кроме того, выступал в составе Государственной академической симфонической капеллы (дирижёр Валерий Полянский), Московского государственного академического симфонического оркестра (дирижёр Павел Коган), Государственного академического камерного оркестра России (дирижёр Алексей Уткин), оркестра Musica Viva (дирижёр Александр Рудин).

Сотрудничал с Государственным симфоническим оркестром кинематографии (дирижёр Сергей Скрипка), Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского (дирижёр Владимир Федосеев), Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, а также с другими отечественными и зарубежными коллективами.

С 2014 года работает в Российском национальном оркестре.

С 2018 года является преподавателем класса трубы в Московском государственном институте культуры.

Переносы и отмены

10.02
Вт
19:00
Большой зал

Кармен Риццо, электроника
Иван Шопов, электроника
Дирижёр — Георги Петков

24.03
Вт
19:00
Большой зал

Сергей Полтавский, альт
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка

11.04
Сб
12:00
Большой зал

Артур Жернаков, ударные

13.04
Пн
19:00
Большой зал

Диляра Идрисова, сопрано
Лора Григорьева, меццо-сопрано
Михаил Нор, тенор
Василий Соколов, баритон
 
Оркестр Pratum Integrum
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижёр — Бенедикт Зауэр