Top.Mail.Ru
23 марта 2023
  • 19:00
  • Четверг
  • Большой зал

Солисты, хор и
Симфонический оркестр
Мариинского театра
Дирижёр – Валерий Гергиев

  • Продолжительность

    1 отделение 66 минут; 2 отделение 66 минут; 3 отделение 56 минут
Римский-Корсаков
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Феврония – Ирина Чурилова
Всеволод – Александр Трофимов
Юрий Всеволодович – Юрий Воробьев
Гришка – Николай Гассиев
Бедяй – Мирослав Молчанов
Бурундай – Глеб Перязев
Поярок – Алексей Марков
Алконост – Ирина Ванеева
Сирин – Юлия Сулейманова
Гусляр – Александр Морозов
Отрок – Светлана Карпова
Нищий запевала – Григорий Карасев
Лучшие люди – Олег Балашов, Олег Сычев
Медведчик – Михаил Латышев

Титры – Валентина Петрова
Режиссёр, ведущий спектакль – Александра Молчанова
Помощники режиссёра, ведущего спектакль – Мария Макарова, Наталия Шубина
Концертмейстер – Григорий Якерсон
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева 


«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – последняя большая эпическая опера Римского-Корсакова. Само ее длинное название адресует к былинным сказаниям, к их неторопливому, поэтически образному слогу. Думается, что главные слова в этом названии – «невидимый» и «дева». В последние годы своей жизни, пришедшиеся на начало смутных времен в России, композитор много размышлял о драматической судьбе родины и уже предчувствовал новые испытания, которые ей предстояло пережить. Он писал о «душных, тревожных состояниях», беспокоивших его, и грезил о «невидимой», то есть призрачно-идеалистической, затерянной в былинно-сказочном прошлом «девственной святой Руси». В философии этой оперы (а к ней нужно относиться именно как к философскому труду) много аллюзий и подтекстов. Сам сюжет ее мифологичен и в существе своем близок к библейским притчам: это история о силе человеческой природы, одухотворенной верой. Той силе, которая побеждает бесовскую «нежить» (слова самого Римского-Корсакова) искренностью и истовостью веры. Не случайно поэтому половину оперного действия занимают молитвы, коллективные или потаенно-исповедальные. А весь интонационный строй «Китежа» как бы всматривается вглубь, в исконные, сакральные первоосновы «русского духа». В этот последний период своей жизни Римский-Корсаков находился на вершине творческой зрелости, но постоянно занимался обновлением своего музыкального языка. Он писал: «Я чувствую, что вступаю в какой-то новый период и что овладеваю приемом, который у меня до сих пор являлся как бы случайным…» Речь идет об особой манере вокального письма, близкой к древним крестьянским распевам, свободным от тисков западноевропейской классической гармонии. Именно в «Китеже» результаты этих поисков достигли совершенного воплощения, как в больших хоровых сценах, так и в монологах солистов.

Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и прошла с исключительным успехом, которому предшествовали полтора года напряженных репетиций. Многие идеи шестидесятитрехлетнего композитора даже молодому поколению артистов казались чересчур радикальными, и однажды, уходя с очередной репетиции, Римский-Корсаков воскликнул: «Ноги моей не будет в этом театре». Общий язык все же был найден, композитор высоко оценил плоды нелегкого совместного труда.

Впоследствии театр неоднократно обращался к «Китежу»: постановки последовали в 1910-м, 1918-м, 1958-м, 1994-м, 2001 годах. Недавно Алексей Степанюк, режиссер спектакля 1994 года, подготовил новую версию корсаковской мистерии.

Мировая премьера: 7 февраля 1907 года, Мариинский театр
Премьера новой редакции постановки 1994 года: 24 декабря 2022 года

Организатор: НО «Благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева»
ИНН 7709402778
Адрес: 127051, г.Москва, вн.тер. г. Муниципальный Округ Мещанский,
б-р Цветной, д. 22, стр. 1
Это мероприятие не участвует в программе скидок Зала Зарядье


  • Продолжительность

    1 отделение 66 минут; 2 отделение 66 минут; 3 отделение 56 минут
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.