Top.Mail.Ru
Концерт онлайн
29 мая 2023
  • 19:00
  • Понедельник
  • Большой зал

Российский
национальный оркестр
Дирижёр – Николай Алексеев
Алексей Мельников, фортепиано

  • Продолжительность

    1 отделение 35 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, op. 1

    II отделение

    Рахманинов
    Симфония № 1, op. 13

    В программе возможны изменения

  • Программка


Первый фортепианный концерт Рахманинов писал, когда ему было 17 лет. Это по-юношески романтическое и вдохновенное сочинение было очень дорого Рахманинову. Оно создавалось в счастливую пору его жизни, когда  композитор проводил лето в деревне Ивановке в обществе сестёр Скалон, посвящая то одной из них, то другой романсы. Первый концерт нельзя отнести к числу зрелых произведений композитора, но, как пишет советский музыковед Ю. В. Келдыш, он «увлекает эмоциональной взволнованностью, тем сочетанием мужественной патетики и мечтательного лиризма, которым определяется особый индивидуальный характер рахманиновской экспрессии».

Первая симфония сыграла роковую роль в судьбе Рахманинова. Премьера сочинения состоялась 15 марта 1897 года в «Русских симфонических концертах». Исполнение оркестра под управлением Александра Константиновича Глазунова оказалось настолько неудачным, что публика не могла воспринимать симфонию объективно.

Для 24-летнего композитора эта неудача стала настоящей трагедией. На целых три года он утратил возможность сочинять музыку, чувствуя себя человеком, «которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки» (так вспоминал сам Сергей Васильевич).

«Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины», – писал композитор незадолго до отъезда в эмиграцию. И действительно, после его отъезда рукопись исчезла. Уже после смерти Рахманинова по оркестровым голосам, найденным в архиве Ленинградской консерватории, партитура была восстановлена и исполнена 17 октября 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Александра Васильевича Гаука.

Несмотря на всеми признаваемые несовершенства в области формы и оркестровки, Первая симфония Рахманинова заслужила любовь слушателей и исполнителей. Как писал биограф Рахманинова В. И. Серов, «по иронии судьбы это произведение после смерти Рахманинова многие музыканты расценили как его величайший вклад в симфоническую литературу и как наиболее оригинальное из его сочинений».

  • Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь оркестр обрел международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ее ярчайших символов. «Самым убедительным послом новой России» назвала РНО американская пресса. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

    Вместе с тем, Российский национальный оркестр с самых первых шагов оправдывал свое название, уделяя огромное внимание концертной деятельности внутри страны. Когда в трудные времена 1990-х столичные оркестры практически прекратили выезды в провинцию и устремились в гастрольные поездки на Запад, РНО начал проводить Волжские турне. Грандиозный просветительский проект для жителей городов Поволжья стал первым в ряду последовавших акций других известных исполнителей и коллективов, послужив для них наглядным примером.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский; с РНО выступали лучшие дирижеры современности: Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнева в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны. С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. Еще одним художественным открытием стал фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. На протяжении почти двадцати пяти лет РНО представляет серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству», а также выступает для членов семей погибших в результате Чернобыльской аварии. Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая премию Grammy.

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review).

  • Николай Алексеев

    Народный артист России, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии, главный дирижёр Заслуженного коллектива России Николай Алексеев окончил Ленинградское хоровое училище имени М.И.Глинки и Ленинградскую консерваторию по специальностям «хоровое дирижирование» у А.Михайлова и «оперно-симфоническое дирижирование» у А.Янсонса. Стажировался в Кировском (Мариинском) театре под руководством Ю.Темирканова.

    Творческая деятельность музыканта, лауреата международных конкурсов Фонда Г. фон Караяна (Западный Берлин, 1982), имени В.Талиха (Прага, 1985) и Мин-Он (Токио, 1985), чрезвычайно насыщенна. Он возглавлял оркестр Загребской филармонии, выступал за пультом Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Большого симфонического и Российского национального оркестров, работал с такими зарубежными коллективами, как Королевский оркестр Концертгебау, филармонические оркестры Роттердама, Дрездена, Штутгарта и Копенгагена, Берлинский и Балтиморский симфонические оркестры, Королевский Ливерпульский филармонический оркестр, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си и New Japan Philharmonic.

    С 2001-го по 2010 год Николай Алексеев руководил старейшим в Прибалтике Эстонским национальным симфоническим оркестром (за работу с коллективом музыканту в 2006 году был присвоен эстонский орден Белой звезды 3-й степени, а в 2010-м – присуждена Государственная премия Эстонской Республики в области культуры).

    Дирижёр гастролирует в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Словения, Греция, Латвия, Литва) и Латинской Америки, в Южной Корее, Японии и США. В 2018 году Николай Алексеев стал главным дирижёром Ulsan Philharmonic Orchestra (Южная Корея), первым за всю историю существования оркестра иностранцем, возглавившим коллектив.

    С 2000 года – дирижёр Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В 2022 году занял пост главного дирижёра коллектива. С Николаем Алексеевым оркестр исполнил все симфонии Брамса, целый ряд произведений Стравинского и Прокофьева, включая редко исполняемую кантату «К 20-летию Октября», Восьмую симфонию Малера, называемую «Симфонией тысячи участников», «Песни Гурре» Шёнберга и «Турангалилу» Мессиана. Дирижёр регулярно знакомит публику с новыми сочинениями. Под его управлением впервые прозвучали Вторая и Пятая «Данте-симфонии» Тищенко, Тринадцатая симфония Слонимского, «Фигура речи» и «Еретик» Королёва, «Царские распевы» Корчмара, были осуществлены российские премьеры Первой симфонии “The Triumph of Heaven” и фантазии Wunderbare Leiden Борисовой-Оллас, фантазии для фортепиано с оркестром «Ромео и Джульетта» Варенберга, созданной на основе Симфонии № 1 Рахманинова, петербургские премьеры Concerto cantabile Щедрина и Пятого скрипичного концерта Паганини.

    В 2017 году дирижёру была присуждена премия Правительства Санкт-Петербурга за концертные программы 2016 года. В феврале 2022 года указом Президента России Николай Алексеев награждён орденом Дружбы за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

    В юбилейном филармоническом сезоне 2020/2021 под управлением Николая Алексеева состоялись открытие и закрытие сезона, а также исторический концерт, посвящённый 100-летию со дня торжественного открытия и первого концерта Петроградской филармонии, прошли выступления с пианистами Н. Луганским, Б. Березовским, С. Трпчески, Ф. Копачевским, скрипачом С.Догадиным.

    Концертный сезон 2021/2022, также посвящённый 100-летию Филармонии, дирижёр открыл исполнением «Ленинградской симфонии» Шостаковича. В декабре 2021 года под управлением Николая Алексеева состоялся юбилейный Гала-концерт XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», участие в котором приняли Э.Вирсаладзе, Н.Луганский, А.Канторов, Ю.Лежнева, Г.Капюсон, С.Сёдзи и С.Крылов. 9 августа 2022 года дирижёр за пультом объединенного симфонического оркестра Филармонии исполнил Седьмую симфонию Шостаковича в рамках историко-музыкального проекта «Партитура памяти», посвящённого 80-летию блокадного исполнения симфонии.

  • Алексей Мельников

    Алексей Мельников – один из ярчайших представителей поколения молодых российских пианистов, чья карьера получает новый виток после того, как в 2019 году Алексей становится лауреатом III Премии Международного Конкурса им. П. И. Чайковского. Алексей Мельников родился в Москве в 1990 году. После окончания школы им. Гнесиных (класс Татьяны Шкловской) продолжил совершенствовать мастерство в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского под руководством народного артиста России С. Л. Доренского, обучаясь также у его ассистентов – Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева. После поступления в Консерваторию у Алексея начинается активная конкурсная и концертная деятельность. Он становится лауреатом многих престижных международных конкурсов, среди которых крупнейший в ЯпонииМеждународный конкурс пианистов в городе Хамамацу и II Манхэттенский международный музыкальный конкурс. В марте 2017 года Алексей Мельников записывает сольный альбом с сочинениями Бетховена и Листа в сотрудничестве со звукозаписывающей студией ACOUSENCE rec. в Германии. Диск получает положительную критику в прессе Германии, Франции и Англии: «Эти произведения были не раз записаны разными поколениями пианистов, однако Мельникову удается расставить свои собственные акценты, которые делают эту запись образцом индивидуального художественного высказывания» (PianoNews). Алексей Мельников выступает со многими именитыми коллективами, среди которых Симфонический оркестр Мариинского театра, Филармонический оркестр Боготы, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», МГАСО Павла Когана, Токийский симфонический оркестр, РНМСО, СПбГАСО, камерный оркестр «Виртуозы Праги», Филармонический оркестр города Бакэу, Симфонический оркестр республики Сан-Марино, Оркестр Московской консерватории, Ростовский академический симфонический оркестр, оркестры Белгородской и Томской филармоний, Millennium Symphony Orchestra.

  • Продолжительность

    1 отделение 35 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, op. 1

    II отделение

    Рахманинов
    Симфония № 1, op. 13

    В программе возможны изменения

  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.