PULSE
OpensoundQuartet
-
Продолжительность
1 отделение 35 минут; 2 отделение 37 минут -
Программа
I отделение
Гласс
Квартет №2 Company
Яковенко
«И полгода длится ночь» для струнного квартета
Мировая премьера
Видманн
Квартет №3 Jagdquartett («Охотничий квартет»)
Московская премьера
II отделение
Хрущёва
Пять песен на Рождество
Мировая премьера
Адамс
Танцы из «Воображаемой книги танцев Джона»
Мартынов
«Заповеди блаженств»
для квартета и фонограммы
В программе возможны изменения
OpensoundOrchestra продолжает серию концертов PULSE с музыкой современных композиторов. Пятый концерт включает в себя сочинения для струнного квартета российских и зарубежных композиторов, в том числе две мировые премьеры – струнные квартеты Игоря Яковенко и Настасьи Хрущёвой, написанные специально для OpensoundOrchestra.
Игорь Яковенко – джазовый пианист и серьёзный, вдумчивый музыкант со своим сложившимся стилем, сдержанный романтик. «Квартет был закончен в апреле 2022 года, – рассказывает Игорь Яковенко. – Он состоит из четырёх контрастных частей. В первой части инструменты играют как будто бы в разных ритмах, символизируя разные точки зрения, людей, которые никак не могут договориться. Вторая часть – это своеобразный взгляд в прошлое, в середине – крах романтической идеи. Третья часть – мясорубка, жёсткий механический этюд. Четвёртая часть – руины, безмолвное шествие».
Настасья Хрущёва – композитор, музыковед, преподаватель из Санкт-Петербурга, автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг неё» заигрывает с жанром струнного квартета, обращаясь к песне «Ёлочка, ёлка» из мультфильма «Новогодняя сказка», давая новое, метамодернистское прочтение как этой песне, так и самому жанру квартета. Сочинение создано в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты».
«Рождество, о котором здесь идёт речь – это Рождество тёмное, во время которого приходит Дед-Мороз-карающий.
У пяти частей есть названия:
1. ёлочка-ёлка
2. пусть эта ёлочка
3. в праздничный час
4. каждой иголочкой
5. радует нас»
Настасья Хрущёва о сочинении Пять песен на Рождество для струнного квартета
Американский столп минимализма Филип Гласс написал в 1983 году музыку для постановки пьесы Самюэля Беккета Company и позже переделал её в струнный квартет. Он очень тонко работает с ритмом и важнейшей задачей исполнителей становится игра в одном потоке.
Один из наиболее часто исполняемых современных композиторов Йорг Видманн называет свой третий квартет «Скерцо» в метаформе из пяти его струнных квартетов. Он обращается к ритму из скерцо Седьмой симфонии Бетховена и строит весь квартет, работая с ритмической структурой. Использует элементы изобразительности и инструментального театра в своём «Охотничьем» квартете и преображает типизированную музыку, которую мы привыкли ассоциировать с охотой.
Джона Адамса трудно отнести к какому-то направлению, хотя многие критики считают его минималистом, он – выдумщик собственных стилей и слов, несуществующих танцев. Несколько его таких танцев и прозвучат на концерте в сочетании с электроникой.
Минималистичные «Заповеди блаженств» Владимира Мартынова использовал Паоло Соррентино в своём фильме «Великая красота». Ровная и спокойная мелодия, повторяющаяся как колесо времени, настраивает на созерцательный лад.
-
Продолжительность
1 отделение 35 минут; 2 отделение 37 минут -
Программа
I отделение
Гласс
Квартет №2 Company
Яковенко
«И полгода длится ночь» для струнного квартета
Мировая премьера
Видманн
Квартет №3 Jagdquartett («Охотничий квартет»)
Московская премьера
II отделение
Хрущёва
Пять песен на Рождество
Мировая премьера
Адамс
Танцы из «Воображаемой книги танцев Джона»
Мартынов
«Заповеди блаженств»
для квартета и фонограммы
В программе возможны изменения