Top.Mail.Ru
24 января 2020
  • 19:00
  • Пятница
  • Большой зал

Солисты Нижнего Новгорода. 
Дирижер и солист – Максим Емельянычев

  • Программа

    Воан-Уильямс
    Фантазия на темы Томаса Таллиса

    Гайдн
    Симфония №83 соль минор, («Курица»),
    Hob I: 83 

    Моцарт
    Концерт для фортепиано с оркестром №17 cоль мажор, KV453

    Карманов
    «Green ДНК» для струнного оркестра, 2000



Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» по праву считается одним из ведущих камерных оркестров современной России.

Этот коллектив существует с начала 80-х годов прошлого века под разными названиями. Современное название – «Солисты Нижнего Новгорода» – отражает сущность оркестра – ансамбля ярких творческих индивидуальностей. Солистов знают далеко за пределами нижегородского региона: они выступают в Москве, Санкт-Петербурге, Эссене (Германия). В среднем оркестр даёт более 60 концертов в сезон, выступает с топ-солистами международного класса.

В числе многочисленных проектов оркестра, не только исключительно музыкальных, но и объединяющих различные виды искусства, выделяются два направления его деятельности – его интерпретации старинной и современной музыки.

Осенью 2004 года «Солисты Нижнего Новгорода» под руководством немецкого скрипача, дирижера, специалиста в области исторического исполнительства Кристофа Майера (Christoph Mayer) провели проект «Историческая Исполнительская Практика»: оркестр осуществил постановку 3-х оперных зингшпилей, представил несколько российских и нижегородских премьер инструментальной музыки XVII–XVIII веков, учредил первый в Нижнем международный музыкальный фестиваль «BAROQUE & CLASSIC Нижний Новгород» с участием передовых российских исполнителей-аутентистов, организовал бесплатные образовательные курсы для студентов, желающих сопутствовать мировой исторической исполнительской практике, записал 3 компакт-диска. Сейчас в области аутентичного исполнительства оркестр сотрудничает с одним из самых ярких музыкантов молодого поколения – Максимом Емельянычевым. Наши постоянные слушатели запомнили его по прошлому концертному сезону, где он выступил как дирижер оркестра Il Pomo d’Oro в барочном шоу «In War & Peace» Джойс Дидонато. Ученик Геннадия Рождественского, Максим – лауреат множества международных конкурсов как клавесинист и исполнитель на хаммерклавире. Именно с клавесина началось его сотрудничество с оркестром Il Pomo d’Oro, а также с Теодором Курентзисом и его коллективом, musicAeterna. Сейчас таланту музыканта из Нижнего Новгорола рукоплещет весь мир, и слово «востребованный» по отношению к нему – отнюдь не фигура речи. За последние годы он награжден самыми престижными мировыми наградами: в 2014 году был удостоен специального приза Российской национальной премии «Золотая маска» за партию хаммерклавира в постановке «Свадьбы Фигаро», в 2016-м – главной немецкой музыкальной премии ECHO Klassik, в апреле 2019 года стал лауреатом International Opera Awards. С начала сезона 2019–2010 Емельянычев возглавляет Шотландский камерный оркестр (Scottish Chamber Orchestra).

Именно с этим артистом в большей степени связан симфонический тренд «Солистов», а в сентябре 2017 года французская звукозаписывающая компания Aparté Music записала Третью симфонию Бетховена и Вариации на тему Гайдна Брамса – первый совместный диск музыкантов.

В этот вечер музыка венских классиков соседствует с сочинением нашего современника.

Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии – написал 108 произведений этого жанра. Порой он давал им название, в той или иной степени отражающее содержание музыки. Так, его ранние симфонии №№6, 7, 8 называются «Утро», «Полдень» и «Вечер». Есть у него «Философ» (№22), «Жалоба» (№26), «Сюрприз» №94, «Часы» (№101), знаменитая «Прощальная» Симфония №45... Симфония «Медведь» (№82) составляет пару с Симфонией №83 (1785) – «Курица», которая прозвучит в программе концерта. Вы услышите, как гобой имитирует кудахтанье этой взбалмашной и смешной птицы.

Концерт №17 Моцарта (1784) не только создавался почти одновременно с симфонией «Курица», но с ним связана история другой птицы. В феврале 1784 года Моцарт начал вести книгу доходов и расходов и 24 мая 1784 года записал: «Птица скворушка. 34 крейцера». А рядом, с примечанием «Это было прекрасно!», – измененную тему рондо из этого концерта, который он сочинил 12 апреля. Предыстория записи такова, что птичка просвистела за Моцартом мелодию, комично изменив ее, и восхищенный композитор немедленно купил ее у хозяина.

Пьесу Green ДНК (2000) Павла Карманова «Солисты Нижнего Новгорода» под руководством Максима Емельянычева исполняли неоднократно. Композитор посвятил ее Татьяне Гринденко – основателю и руководителю ансамбля Opus Posth, для которого сочинение и было написано. С одной стороны, в названии зашифрована фамилия знаменитой скрипачки – ГРИНДеНКо, с другой – энергия зеленого цвета (green по-английски – зеленый) в сочетании с названием молекулы, несущей генетическую информацию (ДНК), отражает драйв музыки, наполненной удовольствием от жизни и любовью к ней: «... однажды Татьяна усадила меня в свой автомобиль марки Жигули и начала на огромной скорости нарезать круги в районе Динамо, приговаривая, что она вот так вот и хотела бы заниматься искусством, с перегрузкой, на грани заноса... Сердце моё ушло в пятки и я вжался в сиденье. Потом мы ездили в тихое место, где вода соединяется с небом...» (Павел Карманов).

 

  • Программа

    Воан-Уильямс
    Фантазия на темы Томаса Таллиса

    Гайдн
    Симфония №83 соль минор, («Курица»),
    Hob I: 83 

    Моцарт
    Концерт для фортепиано с оркестром №17 cоль мажор, KV453

    Карманов
    «Green ДНК» для струнного оркестра, 2000

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.