Top.Mail.Ru
11 сентября 2023
  • 19:00
  • Понедельник
  • Большой зал

Оркестр «Виртуозы Москвы»
Дирижёр – Ариф Дадашев
Александр Рамм, виолончель

  • Продолжительность

    2 отделения по 35 минут
  • Программа

    I отделение

    Аренский
    Вариации на тему Чайковского, op. 35a

    Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

    II отделение

    Вайнберг
    Симфония № 10 для камерного оркестра ля минор (1968), op. 98

    В программе возможны изменения

  • Программка


Чайковский сыграл огромную роль в творческих судьбах многих композиторов. Исключением не стал и его современник Антон Аренский. Высоко оценив его дарование, Чайковский всегда положительно отзывался о музыке Аренского, помогал с постановками оперных произведений, давал советы по композиции.

Смерть Чайковского в 1893 году потрясла весь музыкальный мир. Рахманинов отозвался своим «Элегическим трио», продолжив тем самым традицию, которой следовал сам Чайковский (трио «Памяти великого художника» на смерть Николая Рубинштейна). Аренский же решил обратиться к жанру струнного квартета. Спустя год после смерти Чайковского, в 1894, квартет Аренского ля минор ор. 35 был завершён. Первая часть его основана на теме из церковного обихода, вторая представляет вариации на тему детской песни Чайковского «Легенда», в третьей слышны отголоски песнопения «Вечная память». Позже композитор решил переработать вторую часть квартета и расширить инструментальный состав. Так возникло самостоятельное произведение «Вариации на темы Чайковского», ор. 35а.

Это сочинение стало последним, с которым Аренский последний раз выступил на сцене в качестве дирижёра.

«Вариации на тему рококо» Чайковского – яркое концертное произведение, запечатлевшее классическую ясность форм и искренность чувств. Богатые возможности музыкального развития заложены в самой теме, выдержанной в русском духе, которую Чайковский и назвал «рококо». В ходе развития изменяется её характер, выделяются отдельные обороты, которые контрастируют друг с другом, сохраняя при этом единство и цельность всей композиции.

Творческое наследие советского композитора Мечислава Вайнберга охватывает практические все классические жанры. Он получил популярность как автор камерных инструментальных и вокальных сочинений, двадцати шести симфоний, семи опер и музыки к кинофильмам. В своих произведениях композитор обращался к барочным приёмам развития, развивая тем самым старинный жанр concerto grosso.

  • Оркестр «Виртуозы Москвы»

    В 1979 году выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков объединил лучших музыкантов российской столицы в камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Владимир Спиваков – бессменный художественный руководитель оркестра с момента его создания. Именно благодаря многолетней и кропотливой работе маэстро с оркестром, «Виртуозы Москвы» входят в число лучших камерных коллективов мира.

    Музыканты оркестра бережно относятся к традициям. В каждом выступлении «Виртуозам Москвы» удаётся главное: эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, пусть даже неподготовленного человека, подарить ему радость общения с музыкальными шедеврами, разбудить в нём желание ещё раз прийти на концерт. Для нас, как говорит маэстро Владимир Спиваков, творчество стало потребностью, а работа – искусством, которое, по выражению Пабло Пикассо, «смывает пыль повседневности с души».

    Сегодня у музыкантов нет неосвоенных территорий мирового культурного пространства, в обширном репертуаре оркестра – музыка различных стилей и эпох. С триумфом проходят концерты коллектива в европейских странах, США, России. «Виртуозы Москвы» имеют обширную дискографию, в том числе под такими знаменитыми лейблами, как BMG Classics и RCA Red Seal.

  • Ариф Дадашев

    Родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классу хорового и оперно­симфонического дирижи-рования. В разные годы был главным дирижёром Рязанс­кого музыкального театра, Камерного оркестра Центра Павла Слободкина, занимал пост дирижёра Санкт­Петербургского театра музыкальной комедии, а с 2014 года – театра «Московская оперетта», где в качестве музыкального руководителя осуществил ряд постановок.

    С 2015 года сотрудничает с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Московским камерным оркестром Musica Viva. В 2017 году Ариф Дадашев дебютировал с Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Санкт­Петербургской филармонии и Московским государственным симфоническим оркестром. В этом же году он вошёл в состав дирижёрско­стажёрской группы Национального филармонического оркестра России.

    В 2019 году, по приглашению Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, в рамках ежегодного Шаляпинского фестиваля, Ариф осуществил постановку оперы «Царская невеста» Римского­Корсакова. В этом же году, в качестве музыкального руководителя, поставил балет Минкуса «Дон Кихот» в Силезской опере и оперетту Легара «Весёлая вдова» в Мазовецком музыкальном театре (Польша).

    В 2020 Ариф начал своё сотрудничество с Мариинским театром, а в 2021 дебютировал на XXIX Международном музыкальном фестивале «Звезды белых ночей».

    В настоящее время Ариф Дадашев – дирижёр Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича­Данченко и Саратовского академического симфонического оркестра.

  • Александр Рамм

    Один из самых востребованных виолончелистов своего поколения. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской), затем продолжил обучение в аспирантуре МГК и Высшей школе музыки им. Ханса Эйслера в Берлине (класс Франса Хельмерсона). Обладатель серебряной медали Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 2015), победитель международных конкурсов, в том числе Beijing International Competition и I Всероссийского музыкального конкурса. Первый и единственный представитель России, ставший лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013). Артист выступает в крупнейших залах мира, сотрудничает с ведущими оркестрами и известными дирижёрами. Участвовал в фестивалях и мастер-классах Академии Куршевеля и Holland Music Sessions, также совершенствовался в академии для молодых музыкантов в Вербье. С 2011 года принимает участие в концертах Московской филармонии, постоянный участник проекта «Звёзды XXI века». С 2012года – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. В 2018 году фирма «Мелодия» выпустила сольный диск музыканта с записью всех сюит для виолончели соло Бриттена. Солист Московской филармонии.

  • Продолжительность

    2 отделения по 35 минут
  • Программа

    I отделение

    Аренский
    Вариации на тему Чайковского, op. 35a

    Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

    II отделение

    Вайнберг
    Симфония № 10 для камерного оркестра ля минор (1968), op. 98

    В программе возможны изменения

  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.