Top.Mail.Ru
Концерт онлайн
5 октября 2023
  • 19:00
  • Четверг
  • Большой зал

Оркестр MUSICA VIVA
Дирижёр – Алексей Рубин
Джордж Харлионо, фортепиано

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Сальери
    Увертюра к опере «Цезарь в Фармакузе»

    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до минор, op. 37

    II отделение

    Моцарт
    «Траурная масонская музыка» для духовых и струнных инструментов, KV 477

    Бетховен
    Симфония № 2

    В программе возможны изменения

  • Программка


В программе концерта – сочинения двух самых известных антагонистов в истории музыки – Моцарта и Сальери, а также ученика Сальери Бетховена, отношения которых также были не лишены драматизма. В декабре 1808 года Бетховену пришлось играть в полупустом зале, так как Сальери, возглавлявший Общество «Концерты в пользу вдов», запретил музыкантам-членам общества участвовать в его концертах. Оба мероприятия проходили в одни и те же даты, и Сальери справедливо рассудил, что Бетховен – слишком опасная конкуренция для вдов и может запросто оставить их без денежного вспоможения. Решения Сальери были продиктованы чисто филантропическими соображениями, но Бетховен воспринял всё как «премерзкую шутку», которую Сальери выкинул «из ненависти» к нему.

Впрочем, в декабре 1813 года в Венском университете Сальери уже принимал активное участие в исполнении оркестровой пьесы Бетховена «Битва при Виттории» в благотворительных концертах в пользу раненых солдат.

Бетховен всего на два года пережил Сальери и, между прочим, никогда не верил слухам об отравлении им Моцарта.

Сегодня вы услышите поэтический Третий фортепианный концерт Бетховена (который Сальери, кстати говоря, включил в те самые «Концерты в пользу вдов») и Вторую симфонию – раннее, но уже мастерское сочинение композитора, изобилующее прекрасными мелодиями и инструментальными красками; Увертюру к героико-комической опере «Цезарь в Фармакузе» Сальери на либретто по мотивам Плутарха; и «Траурную масонскую музыку» для духовых и струнных инструментов Моцарта. Теме масонства в творчестве Моцарта посвящено немало исследований. Идеи вольных каменщиков проникали в его сочинения (пример – опера «Волшебная флейта»), композитор также создал немало произведений, предназначенных непосредственно для исполнения во время ритуалов в ложе.

  • Оркестр MUSICA VIVA

    История оркестра ведёт отсчёт с 1978 года, когда скрипач и дирижёр Виктор Корначев основал ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников Московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva («живая музыка» – лат.). Под его руководством оркестр достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня Musica Viva – это уникальный творческий почерк и универсальность. Оркестр феноменально ориентируется в исполнении музыки самых разных стилей и жанров. В программах оркестра есть общепризнанные шедевры, но значительную её часть составляют музыкальные раритеты. Коллектив, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии – «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлечённые из небытия произведения становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение незаслуженно забытых произведений. В исполнении оркестра впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет коллективу на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова, А. Маноцкова, А.Головина, С.Ахунова и других композиторов.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижёров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы и оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», оперы: «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (в парижской редакции 1774 г.), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва, «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна», серенаты «Ацис, Галатея и Полифем», «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». В рамках Генделевского фестиваля, который состоялся в Москве в Концертном зале им. Чайковского в сентябре 2021 г., оркестр Musica Viva исполнил ораторию «Теодора» (дирижёр – Александр Рудин) и Псалом Dixit Dominus (дирижёр – Андреас Шперинг) с международным составом солистов и вокальным ансамблем INTRADA.

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика. Его основу составила музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходила молодёжная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Уникальный цикл «Парижские и Лондонские симфонии Й.Гайдна и концерты» состоялся в Камерном зале Московского международного Дома музыки с 2018 по 2021 годы.

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступал всемирно известный хор Collegium Vocale (Гент, Бельгия) и Государственный хор «Латвия».

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Он неоднократно принимал участие в знаменитом фестивале в Нанте La folle journee «Безумные дни». С 2019 года Musica Viva – ежегодный участник фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге», который стал российским фестивалем-спутником La folle journee. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует в регионах России.

    Оркестром выпущено несколько десятков дисков на различных фирмах. Золотой коллекцией можно назвать записи оркестра с маэстро А. Рудиным в качестве солиста: Виолончельные концерты Ж.-Б.Триклира (Cello Classics), Концерт для виолончели Н.Мясковского (Cello Classics), Виолончельные концерты Хассе, К.Ф.Э.Баха, Хертеля (Chandos), получившие восторженные отзывы международных критиков.

  • Алексей Рубин

    Родился в 1987 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по двум специальностям – хоровое дирижирование (класс профессора В. И. Нестерова, 2010) и симфонического дирижирования (класс профессора Ю. И. Симонова, 2015). Принимал участие в мастер-классах Юрия Симонова, Риккардо Мути, Василия Синайского, Юрия Темирканова, Виктора Ямпольского, Бруно Вайля.

    Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров симфонических оркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2013) и II Всероссийского музыкального конкурса в Москве.

    Дирижировал операми «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.

    С сентября 2022 года стал дирижёром Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С 2021 сотрудничает с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром под управлением Юрия Башмета.

    C 2015 года ̶ ассистент дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Регулярно выступает с оркестром на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского и Концертного зала им. С.В. Рахманинова («Филармония-2»). В 2018 году начал сотрудничать Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром. В 2023 году был награждён почётной грамотой президента РФ за большой вклад в организацию и проведение мероприятий, посвящённых значимым событиям российской культуры.

    В 2023 году вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова аккомпанировал пианистам в финале XVII международнаго конкурса им. П. И. Чайковского.

    Регулярно выступает с ведущими российскими оркестрами, ведёт активную концертную и гастрольную деятельность.

    Алексей Рубин выступает с ведущими российскими солистами: Борисом Березовским, Сергеем Антоновым, Вячеславом Грязновым, Софией Кипрской, Денисом Мацуевым, Екатериной Мечетиной, Александром Раммом, Вадимом Репиным, Сергеем Тарасовым. Ассистировал Валерию Гергиеву, Юрию Башмету, Михаилу Юровскому, Даниэле Гатти и Шарлю Дютуа.

  • Джордж Харлионо

    Британский пианист индонезийского происхождения сыграл свой первый сольный концерт в возрасте девяти лет. С тех пор Джордж Харлионо регулярно выступает в таких залах, как Вигмор-холл, Ройял Фестивал-холл, Альберт-холл, Чикагский Симфони-холл.

    В 2013 году пианист был приглашён записать Сонату № 1 Бетховена в Southbank Centre (Лондон). В 2016 году концерт, в котором Джордж Харлионо исполнял Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского в Большом зале Московской консерватории, транслировался российским телевидением и medici.tv. Джордж Харлионо регулярно выступает с такими оркестрами, как Московский государственный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, New Millennium Symphony (Чикаго), Тюменский филармонический оркестр и Ealing Symphony Orchestra (Великобритания). Пианист сотрудничал известными солистами и дирижёрами: Ланг Лангом, Денисом Мацуевым, Александром Сладковским, Евгением Шестаковым и Франческо Милиото.

    Среди значимых премий и призов, которых удостаивался Джордж Харлионо, – Grand Piano Competition (Москва), Royal Overseas League Music Competition (Лондон), Gina Bachauer Piano Competition (США) и Dinu Lipatti Piano Competition (Бухарест).

    Лауреат XVII Международного конкурса имени П И. Чайковского (II премия).

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Сальери
    Увертюра к опере «Цезарь в Фармакузе»

    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до минор, op. 37

    II отделение

    Моцарт
    «Траурная масонская музыка» для духовых и струнных инструментов, KV 477

    Бетховен
    Симфония № 2

    В программе возможны изменения

  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.