Чайковский, Дворжак
Камерный оркестр Большого театра
Дирижёр – Михаил Цинман
-
Продолжительность
2 отделения по 45 минут -
Программа
Дворжак
«Легенды» для камерного оркестра, ор. 59
Чайковский
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33
Дворжак
«Библейские песни» для меццо-сопрано и камерного оркестра,
ор. 99
В программе возможны изменения
Солисты:
Ксения Дудникова, меццо-сопрано
Пётр Кондрашин, виолончель
Вступительное слово – Олеся Бобрик
«Меня интересует каждая его нота. Я его искренне люблю как художника и человека»
(Иоганнес Брамс об Антонине Дворжаке)
Два шедевра Дворжака, включённые в программу, не столь, может быть, популярны, как Славянские танцы или Симфония си минор. Тем более увлекательна их чудесная красота.
Пьесы цикла Легенды (1881) названы так не в силу своей заданной программности, а скорее из-за рапсодической свободы их духа и формы.
Каждая из пьес воспринимается как самостоятельная новелла, со своими персонажами, захватывающим сюжетом и всегда неожиданной развязкой.
И все они полны присущей именно Дворжаку душевной теплоты, изысканных гармонических красот и той мелодической щедрости, о которой Брамс сказал: «Я был бы счастлив, если бы мне пришло в голову в качестве главной темы то, что Дворжак поручает побочным голосам».
Библейские песни (1894) написаны в период внутреннего кризиса, вызванного, вероятно, разными причинами. Безвременно ушли из жизни близкие друзья (Чайковский, Бюлов); длительное пребывание вдали от родины (он несколько лет работал в США) было тяжело ему, несмотря на триумфальную премьеру симфонии «Из Нового Света».
Так или иначе, утешения и ответа на вечные вопросы он искал и находил в Псалмах Давида, на тексты которых и был написан цикл. Дворжак говорил, что это лучшее из его религиозных сочинений.
Жанр песен – на стыке религиозной музыки и камерной лирики (в этом смысле, может быть, цикл – предшественник одного из последних сочинений Брамса, Четырёх строгих напевов).
Тексты взяты не на принятом в церкви латинском, а на чешском языке. В музыке нет ничего внешнего, пафосного. Только то, что трогает самого автора и изливается из глубины его чистого сердца.
Концерт проходит при поддержке Государственного института искусствознания.-
Камерный оркестр Большого театра
Камерный оркестр Большого театра был создан в 2010 году благодаря усилиям творческого руководителя коллектива, дирижёра и концертмейстера оркестра Большого театра Михаила Цинмана.
С тех пор ансамбль, почти половина участников которого – солисты оркестра, концертмейстеры своих групп, успешно выступает в лучших залах России.
В репертуаре Ансамбля солистов – сочинения композиторов разных эпох: от Вивальди и Баха до Шёнберга и Стравинского, а жанры исполняемой музыки – инструментальные концерты, пьесы для оркестра, вокальные циклы и оперы.
Музыканты активно сотрудничают с певцами Молодёжной оперной программы Большого театра. Тематические программы концертов (циклы писем композиторов Моцарта, Шумана и других композиторов, «Мендельсон в домашнем кругу», «Художник и его модель», «Пути романтизма») часто сопровождаются пояснениями музыковедов, что позволяет слушателям лучше понять замысел автора, проникнуться духом той или иной эпохи. -
Ксения Дудникова
Окончила Московскую государственную консерваторию им. Чайковского (класс засл. арт. РСФСР, профессора Клары Кадинской). С 2011 года – солистка оперной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В репертуаре: Полина («Пиковая дама» Чайковского), Нерис («Медея» Керубини), Марфа («Хованщина» Мусоргского), Кармен («Кармен» Бизе), Никлаус («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Амнерис («Аида» Верди), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Дорабелла («Так поступают все женщины» Моцарта), Элен Безухова («Война и мир» Прокофьева) и др.
С Симфонической капеллой п/р Валерия Полянского принимала участие в концертном исполнении опер «Жизнь за царя» Глинки и «Семен Котко» Прокофьева. На Фестивале духовной музыки в Риге с Симфоническим оркестром Рижской филармонии и государственным хором «Латвия» исполнила партию меццо-сопрано в Реквиеме Верди (дирижёр – Андрис Пога, 2013) и партию меццо-сопрано в Te Deum Пендерецкого (дирижёр – Александр Хумала, 2014).
В сезоне 2015/16 дебютировала на сцене Большого театра России (Маддалена; «Риголетто» Верди). В том же сезоне исполнила партию Маргариты в премьерных показах драматической легенды «Осуждение Фауста» Берлиоза (постановка Петера Штайна). В сезоне 2016/17 выступила на сценах Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» (Принцесса Буйонская, «Адриана Лекуврер» Чилеа), Большого театра Женевы (Жанна д’Арк, «Орлеанская дева» Чайковского), Королевского оперного театра «Ла Монне» (Амнерис, «Аида» Верди). В августе 2017 дебютировала на Зальцбургском фестивале (Сонетка, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича). В сезоне 2017/18 – в Оперном театре Цюриха (Ольга, «Евгений Онегин» Чайковского) и севильском Teatro de la Maestranza (Принцесса Буйонская, «Адриана Лекуврер» Чилеа). В сезоне 2018/19 исполнила партию Кармен в Парижской национальной опере, Саксонской государственной опере и фестивале «Арена ди Верона». В сезоне 2019/20 выступила в Оперном театре Штутгарта (дебют в партии Принцессы Эболи; «Дон Карлос» Верди) и Большом театре России (дебют в партии Любавы Буслаевны, «Садко» Римского-Корсакова). В 2021 году исполнила партию Амнерис в новой постановке «Аиды» на сцене Парижской национальной оперы. Сотрудничает с дирижёрами Туганом Сохиевым, Микеле Мариотти, Даниэлем Ореном, Дмитрием Юровским, Аленом Альтиноглю, Марисом Янсонсом, Станиславом Кочановским, Педро Хальффтером. Выступала в спектаклях Дэвида Маквикара, Статиса Ливатиноса, Андреаса Кригенбурга, Барри Коски, Каликсто Бийето, Дмитрия Чернякова.
Трижды номинировалась на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска»: в 2015 – за исполнение партии Амнерис («Аида» в постановке Петера Штайна), в 2017 – за исполнение партий Кармен («Кармен», постановка Александра Тителя в Екатеринбургском театре оперы и балета) и Маргариты («Осуждение Фауста», постановка Петера Штайна в Большом театре России).
-
Пётр Кондрашин
Пётр Кондрашин родился в 1979 году в Москве, в семье выдающегося русского дирижёра Кирилла Кондрашина. Начальное и среднее образование получил в МССМШ им. Гнесиных, по классу виолончели Татьяны Ивановны Прохоровой.
В 1997 году он поступил в Московскую консерваторию в класс виолончели к заслуженному артисту России, солисту оркестра Большого Театра России, профессору Дмитрию Георгиевичу Миллеру и в класс камерного ансамбля народного артиста России профессора Александра Израилевича Рудина, где он вместе с известным пианистом Александром Кобриным создает дуэт в составе которого музыканты много концертируют и в 1999 году завоевывают вторую премию на Международном конкурсе камерных ансамблей в г.Кальтанисетта (Италия).
В 2000 году Пётр Кондрашин становится солистом камерного оркестра «Эрмитаж» под руководством выдающегося российского гобоиста Алексея Уткина. С этим ансамблем он как солист много выступает в крупнейших залах России, а также записывает несколько дисков. В 2002 году он с отличием заканчивает консерваторию и поступает в БСО, имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева, где вскоре становится вторым концертмейстером группы виолончелей. Работу в оркестре Пётр Кондрашин успешно совмещает с активной сольной деятельностью, он постоянно сотрудничает с Воронежской, Ярославской, Нижегородской, Самарской, Ижевской, Кисловодской и другими российскими филармониями, выступал с такими дирижёрами как Василий Синайский, Владимир Федосеев, Лео Кремер, Владимир Зива, Александр Скульский, Конрад Ван Альпен, Юрий Андросов, Сергей Оселков, Александр Дмитриев, Владимир Спиваков, Туган Сохиев. Также часто исполняет камерную музыку, среди его партнеров ведущие российские музыканты, такие как Елена Ревич, Вадим Холоденко, Пётр Айду, Григорий Кротенко, Павел Домбровский, Сергей Кудряков, Мария Федотова, Михаил Цинман, Алексей Гориболь и многие другие.
С 2003 по 2008 он – постоянный участник фестиваля The Holland music sessions во время одного из которых он вместе с виолончелистом Олегом Бугаевым образует виолончельный дуэт, который с успехом гастролирует по России и за рубежом, в частности в 2006 году состоялся концерт в Амстердаме в камерном зале Concertgebow. В декабре 2007 вместе с пианисткой Ферузой Хайдаровой Пётр Кондрашин получает вторую премию на Первом Международном конкурсе камерно-ансамблевого исполнительства им.Т.А.Гайдамович.
В 2012 году Пётр Кондрашин получил приглашение от музыкального руководителя Большого Театра России Василия Синайского занять место первого концертмейстера оркестра Большого театра.
В репертуаре музыканта наряду с хрестоматийными сочинениями для виолончели достаточно редко исполняемые, такие как Сoncerto Grosso Кшиштофа Пендерецкого, концерт Фридриха Гульды, Concerto Cappriccioso Николая Корндорфа и другие. В 2016 году вместе с камерным оркестром Большого Театра России под руководством Михаила Цинмана исполнил мировую премьеру Концертино для виолончели и струнных Мечислова Вайнберга.
Кроме того, музыкант не ограничивает свою деятельность только классической музыкой. В течении нескольких лет он был членом джазовой группы «26 hz», а также является участником ансамбля виолончелиста и композитора Дениса Калинского Rockoko уникального по составу и стилю исполняемой музыки, который ближе всего относится к направлению art rock. Вместе с актёром театра и кино Евгением Вальцем и пианисткой Анна Петуховой Пётр Кондрашин создал уникальный проект джазовой музыки 20-х, 30-х и 40-х годов. Пётр Кондрашин играет на инструменте работы мастера Ж.Б.Вильома.
-
Продолжительность
2 отделения по 45 минут -
Программа
Дворжак
«Легенды» для камерного оркестра, ор. 59
Чайковский
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33
Дворжак
«Библейские песни» для меццо-сопрано и камерного оркестра,
ор. 99
В программе возможны изменения