Top.Mail.Ru
27 декабря 2022
  • 19:00
  • Вторник
  • Большой зал

«Рождественский Вертеп»
Владимира Мартынова



OpensoundOrchestra
Вокальный ансамбль INTRADA
Ансамбль Сирин
Музыкальный руководитель и дирижёр – Станислав Малышев

Наталья Павлова, сопрано
Яна Дьякова, меццо-сопрано

Хореографы: Александра Конникова, Албертс Альбертс

Режиссёр – Татьяна Бурель

В этот день состоится мировая премьера произведения композитора Владимира Мартынова «Рождественский Вертеп» – уникальное сочетание канонических произведений русской православной традиции, народного фольклора и современной музыки.

Традиция рождественского вертепа, рассказывающего историю о пастухах, пришедших к новорожденному Христу, восходит к средневековью и объединяет все страны христианского мира. В период между Рождеством и Крещением зрителям рассказывали и показывали творчески осмысленную историю рождения Иисуса Христа.

В вертепном представлении не было строгих канонов, напротив, оно часто отходило от религиозной строгости. Главной задачей Вертепа во все времена было превращение главного мистического события в общедоступный праздник, и для этой цели поощрялись любые художественные средства.

Такая демократичность и творческая вольность, праздничность, нацеленность на ясность и чистоту высказывания, позволили проникнуть теме и сюжету Вертепа во все культурные и социальные слои.

И если в старину представления шли в основном на городских площадях, в деревенских домах, дворцах знати, в наше время они органично воспринимаются в любых пространствах, в том числе и в современных высокотехнологичных концертных залах. Допустимая доля вольности в смешении жанров и художественных приемов привела к тому, что современные композиторы и постановщики с энтузиазмом принимают своеобразный творческий вызов и создают собственные версии знаменитого и, возможно, самого главного религиозного и исторического сюжета.

Знаменитый композитор, философ, религиозный исследователь и практик Владимир Мартынов в своей версии Рождественского Вертепа с детским восторгом и энергией превращает действие в увлекательную игру смыслов, приемов и контекстов. В его сочинении священный текст Евангелия от Луки сочетается с карнавальной стихией обэриута Александра Введенского и поэзией «крестьянского поэта» Николая Клюева, а современный музыкальный минимализм встречается с аутентичным русским фольклором и средневековым европейским барокко.

Вторя замыслу композитора, постановщики Вертепа ничем не сдерживают свою фантазию, соединяя в единое целое столь разные на первый взгляд элементы: большой хор, современную прозаическую читку, нео-классический ансамбль.

Однако, произведение нельзя назвать эклектичным. Каждая деталь представления входит в резонанс с остальными элементами, а от их столкновения и взаимодействия высекаются искры смысла и эмоционального вовлечения в сюжет двухтысячелетней истории нового человечества - рождению Спасителя.

Сам Владимир Мартынов говорит о своем сочинении так: «Это не торжественно-клерикальное сочинение, а, напротив, светская вещь, в которой – дух семейного праздника, эдакого предстояния под ёлкой, возвращение в атмосферу чудесного детства».

Этот концерт входит в программу Московского зимнего музыкального фестиваля

Основной темой первого сезонного фестиваля стали сказки, сюжет которых лежит в основе многих шедевров мировой музыкальной литературы.

Основную, «сказочную», линию дополняют следующие направления: джазовое и барочное, популярные программы, музыка и слово, а также премьеры новых проектов и сочинений.

Отличительная черта первого масштабного музыкального форума – специально созданные программы для семейной и детской аудитории. Некоторые проекты сделаны в коллаборации с молодыми режиссерами и художниками по световым и видео решениям.

Зрители концерта-открытия станут свидетелями уникального фестивального оформления Большого зала, которое впоследствии распространится на всё здание и станет отдельным событием проекта.

  • Вокальный ансамбль INTRADA

    Вокальный ансамбль INTRADA – молодой коллектив, выступления которого запоминаются сразу. Певцов отличают высокий профессионализм, узнаваемый стиль исполнения, а также большой энтузиазм в работе и трепетное отношение к музыкально-историческому наследию. В 2019 году ансамбль признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».
    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, среди них – Российский Национальный Оркестр и Михаил Плетнев, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, Государственный Академический Симфонический Оркестр России и Владимир Юровский, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, «Оркестр Века Просвещения», Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт и мн. др.
    Коллектив с успехом выступал на европейских музыкальных фестивалях: Дрезденском культурном форуме, Дрезденском музыкальном фестивале, Musikfest Erzgebirge, концертной серии немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург, Live From London и др. Неоднократно принимал участие в известном фестивале камерной музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

  • Ансамбль «Сирин»

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» был создан в 1989 году Андреем Котовым и группой молодых профессиональных музыкантов с целью возрождения древних православных певческих традиций. Андрей Котов, руководитель ансамбля – фольклорист, исполнитель, композитор, хормейстер – посвятил себя практическому исследованию особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Название ансамбля произошло от имени райской певчей птицы В средневековых русских легендах Сирин иногда прилетает на землю и поёт вещие песни о грядущем блаженстве. Ансамбль поёт древнерусские богослужебные песнопения 15-18 веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Долгое время «Сирин» занимается решением проблем интерпретации древнерусских богослужебных песнопений. Одно из направлений в работе ансамбля является исполнение православных духовных стихов, донесших до наших времен ключ к пониманию мировоззрения верующего человека.  Это песни духовного содержания – жанр некогда очень распространенный, отличающийся разнообразием форм, где причудливо смешиваются музыкальные традиции разных времен и народов. Уникальный репертуар и манера исполнения, в которой сочетаются приёмы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук. Совершенные вокальные данные и профессионализм обеспечили ансамблю «Сирин» повсеместное признание. Ансамбль много гастролирует по России и за рубежом. Ансамбль был участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Маркдобердорфе и Маастрихте. В его активе такие фестивали, как Иль де Франс, Барокко Люфтганза (Великобритания), международный фестиваль хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивали сакральной музыки во Фрибурге(Швейцария), Маркдобердорфе (Германия) и Маастрихте (Голландия), в Фесе (Fès) (африканские АфиныМарокко). «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссёрами, творчество которых близко теме ансамбля. Специально для него написаны: «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши и др.

  • OpensoundOrchestra

    OpensoundOrchestra объединяет молодых и талантливых музыкантов, которые горят желанием исполнять новую, редкую, неизвестную широкой публике музыку. Коллектив основали в 2018-ом скрипач и дирижёр Станислав Малышев и виолончелистка Ольга Калинова. Название коллектива – это метафора безграничного разнообразия музыки и возможностей открытия её слушателю. OpensoundOrchestra исполняет российскую и зарубежную современную музыку разных жанров. Одно из приоритетных направлений коллектива – исполнение сочинений молодых композиторов. Солисты оркестра уделяют много времени также и камерному музицированию и выступают в разных составах – от дуэта до октета. В дискографии оркестра – записи на лейблах «Мелодия» и Donemus Publishing.

  • Станислав Малышев

    Российский скрипач и дирижёр, доцент Московской консерватории. За плечами Станислава – двадцатилетний опыт исполнения и записи новейшей музыки в качестве первой скрипки квартета и концертмейстера ансамбля «Студия новой музыки». За время работы дирижёром (с 2017) под его руководством прозвучали российские премьеры сочинений Габриэля Прокофьева, Павла Карманова, Йоханна Йоханнсонна и других композиторов на концертных площадках Москвы, в их числе Зал Зарядье, Колонный зал Дома Союзов. В 2018, совместно с виолончелисткой Ольгой Калиновой, создал оркестр современной музыки OpensoundOrchestra, с которым выступает как дирижёр и солист, записывает музыку к кино, сотрудничает с молодыми композиторами и мэтрами российской музыкальной сцены.

     

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.