Top.Mail.Ru
21 апреля 2023
  • 19:00
  • Пятница
  • Большой зал

«Пантеон барокко»
Con molti strumenti
Оркестр Pratum Integrum

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Бах
    Концерт для скрипки, гобоя, струнных и basso continuo ре минор, BWV 1060R
    Солисты – Сергей Фильченко, Светлана Усачёва

    Гебель
    Cимфония для струнных си-бемоль мажор

    Шварцкопф
    Сюита для трубы, струнных и basso continuo до мажор
    Солист – Александра Михеева

    II отделение

    Вивальди
    Концерт для виоль д’амур, струнных и basso continuo ля минор, RV 397
    Солист – Мария Крестинская

    Гендель
    Concerto grosso соль минор op.6 № 6, HWV 324

    Телеман
    Концерт для флейты, струнных и basso continuo си минор, TWV 51:h1
    Солист – Ольга Ивушейкова

    В программе возможны изменения
  • Программка
Александра Михеева, натуральная труба (Германия)

Ольга Ивушейкова, траверс-флейта
Светлана Усачёва, барочный гобой
Сергей Фильченко, барочная скрипка
Мария Крестинская, барочная скрипка/ виоль д’амур

«Новая программа оркестра исторических инструментов Pratum Integrum – попытка в рамках одного концерта создать модель новейшего пантеона великих барочных композиторов. Разумеется, в один вечер невозможно уместить всё то ценное и прекрасное, что оставил после себя музыкальный XVIII век, но фигуры И.С. Баха, Генделя и Телемана уже давно признаны «Великой Триадой» немецкого барокко. А вот имя их младшего современника Георга Гебеля (1709–1753) ещё недавно было известно только знатокам, хотя этот мастер не уступает своим знаменитым соотечественникам. Экстраординарно одарённый музыкант, капельмейстер в Варшаве, а затем в Рудольштадте, Гебель не только создавал глубочайшую по содержанию духовную музыку, но и стал автором одного из первых в Германии образцов четырёхчастной симфонии, прообраза классических произведений в этом жанре Моцарта и Гайдна. Симфония си-бемоль мажор будет представлена российскому слушателю впервые.

Другой герой программы – Теодор Шварцкопф, штутгартский капельмейстер из поколения, предшествовавшего баховскому. Его сюита для солирующей трубы, написанная, вероятно, для придворных музыкантов Вюртемберга, – воплощение барочного идеала, радости мироздания и аллегория ликующих ангелов, которых на нашем концерте будет олицетворять Александра Михеева, являющаяся одним из немногих российских исполнителей-солистов на натуральной трубе.

Почему наряду с немецкой музыкой в программу вошло и сочинение Антонио Вивальди? Имя великого итальянца, безусловно, было, остаётся и будет нарицательным, если речь идёт о музыкальном барокко. Однако в этот вечер прозвучит не самый известный его опус – концерт для виоль д'амур с оркестром. В необычайно проникновенном тембре виолы в руках Марии Крестинской по-особенному раскроются блеск и виртуозность вивальдиевской музыки.
Мы также рады будем показать сольно и другие исторические инструменты (подлинники или копии XVIII века) из коллекции солистов Pratum Integrum – концертмейстера оркестра, скрипача Сергея Фильченко, флейтистки Ольги Ивушейковой и гобоистки Светланы Усачёвой».

Павел Сербин, художественный руководитель оркестра Pratum Integrum.

  • Ольга Ивушейкова

    Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов.
    Родилась в Москве. В 1989 г. окончила Среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных (классы Н. Д. Селезневой, М. И. Каширского, А. В. Корнеева). В это же время занималась у Л. И. Мироновича. В 1987 г. стала лауреатом I премии на Всероссийском (Ленинград) и Всесоюзном (Хмельницкий) конкурсах исполнителей на деревянных духовых инструментах и получила приз как самая юная участница. В 1988 г. получила специальный приз за яркое индивидуальное исполнение на Международном конкурсе флейтистов в Схевенингене (Нидерланды). В 1994 г. окончила Московскую консерваторию (класс Ю. Н. Должикова), в 1996 г. — ассистентуру-стажировку (класс Ю. Н. Должикова). В 2004 г. окончила аспирантуру Высшей школы музыки им. Ф. Мендельсона в Лейпциге (Германия) (в классе профессора Б. Чалога занималась изучением аутентичного исполнительства на траверс-флейте). В 1995 г. стала лауреатом Международного конкурса им. Ван Вассенаера в Гааге. В 2002 – 2004 гг. – стипендиат немецкой службы академических обменов (DAAD). 1996 – 2000 гг. занималась на мастер-классах у А. Адориана (Праад, Франция), М. Кофлера (Австрия), В. Хазельзета (Кётен, Германия), К. Хюнтеллера (Мюнстер, Германия).
  • Сергей Фильченко

    Сергей Фильченко родился в Санкт-Петербурге в семье музыкантов. В четыре года начал обучаться игре на скрипке. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. В 1990 году начал сотрудничать как скрипач и альтист с ансамблем Musica Petropolitana, исполняющим музыку XVII-XIX веков в аутентичной манере на исторических инструментах. В то же время стал заниматься игрой на барочной скрипке под руководством Марии Леонхард. В 1993 году в составе оркестра Musica Petropolitana получил I премию на Международном конкурсе им. Унико Виллема ван Вассенара в Амстердаме. Был удостоен почетных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997). В 1995 году стал обладателем специального приза «За лучшую интерпретацию» на Международном конкурсе скрипачей им. Пьетро Антонио Локателли в Амстердаме. В 1999 году стал скрипачом ансамбля Playel-Trio St Petersburg. С 2003 года – концертмейстер оркестра Pratum Integrum. Сотрудничал с Сигизвальдом Кёйкеном и Tревором Пинноком, проводил мастер-классы в Великобритании, Италии, Германии и США. С 2011 года является приглашенным профессором Гарвардского университета.

  • Светлана Усачева

    Родилась в Калининграде. В 1998 году окончила калининградскую Детскую музыкальную школу имени Рейнгольда Глиэра, в 2002 году – Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, в 2007 году с отличием – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). С 2004 года обучалась игре на исторических разновидностях гобоя на мастер-классах Марселя Понселя и Альфредо Бернардини, сотрудничала с оркестром Pratum Intergrum. В 2005 году завоевала Morgan Prize на конкурсе гобоистов имени Джона Барбиролли в Великобритании. С 2000 года играла в Московском камерном оркестре Musica Viva. В 2003–2005 гг. – солистка Национального филармонического оркестра России. В 2005–2007 гг. гастролировала в составе Фестивального оркестра Вербье под управлением Джеймса Левайна в странах Европы, Южной Америки, Азии, Австралии. Выступала также в составе Камерного оркестра Вербье под управлением Максима Венгерова и Дмитрия Ситковецкого.C 2008 года – солистка Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Выступала как солистка в сопровождении Калининградского симфонического оркестра, камерного оркестра Калининградской филармонии, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Башмета.
  • Мария Крестинская

    Игре на скрипке обучалась с семи лет у профессора Георгия Тагаури в Тбилиси. Окончила специальную музыкальную школу-лицей при Санкт-Петербургской консерватории (класс Нели Склярской) и саму консерваторию (класс профессора Владимира Овчарека; диплом с отличием). Становилась стипендиатом Фонда Мстислава Ростроповича. Аутентичным исполнительством начала заниматься в 1998 году, сотрудничая с петербургским ансамблем старинной музыки Musica Petropolitana и Андреем Решетиным. Обучалась на мастер-классах у Захара Брона, Бориса Кушнира, Марии Леонхардт, Эндрю Манце, Моники Хаггет, Питера Ван Хейгена, Эндрю Лоуренс-Кинга. Лауреат Международного конкурса скрипачей им. Яши Хейфеца в Вильнюсе и Международного конкурса им. Александра Глазунова в Париже. С 2001 года выступает в составе «Оркестра Екатерины Великой» (с 2007 – ансамбль «Солисты Екатерины Великой») под руководством Андрея Решетина. Принимала участие в постановке оперы Паизиелло «Мнимые философы», показанной на Утрехтском фестивале Oude Muziek и фестивале Early Music в Санкт-Петербурге (2003), а также в премьере оперы Маттезона «Борис Годунов» на Бостонсокм фестивале старинной музыки (2005). С 2011 года сотрудничает с российско-эстонским ансамблем Baltic Baroque, осуществляющим проект Vivaldi Collection – запись всех инструментальных сочинений Вивальди. Играет в ансамбле La Voce Strumentale Дмитрия Синьковского (Москва) и руководит основанным ею ансамблем Barocco Concertato. В 2014 году Мария Крестинская выступила приглашенным концертмейстером оркестра Il Complesso Barocco на премьере первой современной постановки «Демофонта» Глюка (Театр Ан дер Вин, дирижер – Алан Кёртис).

  • Александра Михеева

    Александра Михеева родилась и выросла в Екатеринбурге, окончила Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс засл. артиста РФ, солиста Большого театра Андрея Икова). Во время учёбы увлеклась старинной музыкой и историческими инструментами и начала играть на барочной трубе в ансамблях старинной музыки. Стала участницей первого в России ансамбля с духовыми инструментами эпохи Возрождения Alta Capella, выступающего в стране и за рубежом.

    В 2012 году переехала в Германию и окончила Высшую школу музыки в Бремене по классу барочной трубы (бакалавриат и магистратура, класс доктора Сьюзан Уильямс). Александра Михеева выступает на исторических трубах и тромбонах в составе известных ансамблей старинной музыки, таких как Elbipolis Barockorchester Hamburg, Ensemble Schirokko Hamburg, la festa musicale Hannover, Weser Renaissance Bremen, B'Rock, Märkisch Barock, Europäisches Hanse-Ensemble.

    Важное место в профессиональной жизни Александры всегда занимала камерная музыка. Александра является сооснователем Sua Dolce Maestà – ансамбля старинной музыки с историческими трубами, который выступает на концертах и фестивалях в Северной Германии, а также в Нидерландах, Бельгии и Сингапуре. В 2020 году Александра стала соучредителем ансамбля [hanse]Pfeyfferey, в котором играет на историческом тромбоне и ренессансной кулисной трубе.

    Помимо концертной деятельности, Александра Михеева занимается практическими исследованиями в области старинной музыки. В частности, она стала стипендиатом DAAD и обладателем двух стипендий Культурного Совета Германии с проектами, посвящёнными применению копий старинных мундштуков в камерном музицировании, а также оркестровому репертуару для инвенционных труб эпохи классицизма и романтизма.

    В годы учёбы Александра также заинтересовалась вопросами благополучия музыкантов на сцене и в жизни, участвовала в различных семинарах и конференциях по этим темам. Следуя своему увлечению, прошла обучение по методике Александера (Alexander Technique) в Alexander-Akademie Bremen с Брайаном МакКенной и курс Optimal Practice для преподавателей музыки в университетах (Netzwerk Musikhochschulen с доктором Сьюзан Уильямс). Является членом ATI (Alexander Technique International) и проводила семинары по Александер-технике на конгрессе ACGM-2021.

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Бах
    Концерт для скрипки, гобоя, струнных и basso continuo ре минор, BWV 1060R
    Солисты – Сергей Фильченко, Светлана Усачёва

    Гебель
    Cимфония для струнных си-бемоль мажор

    Шварцкопф
    Сюита для трубы, струнных и basso continuo до мажор
    Солист – Александра Михеева

    II отделение

    Вивальди
    Концерт для виоль д’амур, струнных и basso continuo ля минор, RV 397
    Солист – Мария Крестинская

    Гендель
    Concerto grosso соль минор op.6 № 6, HWV 324

    Телеман
    Концерт для флейты, струнных и basso continuo си минор, TWV 51:h1
    Солист – Ольга Ивушейкова

    В программе возможны изменения
  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.