19 декабря 2021
  • 20.00
  • Воскресенье
  • Большой зал

Шостакович. Симфонии №1 и №2
Персимфанс
Вокальный ансамбль INTRADA

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут; 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Проколл
    «Путь Октября»

    II отделение

    Шостакович
    Симфония №1
    Симфония №2 «Посвящение Октябрю»

    В программе возможны изменения
Концерт перенесён с 4 ноября 2021


Билеты, купленные на 8 сентября 2020  и 4 ноября 2021, действительны.

1927 год стал кульминацией «ревущих 20-х» – уникального периода в истории как мировой, так и отечественной культуры. В новом советском государстве сформировались и закрепились новые государственные мифы. Главные герои – Ленин и Революция – были канонизированы в масштабных уличных действиях, живописи, монументах, кино. На Красной площади разбито красное капище. За могилой-трибуной Вождя – кладбище мучеников революции. Помпезное празднование Х-летия Октября в СССР не могло миновать и музыку.

Заказы Агитационного отдела музсектора Госиздата получают Шиллингер и Шостакович. «Октябрь» Шиллингера с нетерпением ждёт московский оркестр без дирижёра Персимфанс. Вторую симфонию Шостаковича с посвящением Октябрю – лучший ленинградский дирижёр Николай Малько, который годом ранее провёл премьеру Первой симфонии.

Композиторское объединение ПРОКОЛЛ – левая антиакадемическая группа студентов Московской консерватории – создаёт коммунистическую литургию, коллективную кантату «Путь Октября». Скорее невольно, чем осознанно, её сюжет следует кальке Священной истории. Начинается он с предтечи Революции – событий 1905 года. Штурм Зимнего, смерть Ильича и его бессмертие в победе мировой революции – аналоги сцен в Гефсиманском саду, казни Христа и его Вознесения. Вместо любви и прощения новая литургия молодых консерваторцев воспевает насилие и террор. Премьера сочинения прошла в Малом зале Московской консерватории. Доступные на сцене храма камерной музыки инструменты задействованы в партитуре: рояль, орган, труба и ударные. В «фольклорных» номерах солирует гармошка. Главным действующим лицом в кантате, как и в литургии, становится хор – многоголосье народа.

Эстетика плаката и уличного действа роднит кантату ПРОКОЛЛа со Второй симфонией Шостаковича. И в «Пути Октября», и в «Посвящении Октябрю» задействован заводской гудок – звуковой привет масштабным экспериментам Арсения Авраамова, обыденный сигнал жизни городских окраин. В «Пути Октября» гудок возвещает о смерти Ильича. В симфонии Шостаковича – глас победившей Революции и одновременно труба Апокалипсиса. За образец Шостакович берёт 9-ю симфонию Бетховена, гражданскую литургию, масонский  гимн Свободе, Равенству и Братству эпохи другой революции – Великой французской. Состав оркестра почти идентичен. Бетховенские секстоли – самое начало Девятой – Шостакович «модернизирует»: в полиритмическом наслоении одновременно звучат и четверти, и восьмые, и триоли, и секстоли шестнадцатыми во всех струнных голосах. Революция у Шостаковича вырастает из базарной склоки скрипки, кларнета и фагота. Фуга скандала, как вирус, заражает все новые инструменты оркестра до полного обезличивания всех участников полифонического ансамбля – независимых голосов становится слишком много. Ни стрельба военного барабана, ни выкрики труб, ни вой тромбонов не могут обуздать атонального бешенства оркестровой массы – фуга деградирует в хроматические волны-пассажи деревянных духовых и струнных. Заводской гудок прерывает жалобные стоны скрипки соло – безъязыкая улица запела хором, басом: «Мы шли, мы просили работы, хлеба…». Натужное ликование финала фальшиво – в си-мажоре пять из семи нот отравлены диезами.

Государственный заказ исполнен композитором не формально и не сервильно. Шостакович сталкивает два плана, два ракурса: взгляд на Революцию из поднебесья, когда брожение толп и дум кажется химическим процессом, поведением жидкости, и ошарашенный взгляд обывателя, вжавшегося в стену подворотни. Композитор пользуется новаторским гармоническим языком, полифонические и полиритмические структуры сливаются в тембровые кластеры. Бетховенский оркестр звучит снова революционно. Видимо, именно поэтому впоследствии Шостакович называл в печати свою 2-ю симфонию «неудачной».

Музыкальная жизнь Ленинграда и Москвы в сезоне 1926/1927 достигает поразительной насыщенности и разнообразия. В расцвете творческих сил композиторы Александр Мосолов, Гавриил Попов, Николай Рославец, Леонид Половинкин. Налаживается интенсивный культурный обмен с Европой. В Малеготе ставят новые оперы Кшенека и Шрекера, Альбан Берг присутствует собственной персоной на ленинградской премьере «Воццека» – публика встречает её с восторгом. В филармонии играют Хиндемита, Прокофьева, Стравинского, Холста, Равеля. Отто Клемперер дирижирует Торжественную мессу Бетховена, Ганс Кнаппертсбуш – его же 9-ю симфонию. С гастролями выступают лучшие европейские солисты. Выдающийся сезон в Москве проводит Персимфанс. По приглашению московского оркестра без дирижера в СССР с концертным туром приезжает эмигрант Прокофьев. В этой творческой атмосфере Шостакович работает над «патриотическим» заказом Музсектора и задумывает оперу «Нос» по повести Гоголя.

Первая симфония Шостаковича окончена двумя годами ранее. С премьеры и до наших дней она остается «хитом» симфонического репертуара. Кажется, симфония известна нам до ноты, и загадок в ней не осталось. Но на титульном листе партитуры в новом издании сочинений Шостаковича есть посвящение, которое в советских изданиях мы не находим: Михаилу Владимировичу Квадри. Дворянин, офицер Квадри был расстрелян ОГПУ в 1929 году. Его приятель, некто Любарский, убил высокопоставленного чина РККА в трамвае. Любарский на допросе показал, что именно Квадри научил его читать знаки различия на военной форме (три ромба - значит, человек достаточно важный) и подсказал, где купить оружие – в магазине «Охотник» на Лубянке. Квадри осудили по делу молодёжного «Демократического союза» и казнили. Его имя напрочь стёрли из истории музыки. Да, Квадри был выдающимся пианистом, писал музыку, учился в московской консерватории у Катуара и Мясковского. Организовал в подражание знаменитой парижской «Шестёрке» «Московскую шестёрку» – объединение молодых композиторов, в которое входили, среди прочих, Виссарион Шебалин и Лев Оборин. Михаилу Квадри, незаурядному музыканту и человеку посвящена симфония Шостаковича.

Художественнный совет Персимфанса направил к Шостаковичу в 1926 году письмо с предложением провести московскую премьеру сочинения. «1-е исполнение в Москве было обещано мной Н. Малько, у которого находятся партии моей симфонии. К сожалению, находясь сейчас в  стеснённых материальных обстоятельствах, я не смогу переписать для Персимфанса 2-й комплект партий. Надеюсь, что в продолжении этого сезона Персимфанс исполнит мою симфонию». – ответил Шостакович. Для этого предполагаемого исполнения композитор подготовил подробную записку с указаниями для музыкантов. Они касаются темпов, баланса, характера звучания. Сведения из записки имеют существенные различия с отметками в партитуре. Персимфанс принимает письмо Шостаковича как руководство к действию. 

Исполнение симфонии в Зарядье 19 декабря будет проведено в строгом соответствии с указаниями автора Персимфансу.
©️Григорий Кротнеко


Симфония №1 – результат всего того, чему он научился в Ленинградской консерватории. Шостаковичу было 17 лет, когда он написал ее и представил преподавателям как свою дипломную работу. Комиссии, которая принимала выпускной экзамен, симфония была, мягко говоря, не по вкусу – многие, в том числе и Александр Глазунов, авторитет которого был непререкаем, советовали композитору внести поправки в партитуру произведения. Шостакович действительно старательно всё исправил, но во время репетиции, перед самим концертом, все же сделал по-своему – и не проиграл.

Талант молодого и перспективного композитора не мог быть не замечен теми, кто отвечал тогда за музыкальную политику СССР – по инициативе Льва Шульгина, который возглавлял агитационный отдел музсектора Госиздата, Шостаковичу была заказана симфония к 10-летию Октябрьской революции. Условием было использование текстов комсомольского поэта Александра Безыменского. Сказано – сделано: Шостакович представил Вторую симфонию к ноябрю 1927, после чего был назван «идеологически наиболее советским» композитором своего времени.

«Путь Октября» – одна из первых и самых известных советских кантат. Произведение, в основу которого легла поэзия А. Блока, В. Маяковского, H. Асеева и других, явилось первой заявкой на решение большой историко-революционной темы в ораториальном жанре. Кантата была написана в 1927 году в честь 10-летия Октябрьской революции объединением "ПРОКОЛЛ" (производственный коллектив композиторов Московской консерватории), участники которого, выступая как против узкоакадемических тенденций, так и против упрощенчества в поисках своего музыкального языка, стремились воссоздать в звуках образы советской действительности, понятные массовому слушателю.

Перед концертом в Малом зале в 19.00 состоится лекция «Разговор о Шостаковиче».
Петр Айду и Григорий Кротенко.

Вход на «Разговор о Шостаковиче» осуществляется после регистрации на сайте. 
Для регистрации необходимо иметь билет на вечерний концерт в тот же день.

Что именно не понравилось Александру Глазунову в партитуре Первой симфонии молодого композитора и почему он использовал звучание самого обычного заводского гудка во Второй – об этом и многом другом перед концертом вам расскажут Пётр Айду и Григорий Кротенко.


С 8 ноября 2021г. посещение концертов возможно только при наличии QR кода с информацией о проведённой вакцинации, недавно перенесённом заболевании или отрицательном результате ПЦР-теста (с 8 декабря 2021г. срок действия – 48 часов), а также паспорта, данные в котором совпадают с данными, указанными в QR коде (ПЦР-тест с QR-кодом поступает на Госуслуги только в случае сдачи теста в лаборатории, подключенной к ЕМИАС).

Изменения внесены 26 октября 2021

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут; 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Проколл
    «Путь Октября»

    II отделение

    Шостакович
    Симфония №1
    Симфония №2 «Посвящение Октябрю»

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специльные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.