Московский государственный
академический симфонический оркестр
Дирижёр – Иван Никифорчин
Дмитрий Маслеев, фортепиано
-
Продолжительность
1 отделение 50 минут; 2 отделение 40 минут -
Программа
I отделение
Рахманинов
Симфоническая фантазия «Утёс»«Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 43
II отделение
Рахманинов
«Колокола», поэма для оркестра, хора и солистов, оp. 35В программе возможны изменения
Замена дирижёра
Ярослав Забояркин не будет принимать участие в концерте
Академический большой хор «Мастера Хорового пения» Радио «Орфей»
Елизавета Нарсия, сопрано
Ярослав Абаимов, тенор
Игорь Подоплелов, бас-баритон
В 1934 году Рахманинов написал свой «пятый» концерт для фортепиано с оркестром – «Рапсодию на тему Паганини». Он отличается от предыдущих четырёх концертов прежде всего по форме. Композитор взял за основу мелодию-афоризм из знаменитого 24 каприса для скрипки Паганини (сам автор написал на эту тему одиннадцать вариаций, а впоследствии её использовали для вариационных циклов Ф. Лист, И. Брамс, В. Лютославский) и создал широко развёрнутое произведение из 24 вариаций (отсылка к номеру каприса Паганини), которые условно можно разбить на три части: I часть – вариации I–X, II часть – вариации XI–XVIII с лирической кульминацией в последней вариации, финал – вариации XIX–XXIV. Интересно, что уже на первых этапах развития темы в музыкальную ткань вплетается средневековая секвенция Dies Irae, издавна служившая символом зловещей роковой силы. Но набегающая при её появлениях тревожная тень легко преодолевается общим потоком жизнелюбия и окончательно рассеивается в торжествующем финале.
Однажды, в 1913 году, Рахманинов получил анонимное письмо (позже оказалось, что его отправила молодая виолончелистка М. Данилова) с предложением написать музыку на поэму американского поэта Эдгара По «Колокола» (1849) в переводе Константина Бальмонта. Стихи По–Бальмонта сразу захватили воображение композитора возможностью воплотить философские размышления о жизни и смерти через колокольные звучания, которые ещё с юношеских лет прочно вошли в его музыкальный лексикон. «Структура поэмы требовала симфонии в четырёх частях, – вспоминал Рахманинов. – Со времён примера, поданного Чайковским, не было ничего странного в идее медленного, погребального по настроению финала, показавшегося здесь необходимым. Это произведение, над которым я работал с лихорадочной страстностью, я люблю более всех прочих своих сочинений».
Изменения внесены 12 января 2023
-
Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО)
Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. Первым главным дирижёром коллектива стал Лев Штейнберг. После него этот пост занимали Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был Павел Коган. Визитной карточкой коллектива стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений композиторов Брамса, Бетховена, Шуберта, Малера, Брукнера, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина и других композиторов. Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. -
Иван Никифорчин
Родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и Аспирантуру консерватории под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижёра, с 2021 года – дирижёр). С января 2020 года он – дирижёр ГАСО Татарстана. В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижёр в Большом театре России с оперой Моцарта «Дон Жуан». С 2021 года – ассистент заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории профессора В.К. Полянского. -
Дмитрий Маслеев
«Суперсолист», – так радиостанция France Musique представила Дмитрия Маслеева в начале 2020 года накануне его концерта с Национальным оркестром Франции, в котором прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром №1 П. И. Чайковского. Именно с этим произведением связано начало международной карьеры Маслеева, одержавшего блистательную победу на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 2015 году.
Сегодня Дмитрий Маслеев даёт концерты по всему миру. Журнал The Diapason назвал один из французских концертов пианиста «триумфом», добавив, что «Маслеев представил головокружительную интерпретацию с превосходной виртуозностью, дополненной его деликатной манерой игры».
В январе 2017 года пианист дебютировал с сольным концертом в Карнеги-холле. В том же году состоялось его сольное выступление в Кернер-холле в Торонто. С огромным успехом Маслеев выступал в Южной Америке (Аргентине, Бразилии, Колумбии, Чили, Эквадоре), в Азии с Сеульским филармоническим оркестром, Новым Японским филармоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Тайваня, а также с сольными концертами.
Дебют Дмитрия Маслеева на фестивале в Вербье в 2019 году транслировался для сотен тысяч людей по всему миру. Искусством российского пианиста восхищались слушатели на фестивалях в Люцерне, Руре, Ля-Рок-д’Антероне, Монтрё, Рейнгау, Бад-Киссингене и фестивале «Звёзды белых ночей».
-
Ярослав Абаимов
Окончил Хоровое училище им. А. В. Свешникова (2005) и Академию хорового искусства им. В. С. Попова (2010) по специальности «Хоровое дирижирование» (класс доцента А. И. Гавдуша). С 2004 по 2020 годы обучался в Академии на кафедре сольного пения (в классе профессора С. Г. Нестеренко).
В 2007-2008 годах проходил мастер-классы в «Международной школе вокального мастерства», где его педагогами были Глория Гуида Боррелли, Джандоменико Бизи (Италия) и Джорж Дарден (США).
Ярослав Абаимов – приглашённый солист оперного театра Райсопера (Reisopera) в Нидерландах. В январе 2015 певец дебютировал в партии Надира в опере «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, в феврале 2016 года – в партии Феррандо в опере «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта. В 2019 году исполнил партию Ленского в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. В 2017 году дебютировал в партии Звездочёта в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Opera national de Lorraine (Нанси, Франция). В 2018 году принял участие в гастролях театра в Grange Park Opera (Уэст-Хорсли, Великобритания), исполнив партию Геккерна в премьерной постановке оперы «Пушкин» К. Боярского. В сентябре 2015 года состоялся дебют певца на Исторической сцене Большого театра России в партии Юродивого (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского). В 2018 года – дебют в партии графа Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини на Новой сцене Большого театра. В 2020 году на Камерной сцене Большого театра состоялся дебют певца в партии Надира в опере «Искатели жемчуга» Ж. Бизе. В 2022 году на Камерной сцене состоялся его дебют в партии Карло в опере «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти. В декабре 2022 года принимал участие в открытии сезона театра Ла Скала, где исполнил партию Юродивого в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
-
Елизавета Нарсия
Родилась в Москве. В 2018 году окончила с отличием Российский институт театрального искусства – ГИТИС (мастерская Дмитрия Бертмана). В 2017 году дебютировала в Московском музыкальном театре «Геликон-опера», исполнив партию Барбарины («Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта). В том же году приняла участие в гала-концерте «Рождественский оперный бал» в театре «Геликон-oпера». В 2018 году исполнила партию Варвары Сюзоновой в опере «Женитьба Фигаренко» М. Таривердиева (мировая премьера). В 2018-2022 годах – артистка Молодёжной оперной программы Большого театра. Её репертуар в Большом театре включает партии: Вторая лесная нимфа («Русалка» А. Дворжака), Повариха («Cказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова). -
Игорь Подоплелов
Родился в Кирове. Учился в классе профессора Наталии Никулиной в Московском областном музыкальном колледже имени А. Н. Скрябина и Академии хорового искусства имени В. С. Попова (окончил в 2018 году). Брал уроки у Светланы Нестеренко. Принимал участие в мастер-классе Семёна Скигина по исполнению немецкой камерной музыки. Лауреат Международного фестиваля академического сольного пения «Серебряный голос» (2015, II премия) и конкурса-фестиваля Opera Bella (2021) в Москве. В 2015-2017 годах на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского принимал участие в исполнении опер «Гамлет» Тома (дирижёр Бенжамин Пьоннье), «Роберто Деверё» Доницетти (дирижёр Франческо Ланцилотта) и «Тезей» Генделя (дирижёр Федерико Мария Сарделли, российская премьера). Выступал на концерте памяти Арно Бабаджаняна (2016) и программе «Новый год с Владимиром Спиваковым» на телеканале «Культура» (2017). Совместно с пианистом Александром Гиндиным представил программу романсов Метнера на стихи Пушкина в Лозанне (Швейцария, 2017). В 2019-2021 годах стажировался в Большом театре России. В настоящее время – приглашённый солист театра. Исполнял партии Энея («Дидона и Эней» Пёрселла, дирижёр Кристофер Мулдс), Шонара («Богема» Пуччини, дирижёр Туган Сохиев), Сильвано («Бал-маскарад» Верди, дирижёр Антон Гришанин) и Лебедева («Идиот» Вайнберга, дирижёр Михал Клауза). Среди недавних ангажементов – заглавная партия в оратории «Илия» Мендельсона с Национальным филармоническим оркестром России на сцене Московского международного Дома музыки (дирижёр Арсентий Ткаченко), «Немецкий реквием» Брамса с хором «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича и Тюменским филармоническим оркестром в Зале Зарядье (дирижёр Алексей Карабанов, сопрано – Анна Аглатова). Певец также принимал участие в исполнении оперы-оратории «Хроники. Александр Невский» Александра Чайковского (партия Александра Невского, дирижёр Юрий Башмет). -
Академический большой хор «Мастера Хорового пения» Радио «Орфей»
Академический большой хор «Мастера хорового пения» создан в 1928 году. Основатель и первый руководитель коллектива – выдающийся хоровой дирижёр, народный артист СССР, профессор Александр Васильевич Свешников. С 2005 года хором руководит народный артист России, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории Лев Конторович.
Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу в 2005 году как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Сегодня, как и прежде, это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом.
Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока. Записи коллектива звучат в эфире радио «Орфей». «Мастеров хорового пения» приглашают в качестве творческих партнёров выдающиеся деятели музыкального искусства, дирижёры Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский. С коллективом выступали такие звёзды мировой оперной сцены, как Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Василий Ладюк и многие другие.
Важнейшее место в репертуаре хора занимает русская духовная музыка. «Мастера хорового пения» – постоянные участники православных фестивалей и концертов, проходящих под эгидой Русской православной церкви.
-
Продолжительность
1 отделение 50 минут; 2 отделение 40 минут -
Программа
I отделение
Рахманинов
Симфоническая фантазия «Утёс»«Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 43
II отделение
Рахманинов
«Колокола», поэма для оркестра, хора и солистов, оp. 35В программе возможны изменения