Сергей Ахунов.
Балет «Литургия»
-
Продолжительность
Концерт в одном отделении, 65 минут
Хореограф – Ольга Цветкова
Театр современного танца «Каннон Данс»
Художественный руководитель – Наталья Каспарова
Вокальный ансамбль Intrada
Художественный руководитель и дирижёр – Екатерина Антоненко
Opensoundorchestra
Дирижёр – Станислав Малышев
Художник по костюмам – Сергей Илларионов
Художник по свету – Анатолий Ляпин
Балет «Литургия» был задуман более ста лет назад танцовщиком и хореографом Леонидом Мясиным для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Эскизы костюмов создавала художница-авангардист Наталья Гончарова, а музыку к постановке импресарио предложил написать Игорю Стравинскому. Работа над спектаклем продолжалась несколько лет (1915 – 1917), однако осуществить замысел не удалось.
В XXI веке московский композитор Сергей Ахунов обратился к идее Мясина. В 2023 году он завершил работу над балетом «Литургия», в котором сочетаются элементы древнерусского строчного пения, аллюзии на музыку Стравинского и элементы театрального действа (перформанса). Премьера «Литургии» состоялась в зале «Зарядье» 13 декабря 2023 года.
«Постановка не является балетом в традиционном смысле слова. Это, скорее, действо, в которое помимо танцоров включаются другие участники, находящиеся на сцене. Главная задача – не воссоздание православной церковной литургии, а отображение её красоты и глубинных смыслов посредством музыки и танца».
Сергей Ахунов
-
Театр современного танца «Каннон Данс»
Основан Натальей и Вадимом Каспаровыми в 1997 году и за эти годы воспитал несколько поколений хореографов и артистов. В мастер-классах и творческих лабораториях театра приняли участие более 600 российских и зарубежных педагогов.
Театр современного танца «Каннон Данс» активно развивает и популяризирует современный танец в России. Был неоднократно номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Участвовал в международных фестивалях современного танца в Финляндии, Эстонии, Армении, Нидерландах, Швеции, Италии, США, Германии, Польше и др.
В 2022 году «Каннон Данс» получил городскую поддержку и вошёл в состав Петербург-концерта. Среди премьер театра: «Спектакль номер один» на музыку The Beatles и «Чёрный сад» в постановке Валерии Каспаровой, «Куб невыразимый» в постановке Игора Кирова (Северная Македония) и «Вкл/выкл» в постановке Иваны Балабановой (Северная Македония), «Лоскутное одеяло» на музыку Станислава Чигадаева, «БАР.ОКО» в постановке Лоранда Закара (Венгрия), «Стереоскопический танец» (Б.Коуи (Великобритания), «Бессердечность» в постановке Лилит Акопян (Армения, Германия).
Основатели театра Наталья и Вадим Каспаровы – авторы уникальной программы обучения современному танцу в системе среднего профессионального образования созданную для «Академии танца Бориса Эйфмана». Организаторы более 50 различных международных фестивалей, среди которых OPEN LOOK, КИНОТАНЕЦ, DANCE 4 KIDS, DANS NEDERLANDS, «ПЛАСТИКА СЛОВА» и другие.
-
Ольга Цветкова
Хореограф, режиссёр, художественный руководитель «Академии нового танца» в Санкт-Петербурге. Танцевала в проекте Саши Пепеляева «Кинетик». Обучалась в School for new dance development (SNDO, Амстердам) на отделении хореографии и создания спектаклей современного танца. Окончила магистерскую программу по режиссуре в Амстердаме (DAS theatre, Amsterdam school of arts), являлась стипендиатом программы DANCEWEB scholarship 2017 (Вена).
Её работа Repose, поставленная в соавторстве с хореографом Алиссой Шнайдер и композитором Рензо ван Стинбергеном была отобрана крупнейшей европейской танцевальной сетью Aerowaves и показана в 2014 году на фестивале Springforward. В этом же году в сотрудничестве с Михаилом Дурненковым, Владимиром Горлинским и Олегом Макаровым выпустила спектакль-перформанс «Моменты» в Центре имени Всеволода Мейерхольда.
С 2016 по 2017 являлась резидентом Dansateliers (Роттердам).С 2018 по 2022 год работала куратором программы по современному танцу в Доме культуры «ГЭС-2» в Москве (V-A-C foundation).
В 2019 году вместе с композитором Антоном Светличным, группой перформеров и камерным оркестром выпустила современный балет «Крик о тишине. Дао Дэ Цзин» в клубе Mutabor. В этом же году ставит спектакль «Human after all» для танцевальной компании Norrdans в Швеции.
В 2021 году вместе с Теодором Курентзисом поставила современный балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси.
В 2022 году поставила танцевальный перформанс Soulwhirl на музыку Вангелино Курентзиса (Дом Радио), а также балет-инициацию «Реквием. Соло» на музыку Яниса Ксенакиса и Петра Главатских (Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург).
В 2023 году вместе с генеральным продюсером Ксенией Волковой открыла «Академию нового танца» в Санкт-Петербурге. -
Вокальный ансамбль Intrada
Московский коллектив под руководством Екатерины Антоненко. Ансамбль нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и узнаваемый исполнительский стиль. В 2019 и 2021 годах признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение». В 2021 стал лауреатом I степени Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».
Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими как Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, «Оркестр Века Просвещения», Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман и другими. В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Вокальный ансамбль Intrada с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург (2018), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). Неоднократно участвовал в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Ансамбль зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных певческих коллективов. Благодаря совместной работе музыковедов и ансамбля Intrada в России впервые прозвучали сочинения Василия Титова, Василия Гусева, Герасима Завадовского и других композиторов русского барокко. Кроме того коллектив осуществляет премьеры сочинений композиторов XX–XXI веков: Стива Райха, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо, Мередит Монк, Клауса Ланга, Алексея Сысоева, Ивана Муди и других.
В 2014 году Екатерина Антоненко и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии The Tallis Scholars, Intrada и Юлии Лежневой. -
OpensoundOrchestra
Оркестр, специализирующийся на исполнении современной музыки. Коллектив был основан в 2018 году скрипачом и дирижёром Станиславом Малышевым и виолончелисткой Ольгой Калиновой.
Название Opensound – метафора широкого разнообразия музыки, составляющей основу их репертуара. При этом одно из приоритетных направлений – исполнение сочинений молодых авторов. Оркестр принимает участие в программе Союза композиторов России «Ноты и квоты», направленной на поддержку современных композиторов. Важной частью деятельности коллектива является сотрудничество с кинокомпозиторами. Оркестр записал музыку более чем к 30 фильмам, среди которых новинки и хиты российского проката: «Вызов», «Чебурашка», «Белый снег», «Мастер и Маргарита».
OpensoundOrchestra выступает с такими музыкантами как Алексей Любимов, Полина Осетинская, Вадим Репин, Дмитрий Илларионов, Татьяна Гринденко, Яна Дьякова, Надежда Павлова, Дмитрий Селипанов, ансамбль Marimba Plus. Записи коллектива выпущены на лейблах фирмы «Мелодия», Donemus Publishing, FANCYMUSIC, Cold Bank.
Оркестр – участник многих фестивалей, среди которых: Московский зимний музыкальный фестиваль в Зарядье (Москва, 2022, 2023), «Зеркало» (Юрьевец, 2022, 2023), «Преображение» (Ярославль, 2023), Chess&jazz (Москва, 2023), Международный молодёжный фестиваль (Сочи, 2024), Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE (Москва, 2024).
Коллектив осуществил мировые премьеры произведений Павла Карманова, Владимира Мартынова, Настасьи Хрущевой. В 2024 в зале Зарядье была исполнена премьера балета Сергея Ахунова «Литургия».
-
Станислав Малышев
Российский скрипач и дирижёр, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Окончил Московскую консерваторию (класс скрипки профессора Игоря Фролова) и там же аспирантуру (класс камерного ансамбля профессора Нины Коган). Дирижёрское образование получил в Уральской консерватории имени М. Мусоргского (класс профессора Вячеслава Карташова), а также стажировался в классе профессора Игоря Дронова в Московской консерватории.Лауреат престижных профессиональных конкурсов имени Рубинштейна и Шостаковича.
В качестве скрипача выступал с ансамблем «Студия новой музыки». Коллектив возвращает слушателям забытые имена ХХ века (М. Вайнберг, И. Вышнеградский, А. Лурье, Л. Книппер, С. Протопопов, А. Мосолов, Н. Рославец) и открывает новые (Й. Видман, Б. Десснер, Г. Прокофьев, Н. Хрущева, Э. Низамов, П. Карманов, А. Хубеев, Н. Попов). В сезоне 2023/2024 музыканты исполнили все квартеты Шостаковича, дополнив цикл сочинениями его современников.
Малышев также сотрудничал с многочисленными оркестрами и камерными коллективами, включая Ensemble Modern, Симфонический оркестр Ниццы, Азербайджанский филармонический оркестр, SOUND UP и Musica Viva. Осуществил ряд премьер скрипичных произведений как зарубежных, так и российских композиторов — Лигети, Шельси, Янова-Яновского, Рыбникова, Уманского и др. В 2022 году вместе с Оркестром центра современной музыки Софии Губайдулиной (Казань) записал альбом скрипичных произведений отечественных авторов в рамках проекта Союза композиторов России «Звуковой обзор».
Музыкант играл на крупнейших мировых сценах: берлинском Konzerthaus, парижском Cité de la musique, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Зале Зарядье. Участвовал в авторитетных международных фестивалях: La Biennale Di Venezia, Beethoven Fest, Nice Manca Musical Festival, St. Gallen.
Как дирижёр Малышев выступал со «Студией новой музыки», симфоническим оркестром Республики Татарстан, работал с Камерным хором Московской консерватории и оркестром «Новая музыка», был дирижёром-постановщиком опер Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». В рамках фестиваля актуальной музыки SOUND UP он впервые в России исполнил моно-программу из сочинений Габриэля Прокофьева, реализовал московскую премьеру его ключевого произведения Concerto for Turntables, а также осуществил российские премьеры партитур знаменитого исландского композитора Йохана Йоханнссона.
Основу творчества Станислава — и в скрипичном, и в дирижёрском амплуа — составляет современный репертуар. В 2019 году Малышев создал коллектив из молодых музыкантов OpensoundOrchestra, в котором объединил лучших музыкантов Москвы, ориентированных на интерпретацию новейшей музыки. Вместе с оркестром он активно продвигает творчество молодых российских авторов, в том числе И. Демуцкого, А. Поспеловой, М. Аникеевой, А. Хубеева, В. Горлинского, сотрудничает с композиторами-мэтрами старшего поколения — В. Мартыновым, Ю. Каспаровым, Э. Артемьевым. С OpensoundOrchestra Станислав исполнил мировые и российские премьеры симфонических произведений Г. Прокофьева (Breaking Screens, 2020), К. Ярви (Frosen Tears, 2020), В. Мартынова («Рождественский Вертеп», 2022; «Благая весть», 2023), С. Ахунова (балет «Литургия», 2023), Н. Попова («Миражи», 2023), А. Зеленского (Sem-La, 2023), Стивена Госса («Венецианский карнавал», 2023). Ярким дирижёрским проектом Станислава совместно с OpensoundOrchestra стало исполнение коллективного опуса К. Комольцева, С. Зятькова, А. Светличного и А. Бесогонова «Новые времена года» (2021).
Станислав Малышев неоднократно записывает саундтреки к популярным фильмам. Игру оркестра под его руководством можно услышать в таких кассовых хитах, как «Холоп 2», «Чебурашка», «Белый снег», «Один вдох», «Вызов», «Мастер и Маргарита». Также Станислав сотрудничает с джазовыми исполнителями, среди них: LRK Trio, Антон Давидянц, Дмитрий Илугдин, Marimba Plus. В числе академических исполнителей, в разные годы сотрудничавших со Станиславом — Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Вадим Репин, Наталья Павлова, Дмитрий Илларионов, Борис Андрианов, Елена Ревич, Артём Дервоед, Полина Осетинская, Михаил Дубов, Яна Дьякова и др.
-
Продолжительность
Концерт в одном отделении, 65 минут