Top.Mail.Ru
7 октября 2024
  • 19:00
  • Понедельник
  • Большой зал

Адамс, Айвз, Барбер

  • Продолжительность

    2 отделения по 35 минут
  • Программа

    I отделение

    Айвз
    Оркестровая сюита «Три места в Новой Англии»

    Барбер
    «Ноксвилл, лето 1915 года» для сопрано и оркестра на слова Джеймса Эйджи

    II отделение

    Айвз
    «Вопрос, оставшийся без ответа» для симфонического оркестра

    Адамс
    Симфония «Доктор Атом»

    В программе возможны изменения

Российский национальный оркестр
Дирижёр – Кристиан Кнапп
Лилия Гайсина, сопрано

Программа концерта посвящена музыке американских композиторов XX–XXI веков.

Откроет вечер оркестровая сюита «Три места в Новой Англии» (1911–1914) Чарльза Айвза. Это произведение насыщено разнообразными цитатами, среди которых много американских народных мелодий. Благодаря этому рождается чувство, будто сам присутствуешь в «Новой Англии». Другое сочинение Айвза – «Вопрос, оставшийся без ответа» для симфонического оркестра (1908) – имеет сложный сюжет. Согласно композитору, в этой музыке отражён конфликт, в котором вопрос о смысле жизни (партия трубы) встречает или невнятный отклик у деревянных духовых инструментов, или «молчание» струнных.

Ностальгическое настроение пронизывает «Ноксвилл, лето 1915 года» (1947) Сэмюэля Барбера – сочинение, которое сам композитор называл «лирической рапсодией». В основу этой музыки легло одноимённое стихотворение Джеймса Эйджи. Позже это стихотворение стало преамбулой к книге Эйджи «Смерть в семье», получившей Пулитцеровскую премию».

В завершении концерта прозвучит симфония «Доктор Атом» (2007) Джона Адамса. Композитор написал её по мотивам собственной оперы с тем же названием. В основу сюжета легло изобретение атомной бомбы, где главные действующие лица – участники Манхэттенского проекта во главе с Робертом Оппенгеймером и генералом Лесли Гроувзом.

  • Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь оркестр обрел международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ее ярчайших символов. «Самым убедительным послом новой России» назвала РНО американская пресса. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

    Вместе с тем, Российский национальный оркестр с самых первых шагов оправдывал свое название, уделяя огромное внимание концертной деятельности внутри страны. Когда в трудные времена 1990-х столичные оркестры практически прекратили выезды в провинцию и устремились в гастрольные поездки на Запад, РНО начал проводить Волжские турне. Грандиозный просветительский проект для жителей городов Поволжья стал первым в ряду последовавших акций других известных исполнителей и коллективов, послужив для них наглядным примером.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский; с РНО выступали лучшие дирижёры современности: Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны. С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. Еще одним художественным открытием стал фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. На протяжении почти двадцати пяти лет РНО представляет серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству», а также выступает для членов семей погибших в результате Чернобыльской аварии. Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая премию Grammy.

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review).

    В 2022 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Александр Рудин.

  • Кристиан Кнапп

    На протяжении двенадцати сезонов Кристиан Кнапп является дирижёром Мариинского театра. Триумфально дебютировав на сцене Мариинского театра в 2011 с оперой «Электра» Штрауса, Кристиан Кнапп удостоился специального приглашения на должность постоянного дирижёра от художественного руководителя театра Валерия Гергиева.

    Кристиан Кнапп работал с престижными оркестрами по всему миру, такими как Лос-Анджелесский филармонический оркестр (США), Королевский ливерпульский филармонический оркестр (Великобритания), Национальный оркестр Франции, Хьюстонский симфонический оркестр (США), Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, Московский государственный академический симфонический оркестр, Балтиморский симфонический оркестр и многими другими.

    Кристин Кнапп дирижирует обширным спектром симфонических программ в Мариинском театре. Под его управлением публике были представлены наиболее известные произведения Моцарта и полный цикл симфоний Бетховена. В настоящее время репертуар Кристиана Кнаппа насчитывает более девяноста опер. Маэстро принимает активное участие в управлении оркестром в наиболее сложных постановках Мариинского театра. Он занимался подготовкой и выступал с премьерами таких шедевров французского музыкального искусства как «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Троянцы» Берлиоза.

    Являясь почитателем современной музыки, Кнапп руководил такими коллективами, как Perspectives New Music Ensemble в Лондоне, International Contemporary Ensemble (ICE) и Seattle Chamber Players в США. Он выступал с произведениями Джона Адамса, Джулиана Андерсона, Кайи Саариахо, Паскаля Дюсапена, Жерара Гризи, Джорджа Крамба, Томаса Адеса.

    В 1999 Кристиан Кнапп стал лауреатом Третьего Международного конкурса дирижёров имени Прокофьева. В том же году он был удостоен престижной стипендии Королевского колледжа музыки в Лондоне. В 2005 вместе с Симфоническим оркестром Сиэтла получил грант Мемориального фонда Бруно Вальтера.

    Кристиан Кнапп как пианист окончил консерваторию в Бостоне (Массачусетс) и философский факультет университета Тафтса (Бостон). Дирижированию обучался в Музыкальной академии Киджи (Сиена, Италия) у Юрия Темирканова и Мюнг-Вун Чунга, затем – в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова у Ильи Мусина и Леонида Корчмара.

  • Лилия Гайсина

    Солистка Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

    В репертуаре Гайсиной партии: Джильда (Риголетто), Олимпия (Сказки Гофмана), Ядвига (Робинзон Крузо), Царевна-Лебедь (Сказка о царе Салтане), Церлина (Дон Жуан), Адина (Любовный напиток), Главка (Медея), Амур (Орфей и Эвридика). 

    Лилия сотрудничает с Московским камерным оркестром Musica Viva, оркестром Pratum integrum, Московским Государственным академическим симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром, а также с ансамблями: Ensemble 1700 (Германия), La voce strumentale, Alta Capella, Questa Musica, Helsinki baroque orchestra.

    Лилия принимала участие в фестивалях старинной музыки в Гёттингене, Людвигсбурге, Потсдаме, Байройте (Германия); Гмундене (Австрия), Хельсинки (Финляндия).

  • Продолжительность

    2 отделения по 35 минут
  • Программа

    I отделение

    Айвз
    Оркестровая сюита «Три места в Новой Англии»

    Барбер
    «Ноксвилл, лето 1915 года» для сопрано и оркестра на слова Джеймса Эйджи

    II отделение

    Айвз
    «Вопрос, оставшийся без ответа» для симфонического оркестра

    Адамс
    Симфония «Доктор Атом»

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.