Top.Mail.Ru
25 января 2023
  • 20:00
  • Среда
  • Большой зал

Малер. Симфония №5
Московский государственный
академический симфонический оркестр
Дирижёр – Юстус Франтц (Германия)

  • Продолжительность

    120 минут без антракта
  • Программа

    Малер
    Симфония №5 до-диез минор
    Part I
    Trauermarsch
    Stürmisch bewegt, mit größter Vehemenz
    Part II
    Scherzo
    Part III
    Adagietto
    Rondo-Finale
    В программе возможны изменения


Новый авторский цикл Зала Зарядье #малер позволит зрителям в течение одного концертного сезона услышать все симфонии этого величайшего симфониста. Каждую симфонию будет исполнять один из лучших столичных или региональных оркестров. Важно, что ни один коллектив и дирижёр в цикле не повторяется. 

Каждый концерт предваряет лекция о произведении, культурном контексте и времени, в которое оно было написано.


Пятая симфония открывает трилогию инструментальных симфоний Малера. Композитор использует чисто музыкальные средства, не прибегая к выразительности человеческого голоса. Уходит он и от программности, и детальных объяснений своего замысла. Дирижёр Бруно Вальтер утверждал, что начиная с Пятой Малер «хочет писать музыку лишь как музыкант». И все же программа (по крайней мере, в устном виде) у композитора существовала. В одном из писем Малеру Арнольд Шёнберг делился впечатлениями от Пятой симфонии: «Я видел Вашу душу обнажённой, совершенно об­нажённой. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радост­ными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял её как стихийную бурю с её ужасами и бедами и с её просветляющей, увлекательной радугой. И что мне до того, что Ваша «программа», которую мне сообщили позже, кажется, мало соответствовала моим ощущени­ям? ... Разве должен я правильно понимать, если я пережил, прочувство­вал? Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьётся, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил человека, драму, истину...»

Симфония состоит из пяти частей. Однако сам композитор говорил о трёх разделах, где в первой объединяются первые две части (траурный марш и аллегро), а в третьей – две последние (аджиетто и финал). Композитор работал над сочинением в летние месяцы 1901-1902 годов, так как в остальное время он был плотно занят на посту дирижёра Венской оперы. Премьера симфонии состоялась в Праге 19 сентября 1908 года под управлением самого Малера.

  • Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. Первым главным дирижёром коллектива стал Лев Штейнберг. После него этот пост занимали Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был Павел Коган. Визитной карточкой коллектива стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений композиторов Брамса, Бетховена, Шуберта, Малера, Брукнера, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина и других композиторов. Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции.
  • Юстус Франтц

    Родился в г. Хоэнзальца (ныне Иновроцлав, Польша). В возрасте четырёх лет начал заниматься игрой на фортепиано под руководством профессора Элизы Хансен. Затем обучался в гамбургской Государственной высшей школе музыки, а также совершенствовался у одного из великих пианистов ХХ века – Вильгельма Кемпфа.

    В 1967 стал самым молодым стипендиатом Немецкого национального образовательного фонда и получил II премию Международного музыкального конкурса ARD в Мюнхене (в номинации «Камерная музыка»). С этого момента началась яркая исполнительская карьера Юстуса Франтца, важными вехами которой были дебюты с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна (1970) и с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна (1975), сотрудничество с такими дирижёрами, как Иегуди Менухин, Георг Шолти, Сэйдзи Одзава, Роджер Норрингтон, Бернард Хайтинк, Саулюс Сондецкис.

    В качестве дирижёра выступал с филармоническими оркестрами Вены, Мюнхена, Осаки (Япония), Дурбана (ЮАР), Лондонскими симфоническим и филармоническим оркестрами, Парижским оркестром, Оркестром Цюрихского тонхалле, Симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения, Кливлендским оркестром, оркестрами Sinfonia Varsovia (Варшава) и Philharmonia Hungarica (Марль, Германия), коллективами из Румынии, Болгарии, Литвы, Армении, Грузии, Китая, Японии, Южной Кореи. С 2013 – музыкальный руководитель и главный дирижёр камерного оркест­ра «Израильская симфониетта» (Беэр-Шева).

    Неоднократно выступал с российскими солистами и коллективами. В числе его партнёров по сцене – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Алена Баева, Александр Рудин и многие другие. В 2008 дирижировал Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского на открытии Международного конкурса пианистов им. Святослава Рихтера в Москве. В 2017 на Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» во Владивостоке руководил исполнением «Кармины Бураны» Орфа. В июле 2022 стоял за пультом Симфонического оркестра Мариинского театра, сыгравшего Девятую симфонию Бетховена.

    С 1989 – посол доброй воли Комиссии ООН по делам беженцев. Удостоен многих наград Германии, Испании, России, Израиля, Литвы и других стран.

  • Продолжительность

    120 минут без антракта
  • Программа

    Малер
    Симфония №5 до-диез минор
    Part I
    Trauermarsch
    Stürmisch bewegt, mit größter Vehemenz
    Part II
    Scherzo
    Part III
    Adagietto
    Rondo-Finale
    В программе возможны изменения
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.