Top.Mail.Ru
18 мая 2023
  • 20:00
  • Четверг
  • Большой зал

Малер. Песнь о Земле
БСО имени П.И. Чайковского
Дирижёр – Константин Чудовский

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Малер 
    Blumine, II часть Симфонии № 1 в первой редакции (в окончательную авторскую редакцию не вошла)

    Адажио из Симфонии № 10 фа-диез мажор (неоконченной)

    II отделение

    Малер
    «Песнь о Земле»: симфония для тенора, альта (или баритона) и оркестра (по циклу Ганса Бётте «Китайская флейта»)

    Застольная песня о земных бедствиях
    Одиночество осенью
    О юности
    О красоте
    Пьяница весною
    Расставание
    В программе возможны изменения


Солисты:
Наталья Буклага, меццо-сопрано
Михаил Губский, тенор

Новый авторский цикл Зала Зарядье #малер позволит зрителям в течение одного концертного сезона услышать все симфонии этого величайшего симфониста. Каждую симфонию будет исполнять один из лучших столичных или региональных оркестров. Важно, что ни один коллектив и дирижёр в цикле не повторяется. 

Каждый концерт предваряет лекция о произведении, культурном контексте и времени, в которое оно было написано.

* * *

«Песнь о Земле» в некоторых исследованиях называется циклом оркестровых песен, но сам Малер определял сочинение как «симфонию в песнях». По свидетельству его ученика, дирижёра Бруно Вальтера, Малер испытывал суеверный страх перед роковым числом девять (ведь Девятая симфония стала последней для Бетховена и для Брукнера), и это остановило его назвать новую работу симфонией.

«Песнь о Земле» создавалась в тот период жизни, когда тень близкой смерти нависла над композитором. Безутешный отец, потерявший старшую дочь, он узнал, что сам страдает тяжёлым сердечным недугом и теперь должен жить с мыслью о том, что дни его сочтены. В это время композитору на глаза попадается сборник древней китайской поэзии «Китайская флейта». Стихи китайских поэтов VIII и IX веков легли во основу каждой части сочинения. Настроением тихой печали и прощания с жизнью проникнута «Песнь о Земле», финальная часть которой так и называется «Прощание». Тема её – одиночество и смерть. Это тихий переход в жизнь вечную, где в просветлённой коде многократно, словно угасая, повторяется немецкое слово ewig («вечно»).

«Песнь о Земле» впервые прозвучала уже после смерти компо­зитора, 20 ноября 1911 года, в Мюнхене под управлением Бруно Вальтера.


  • Константин Чудовский

    Константин Чудовский – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного Кремлёвского оркестра. Окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского в классе Г. Н. Рождественского. С 2007 по 2014 годы Чудовский – главный приглашённый дирижёр в театре «Геликон-опера». C 2013 года – главный дирижёр в Муниципальном театре Сантьяго в Чили. С сентября 2019 года – главный дирижёр Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Оперный репертуар дирижёра простирается от произведений Моцарта и Россини, шедевров Верди, Бизе, Оффенбаха, Дворжака до сочинений русский композиторов и опусов XX века.
  • БСО им. П.И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского основан в 1930 как первый оркестр отечественного радио. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным «певучим» колоритом», – говорил о коллективе композитор Г. В. Свиридов. Оркестру доверяли премьеры своих сочинений Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Чайковский, Свиридов. БСО в разные годы возглавляли Орлов, Голованов, Гаук, Рождественский. В 1974 году художественным руководителем оркестра стал Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
  • Наталья Буклага

    Солистка Пермского академического театра оперы и балета им П.И. Чайковского. С 2019 года приглашённая солистка Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Неоднократно принимала участие в Дягилевском фестивале (в постановках и концертных проектах) под управлением дирижёра Теодора Курентзиса. Работала с дирижёрами: Теодором Курентзисом, Михаилом Татарниковым, Владимиром Федосеевым, Александром Анисимовым, Константином Чудовским, Артёмом Абашевым, Оливье Кюанде, Рафаелем Пишоном, Федором Леднёвым, Максимом Емельянычевым, Валентином Урюпиным, Евгением Кирилловым, Валерием Платоновым.

    Работала с такими режиссёрами, как Роберт Уилсон, Георгий Исаакян, Филипп Химмельман, Андрейс Жагарс, Филипп Григорян, Василий Бархатов, Зигрит Хуфф, Екатерина Евангелатос, Матиасс Ремус, Ромео Кастелуччи, Владислав Наставшев, Ярослава Калесидис.

    Трижды дипломант Российской национальной премии «Золотая маска» (2013 год – за партию Керубино в опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, 2016 год – за партию Никлауса в опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, 2021 год – за партию Пилигрима «Любовь издалека» в опере К. Саариахо). Дипломант премии «Онегин» 2021 года – за исполнение партии Пилигрима в опере «Любовь издалека».

    Лауреат конкурса ARENA MOSCOW NIGHT (2019), Всероссийского конкурса «Пермский меломан» (2011). Принимала участие в записи «Свадебки» И. Стравинского для лейбла Sony Сlassical в Мадриде совместно с оркестром и хором musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (2014). Весной 2012 года участвовала в съемках программы «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура», посвящённой Сергею Дягилеву. В 2011 году исполнила ведущую партию в опере «Отче наш» фон Альбрехта, мировая премьера которой состоялась на Международном Дягилевском фестивале. Принимала участие в гастролях пермского театра в Ирландии, Греции, Испании, Люксембурге, Германии. Выступает в концертных программах Пермской филармонии. Сотрудничала с Архангельским государственным камерным оркестром, пермским ансамблем «Сретенье». Принимала участие в Международном фестивале современной музыки Sound 59. Принимала участие в Международном фестивале Теrritoria в проекте «Закрой мне глаза». Принимала участие в международном фестивале «Видеть музыку». Принимала участие в международном оперном фестивале Viva opera.

  • Михаил Губский

    Родился в городе Магнитогорск Челябинской области.

    Оперный певец (тенор). Заслуженный артист России (2005). Солист Самарского академического театра оперы и балета (с 1994 по 2011 год), солист Московского театра «Новая опера имени Евгения Колобова» (с 1997 по настоящее время) и приглашенный солист Государственного академического Большого театра России (с 2000 по настоящее время). Основатель Детской экспериментальной центральной хоровой школы-десятилетки и её директор (с 1993 по 2009 год). С 2006 по 2011 год – художественный руководитель и директор Самарского академического театра оперы и балета.

    Окончил факультет автоматики и телемеханики Самарского государственного технического университета (1993). Студентом начал певческую карьеру артистом хора самарской оперы, затем – первые сольные партии, поступление в класс профессора Галины Алексеевны Сорокиной на вокальный факультет Самарской государственной академии культуры и искусств, который с отличием окончил в 1997 году.

    Успешно сложилась его конкурсная судьба: первая премия на II Международном конкурсе молодых певцов им. Н.Печковского (СПб, 1996), диплом и специальные призы XV Международного конкурса молодых певцов “Belveder” (Вена, 1997), четвёртая премия на XVII Международном конкурсе вокалистов им. М. Глинки (Самара, 1997), диплом лауреата телевизионного конкурса Ирины Архиповой на приз города Москвы (1997), вторая премия на III Международном конкурсе вокалистов им. С. Монюшко (Варшава, 1998), третья премия на II конкурсе вокалистов им. Л. Собинова (Саратов, 2000), четвёртая премия на III Международном конкурсе оперных певцов им. Бюль-Бюля (Баку, 2000).

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Малер 
    Blumine, II часть Симфонии № 1 в первой редакции (в окончательную авторскую редакцию не вошла)

    Адажио из Симфонии № 10 фа-диез мажор (неоконченной)

    II отделение

    Малер
    «Песнь о Земле»: симфония для тенора, альта (или баритона) и оркестра (по циклу Ганса Бётте «Китайская флейта»)

    Застольная песня о земных бедствиях
    Одиночество осенью
    О юности
    О красоте
    Пьяница весною
    Расставание
    В программе возможны изменения
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.