Top.Mail.Ru
30 мая 2024
  • 20:00
  • Четверг
  • Большой зал

Софья Кипрская, арфа
БСО имени П.И. Чайковского
Дирижёр – Филипп Селиванов

  • Программа

    Шостакович
    «Праздничная увертюра» ля мажор, соч. 96

    Глиэр
    Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 74

    Глазунов
    Симфония № 4 ми-бемоль мажор, соч. 48

    В программе возможны изменения



Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского под управлением дирижёра Филиппа Селиванова, а также солистка Софья Кипрская (арфа) представят программу из произведений русских и советских композиторов: Дмитрия Шостаковича, Рейнгольда Глиэра и Александра Глазунова.

Откроет концерт Праздничная увертюра (1954) Дмитрия Шостаковича. Композитор написал это произведение по заказу Большого театра в честь 37-й годовщины Октябрьской революции. Интересно, что работа над Увертюрой заняла у Шостаковича всего три дня. Исследователи отмечают некоторое сходство Праздничной увертюры с Увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Глинки. Премьера Праздничной увертюры состоялась 6 ноября 1954 года в Большом театре под управлением Александра Мелик-Пашаева. Успех был настолько большим, что даже спустя 26 лет Праздничная увертюра была выбрана фирменной музыкальной темой для летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Концерт для арфы с оркестром (1938) Рейнгольда Глиэра интересен тем, что в процессе работы над этим Концертом композитор нередко обращался за советом к знаменитой арфистке Ксении Эрдели. В Концерте три части: Allegro moderato, Thema mit Varianten. Andante, Allegro giocoso. Первая часть, Allegro moderato, написана в традициях русской лирики. Вторая часть, Thema mit Varianten. Andante, выполнена в форме вариаций, что, по всей видимости, является отсылкой к Первому фортепианному концерту Александра Глазунова, написанному по похожему принципу. Третья часть, Allegro giocoso, носит характер весёлого русского народного танца. Премьера Концерта для арфы состоялась в Москве 23 ноября 1938 года. После Второй мировой войны Концерт приобрёл большую популярность на Западе и занял видное место в репертуаре арфистов.

Симфония № 4 (1893) Александра Глазунова посвящена знаменитому музыканту, основателю Петербургской консерватории Антону Рубинштейну. В этой музыке Глазунов показал себя преемником традиций «могучей кучки», так как во многом опирался на мелодику народных песен. В Симфонии три части: Andante - Allegro moderato, Scherzo: Allegro vivace, Andante - Allegro. Первая часть, Andante - Allegro moderato, сочетает принципы стандартной первой и лирической второй частей классического симфонического цикла. В её мелодии угадываются черты русской народной песни. Вторая часть, Scherzo: Allegro vivace, написана в духе французского народного танца. Торжественный финал, Andante - Allegro, отличается масштабом и обилием тем. Премьера Четвёртой симфонии состоялась 22 января 1894 года в Петербурге под управлением Римского-Корсакова.

  • Филипп Селиванов

    Победитель и обладатель золотой медали Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова (Москва, 2022).

    Музыкант родился в Санкт-Петербурге. По окончании Хорового училища имени М. И. Глинки в 2010 поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (кафедра хорового дирижирования, класс Татьяны Хитровой, с 2013 – кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс Александра Полищука), которую окончил в 2018.

    Участвовал в мастер-классах Василия Синайского, Бруно Вайля, Дориана Уилсона, Владимира Федосеева. Лауреат Международного конкурса молодых дирижёров симфонических и камерных оркестров имени И.А. Мусина (Кострома, 2019; III премия), Санкт-Петербургского открытого конкурса дирижёрского искусства (2019, I премия), Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова (Москва, 2022; I премия и золотая медаль).

    Сотрудничал с оркестрами Белгородской филармонии, Тюменской филармонии, Московским государственным симфоническим оркестром, оркестром Большого театра Беларуси, Оркестром филиала Мариинского театра республики Северная Осетия-Алания, Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского.

    Участник Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств», фестивалей Дениса Мацуева «Диалог поколений», фестиваля «Видеть музыку», фестиваля оперного искусства «Опера без границ», фестиваля «Белгород в цвету», Международного фестиваля искусств П.И. Чайковского в Клину.

    С 2017 постоянно сотрудничает с Михайловским театром (Санкт-Петербург). С 2019 по 2022 – стажёр Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского в рамках проекта Владимира Федосеева «Студия молодых дирижёров».

    С 2020 по настоящее время – дирижёр Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана. В 2022 дебютировал в Большом театре России, с которым продолжает активное сотрудничество в настоящее время.

    Как приглашённый дирижёр выступает в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, а также в Новосибирском театре оперы и балета (НОВАТ).

  • Софья Кипрская

    Софья Кипрская окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова и аспирантуру при ней. Обучалась в Пражской консерватории и Королевской консерватории Брюсселя (аспирантура). С сезона 2008–2009 – солистка Симфонического оркестра Мариинского театра, с 2011 – концертмейстер группы арф.

    Лауреат Международного конкурса арфистов имени Феликса Годфруа (Намюр, Бельгия; I премия), Международного конкурса арфистов имени Лили Ласкин (Довиль, Франция; II премия), конкурса арфистов фонда Франца Йозефа Райнля (Мюнхен, I премия), Санкт-Петербургского международного музыкального конкурса имени императрицы Елизаветы Петровны «Золотая арфа» (I премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Чайковского), Международного конкурса арфистов имени Мартин Желио (Париж, I премия и специальный приз председателя жюри – композитора Жака Шарпантье).

    Лауреат конкурса «Созвездие талантов» и обладатель «Звезды академика Д.С. Лихачёва», лауреат премии Юрия Темирканова, премии Союза концертных деятелей Российской Федерации, премий «Надежда России», «Юные дарования» и лауреат премии МХТ имени А.П. Чехова.

    Лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры.

    Софья Кипрская принимала участие в Европейском конгрессе арфистов в Лионе и Кардиффе, представляла Россию на Международном конгрессе арфистов в Амстердаме и Сиднее. Выступала с сольными программами на фестивалях «Виртуозы планеты», «Звёзды белых ночей», «Музыкальный Олимп», Crescendo, «Звёзды на Байкале», «Дворцы Санкт-Петербурга», «Музыкальная экспедиция», фестивалях в Миккели (Финляндия) и Сантандере (Испания), Международном фестивале арфы (Сока, Япония), Forte Music Fest (Алматы).

    Давала концерты в крупнейших залах Японии, Австралии, Франции, Сербии, Чехии, Нидерландов, Испании, Италии, США, в том числе в Карнеги-холле, зале Фонтенбло, Концертном зале Мариинского театра, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Большом и Малом залах Московской консерватории. Сотрудничала с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Баварского радио и другими коллективами. В составе Симфонического оркестра Мариинского театра принимала участие в записи большого числа компакт-дисков.

    В сотрудничестве с Российским институтом истории искусств Софья Кипрская выпустила два альбома с музыкой времён императрицы Елизаветы Алексеевны. Впервые представила петербургской публике Concerto dolce Родиона Щедрина, Шотландскую рапсодию Валерия Кикты, «Танец перед радугой» Жака Шарпантье.

    Проводит мастер-классы в Мариинском театре и Российском национальном молодёжном симфоническом оркестре, входит в состав жюри ряда арфовых конкурсов. Инициатор Международного фестиваля арфы «Северная лира» в Мариинском театре.

    Активно участвует в благотворительных концертах.

  • Программа

    Шостакович
    «Праздничная увертюра» ля мажор, соч. 96

    Глиэр
    Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 74

    Глазунов
    Симфония № 4 ми-бемоль мажор, соч. 48

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.