Top.Mail.Ru
15 апреля 2024
  • 19:00
  • Понедельник
  • Большой зал

Симфонический оркестр
Государственного академического
Большого театра России
Дирижёр – Валерий Гергиев

  • Продолжительность

    1 отделение 55 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Мусоргский
    «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина»

    Римский-Корсаков
    Увертюра «Светлый праздник», ор. 36

    Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане»

    Чайковский
    «Франческа да Римини» –симфоническая фантазия по Данте, ор. 32

    II отделение

    Чайковский
    Симфония № 5

    В программе возможны изменения



Оркестровое вступление к опере Мусоргского «Хованщина» – симфоническая картина, вознесённая над временем. С каждым проведением тема (вступление написано в форме вариаций) обретает новые оркестровые голоса, подвергается тональному, гармоническому, фактурному развитию. «Рассвет на Москве-реке» – картина пробуждающейся природы и эпический зачин, поднимающий внесюжетные мотивы.

В 2024 году весь музыкальный мир празднует 180-летие со дня рождения Римского-Корсакова. На сцене Зала Зарядье прозвучит воскресная увертюра на темы из Обихода «Светлый праздник» и три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане».

Значительная часть симфонических полотен Чайковского программна. Сюжет являлся для композитора творческим импульсом для развития музыкальной мысли. В основу симфонической фантазии «Франческа да Римини» легла пятая песнь Ада из «Божественной комедии» Данте, рассказывающая о трагической судьбе юной Франчески.

Знаменитую Пятую симфонию (1888) отделяет от Четвёртой ровно десять лет. Творчество Чайковского этого периода характеризуется движением от драмы к трагедии: в последних симфониях происходит «познание роковых вопросов бытия». Конфликт между человеком и судьбой, воплощённый в Четвёртой симфонии, в Пятой превращается в противостояние между жизнью и смертью. Исключительно важное значение в симфонии приобретает тема вступления – именно она господствует во всех четырёх частях, получая лейтмотивное значение. Это не внешние обстоятельства, не рок, как было в предыдущей симфонии, а возникающая мрачная мысль внутри самого героя. Проходя через всё произведение, она разрушает лирический образный мир второй части, прячется под «маской» вальса в третьей, превращается в суровый торжественный гимн в финале.

  • Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра России

    Оркестр Большого театра – старейший русский музыкальный коллектив и один из крупнейших симфонических оркестров в мире. В 1776 году, когда образовалась артистическая труппа будущего Большого театра, он состоял из музыкантов, купленных казною у помещиков, а также из иностранцев и прочих вольных людей. Будучи участником всех музыкально-драматических и оперных спектаклей театра, оркестр исполнял музыку русских композиторов – Соколовского, Пашкевича, Матинского, Фомина. С появлением в конце XVIII века в репертуаре труппы первых балетных спектаклей, состав оркестра увеличился, а на афише появились имена Верстовского, Алябьева, Варламова. Постепенно расширялся и репертуар: XIX век подарил оркестру сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Моцарта, Доницетти, Верди, Вагнера, Бизе, Пуччини и др. Уже в конце XIX века оркестр начал выступать с симфоническими концертами, что окончательно сформировало его творческий уровень.

    В двадцатые-тридцатые годы ХХ столетия в коллективе собираются лучшие исполнительские силы страны – оркестр становится авторитетным содружеством музыкантов-исполнителей, центром музыкальной жизни столицы. Коллектив активно работает над разнообразным концертным репертуаром, что делает его одним из самых популярных симфонических оркестров страны.

    На протяжении двух веков складывался исполнительский стиль оркестра Большого театра. Многие выдающиеся дирижёры внесли свою лепту в формирование оркестра и воспитание исполнительской гибкости, ставшей отличительной чертой его стиля. С оркестром Большого театра работали С. Рахманинов, В. Сук, Н. Голованов, А. Пазовский, С. Самосуд, А. Мелик-Пашаев, Б. Хайкин, Е. Светланов, Г. Рождественский, Ю. Симонов, А. Лазарев, М. Эрмлер, А. Ведерников, В. Синайский, Т. Сохиев.

    Известнейшие зарубежные музыканты – Б. Вальтер, О. Фрид, А. Коутс, Ф. Штидри, З. Халабала, Г. Абендрот, Р. Мути, работая с оркестром Большого театра, неизменно отмечали высокий профессиональный уровень коллектива. Оркестром Большого театра осуществлены многочисленные записи оперных, балетных и симфонических произведений, многие из которых получили широкое международное признание и были отмечены наградами. В 1989 году оркестр Большого театра был удостоен высшей музыкальной премии Италии – медали «Золотой Виотти» как лучший оркестр года.

    Сегодня в составе оркестра Большого театра – свыше 300 музыкантов. Среди них лауреаты и дипломанты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России. За годы творчества у оркестра Большого театра сложилась высокая международная репутация, связанная не только с его участием в гастролях театра, но с симфонической деятельностью коллектива.

  • Продолжительность

    1 отделение 55 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Мусоргский
    «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина»

    Римский-Корсаков
    Увертюра «Светлый праздник», ор. 36

    Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане»

    Чайковский
    «Франческа да Римини» –симфоническая фантазия по Данте, ор. 32

    II отделение

    Чайковский
    Симфония № 5

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.