Top.Mail.Ru
30 января 2024
  • 19:00
  • Вторник
  • Большой зал

Шуберт
Кантата Stabat Mater 

  • Продолжительность

    1 отделение 50 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Шуберт
    Stabat Mater – кантата для солистов, хора и оркестра, D 383

    II отделение

    Бетховен
    Симфония № 7 ля мажор, ор. 92

    В программе возможны изменения


  • Программка



Галина Барош, сопрано
Кирилл Золочевский, тенор
Владимир Байков, бас-баритон

Академический Большой хор «Мастера Хорового пения» Радио «Орфей»

Российский национальный оркестр
Дирижёр – Александр Соловьёв

Ко дню рождения Шуберта

В представлении слушателей имя Франца Шуберта связано прежде всего с Lied – немецкой романтической песней, но в творчестве композитора важное место занимала и духовная музыка. Шесть месс, «Немецкая месса», «Немецкий реквием», «Магнификат», незаконченная оратория «Лазарь, или торжество воскресения», две Stabat Mater – эти и другие сочинения создавались композитором на протяжении жизни.

Принято считать, что Шуберт, как и его кумир Бетховен, был не религиозным человеком и без особого пиетета относился к католической церкви. Например, ни в одну из своих месс он не включил важнейшие слова из Credo: «Верую во единую святую католическую и апостольскую церковь», что было абсолютно неприемлемо для церковной власти.

В 1815 году Шуберт написал свою первую Stabat Mater (соль минор) на латинский текст, она представляла собой одноактную пьесу. Годом позже на свет появилась Stabat Mater фа минор на стихи Фридриха Готлиба Клопштока (1724 – 1803), которая прозвучит в этом концерте. В отличие от латинской Stabat Mater, немецкая представляет собой развёрнутую композицию из 12 номеров – хоров, арий и ансамблей – для трёх солистов (сопрано, тенора и баса), смешанного хора и оркестра. В музыке её заметны влияния Гайдна, Моцарта и особенно знаменитой Stabat Mater Перголези, написанной в той же тональности фа минор.  

Седьмая симфония была написана Бетховеном в 1812 году. Премьера её состоялась спустя год на концерте в поддержку воинов, раненных в бою при Ханау. Несмотря на то, что композитор работал над сочинением, пребывая, как он писал в завещании 1802 года, в «безнадёжном состоянии» (его глухота усилилась – он уже не мог скрывать её от окружающих), симфония полна оптимизма. Рихард Вагнер назвал её «апофеозом танца». «Симфония ля мажор – само чистосердечие, вольность, мощь, – писал Ромен Роллан, – Это безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил – расточительство без всякого умысла, а веселья ради – веселья разлившейся реки, что вырвалась из берегов и затопляет всё».

  • Александр Соловьёв

    Александр Соловьёв в 1998 году окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных как хоровой дирижёр, в 2000 году прошёл ассистентуру-стажировку у В. Семенюка, а в 2006 году – ассистентуру-стажировку по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» у В. Федосеева. В 1998 – 2006 годах брал уроки у А. Каца.

    С 1995 по 2010 – второй дирижёр Московского государственного академического камерного хора под управлением В. Минина. С 2001 по 2020 годы преподавал на кафедре хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных (с 2008 года – доцент), с 2011 по 2020 – на кафедре оперно-симфонического дирижирования. В 2011–2014 годах руководил симфоническим оркестром РАМ.

    В 2010 стал победителем на Международном конкурсе дирижёров им. Д. Митропулоса в Афинах (Греция).

    С 2009 года более десяти лет сотрудничал с Центром оперного пения Г. Вишневской. С 2011 по 2020 годы был дирижёром Большого театра России и Молодёжной программы ГАБТ.

    В декабре 2020 года Александр Соловьёв занял пост главного дирижёра Михайловского театра, с 1 июля 2022 года – музыкального руководителя и главного дирижёра.

    В настоящее время Александр Соловьёв – председатель экспертного совета и член жюри Национальной оперной премии «Онегин». С 2021 года преподаёт в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (с 2023 года – профессор).


    Среди музыкантов, с которыми сотрудничал артист, дирижёры – В. Федосеев, С. Сондецкис, В. Спиваков, М. Плетнёв, В. Синайский, М. Виотти, Ф. Луизи, Э. Пидо, Э. Мацолла, вокалисты – Е. Нестеренко, З. Соткилава, И. Архипова, М. Касрашвили, М. Гулегина, Х. Герзмава, П. Бурчуладзе, И. Абдразаков, Т. Аллен, Л. Нуччи, пианисты – Н. Луганский, Д. Мацуев, А. Гиндин, виолончелист А. Рамм, скрипач А. Притчин. Александр Соловьёв сотрудничал с Национальным филармоническим оркестром России, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, оркестром «Новая Россия», Московским государственным академическим симфоническим оркестром, камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Оркестром Пражского радио, Филармоническим оркестром имени А. Тосканини (Парма), Orchestra of Colours (Афины), Симфоническим оркестром Дома музыки в Порту.


  • Академический большой хор «Мастера хорового пения»

    Академический большой хор создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А.В. Свешников. В разное время им руководили такие замечательные музыканты, как Н.С. Голованов, И.М. Кувыкин, К.Б. Птица, Л.В. Ермакова.

    В 2005 году народный артист России профессор Лев Конторович был приглашён на должность художественного руководителя в Академический большой хор, получивший название «Мастера хорового пения»,. Под его руководством обновлённый состав хора успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название «Мастера хорового пения» предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, исключительную оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

    За 95 лет хор исполнил большое количество опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из этих произведений составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии).

    В исполнении коллектива впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других.

    С большим хором в разное время работали такие выдающиеся дирижёры: Е. Светланов, М. Ростропович, В. Спиваков, Д. Китаенко, В. Юровский, В. Федосеев, Х. Риллинг, М. Плассон, Г. Рождественский, А. Дзедда, Э. Морриконе, М. Плетнёв, К. Эшенбах, вокалисты: Е. Образцова, И. Архипова, Н. Гедда, Д. Хворостовский, А. Нетребко, М. Гулегина, Д. Алиева, В. Ладюк, Д. Корчак, З. Соткилава, Е. Нестеренко, Р. Аланья, А. Георгиу и многие другие.

    В 2008, 2012 и 2018 годах Академический большой хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Дмитрия Анатольевича Медведева.

    Академический большой хор принимал участие в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале, Московском Великопостном хоровом фестивале, Международном музыкальном фестивале в городе Кольмар (Франция), Международном музыкальном фестивале в городе Равелло (Италия), Международном фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, Музыкальных фестивалях Дениса Мацуева Crescendo и «Звёзды на Байкале», Музыкальном фестивале «Опера Live» и многих других.

    Академическому большому хору аплодировали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и других.

  • Кирилл Золочевский

    Кирилл Золочевский родился в 1990 году в Майкопе.

    В 2009 году с отличием окончил Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова по классу «Сольное академическое пение».

    С 2009 по 2014 годы обучался на вокальном факультете Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс народного артиста РФ, профессора А. С. Ворошило). В 2014–2016 годах – ассистент-стажёр Московской консерватории. В 2013 году стажировался у профессора Зальцбургской консерватории Марио Диаза.

    Лауреат Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

    С 2015 года – солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

    С 2018 года – приглашённый солист театра Муниципаль Сантьяго Де Чили.

    Солист благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», солист благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто», а также солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова.

  • Галина Барош

    В 2012 году Галина Барош окончила Калининградский областной музыкальный колледж им. С. В. Рахманинова по специальности «Вокальное искусство».
    С 2012 по 2017 год Галина Барош – солистка вокальной студии «Лира» при Доме культуры молодёжи г. Калининграда.
    В 2021 году с отличием окончила вокальный факультет Российской академии музыки им. Гнесиных. В этом же году продолжила обучение в магистратуре на вокальном факультете.
    Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в числе которых Международный конкурс вокалистов имени Н. Шпиллер, Международный конкурс оперных певцов NEW OPERA WORLD, Международный фестиваль-конкурса Musica classica, Международный молодёжный музыкальный конкурс им. И.Ф. Стравинского, дипломант Международного конкурса вокалистов им. З. Долухановой «Янтарный соловей», дипломант открытого Всероссийского конкурса вокалистов им. Н. Обуховой и других.
    В 2022 году стала стипендиатом фонда Муслима Магомаева.
    На сцене оперного театра-студии имени Ю.А. Сперанского при РАМ им. Гнесиных исполнила следующие роли: няни Ровен («Маленький трубочист» Б. Бриттен), Второй Дамы («Волшебная флейта» В. А. Моцарт), Иоланты («Иоланта» П.И. Чайковский) и Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковский).
    С декабря 2022 года – солистка Театра «Геликон-опера». В репертуаре артистки – партия Аиды («Аида» Верди), Лизы («Пиковая дама» Чайковский), Земфира («Алеко» Рахманинов).
  • Владимир Байков

    Владимир Байков – выпускник Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева по специальности «Кибернетика химико-технологических процессов» а также выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности «Сольное пение».
    Лауреат международных конкурсов Мирьям Хелин (Хельсинки, 1999), Марии Каллас (Афины, 2001), королевы Сони (Осло, 2003), королевы Елизаветы (Брюссель, 2006), Георгия Свиридова (Курск, 2001), лауреат премии Фонда Ирины Архиповой (2004), стипендиат Вагнеровского общества Германии (2010).
    В разные годы являлся солистом Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова, оперного театра Санкт-Галлена (Швейцария), Боннской, Гамбургской и Лейпцигской Опер. Гастролировал в таких театрах, как Мариинский театр (Санкт- Петербург, историческая сцена и «Мариинский – 2»), Нидерландская опера (Амстердам, Нидерланды), Английская Национальная опера (Лондон, Великобритания), Театр Елисейских Полей в Париже, фестивальный театр Экс-ан-Прованса, Театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина), Королевская опера «Ла Моннэ» (Брюссель, Бельгия), «Лисеу» (Барселона, Испания), Театр-ан-дер-Вин (Вена, Австрия), Большой театр Варшавы (Польша), «Театро Реджо» (Турин, Италия), Театр «Сан-Карлуш» (Лиссабон, Португалия), Финская Национальная опера (Хельсинки, Финляндия), Новая Израильская опера (Тель- Авив, Израиль).
    Владимир Байков сотрудничал со многими известными дирижёрами, такими как Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Кент Нагано, Паоло Кариньяни, Даниэле Каллегари, Пласидо Доминго, Юстус Франц, Теодор Курентзис, Кирилл Петренко, Василий Синайский, Джанандреа Нозеда, Хартмут Хэнхен, Туган Сохиев, Вольдемар Нельсон, Казуши Оно, Саулюс Сондецкис, Энох цу Гуттенберг, Яап ван Цведен, Бруно Вайль, Лиор Шамбадал, Эдуард Топчян, Сергей Смбатян, Арам Гарабекян.
    Среди режиссёров – Борис Покровский, Джанкарло дель Монако, Роберт Карсен, Йоханнес Шааф, Тони Палмер, Роберт Уилсон, Андрей Кончаловский, Александр Титель, Клаус Михаэль Грюбер, Саймон Мак Бёрни, Стивен Лоулесс, Карлос Вагнер, Пьер Ауди, Якоб Петерс-Мессер, Юрий Александров, Сильвиу Пуркарете, Вера Немирова, Стефано Пода.
    В репертуаре артиста – партии в операх Вагнера, Вебера, Моцарта, Пуччини, Беллини, Доницетти, Верди, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Вайнберга, Гуно, Бизе, Дворжака, Бартока. Владимир Байков исполняет ораториальные произведения Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Брамса, Шпора, Шёнберга, Форе, Сен- Санса, Берлиоза, Верди, Яначека, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова, Мясковского, Филиппа Гласса.
    Владимир Байков выступал на сценах Барбикан-Холл (Лондон), Берлинской, Мюнхенской, Кёльнской филармоний, франкфуртской Альте-Опер, Берлинского Концертхауза, амстердамских залов «Концертгебау» и «Музикгебау», концертного зала BOZAR (Брюссель), Дворца Искусств в Будапеште, филармонии Еревана, залах Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, залах Москонцерта, в различных филармониях и оперных театрах России.
    Камерный репертуар включает песни и романсы русских, немецких, французских, чешских, скандинавских, британских композиторов.
    Среди постоянных партнёров-пианистов – Марина Белашук, Андрей Шибко, Станислав Дяченко, Иван Кощеев, Михаил Аркадьев, Елена Савельева, Яков Кацнельсон.
    Владимир Байков – член жюри музыкального форума «Золотой Витязь» (2021).
    Автор автобиографических книг «Полёта вольное упорство» и «Ускользающая гармония».
    Соавтор книги Евгения Нестеренко «Записки русского баса».
    Среди записей:
    - Шпор «Die letzte Dinge» п/у Бруно Вайля (Capriccio)
    - Доницетти «Le Duc d'Albe» п/у Паоло Кариньяни (Dynamic)
    - Мендельсон «Elias» п/у Геннадия Рождественского (МГК)
    - Jan van Gilse «Eine Lebensmesse» п/у Маркуса Штенца (Cpo Records)
    - Вебер «Вольный стрелок» CD/DVD п/у Лоранс Экуильбей (ERATO)
  • Продолжительность

    1 отделение 50 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Шуберт
    Stabat Mater – кантата для солистов, хора и оркестра, D 383

    II отделение

    Бетховен
    Симфония № 7 ля мажор, ор. 92

    В программе возможны изменения


  • Программка
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.