Top.Mail.Ru
7 ноября 2023
  • 19:00
  • Вторник
  • Большой зал

Сибелиус, Малер
Российский национальный оркестр
Дирижёр – Кристиан Кнапп

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 55 минут
  • Программа

    I отделение

    Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, op. 33

    Сибелиус
    Симфоническая поэма «Сага», ор. 9

    II отделение

    Малер
    Симфония № 4 cоль мажор

    В программе возможны изменения

Лилия Гайсина, сопрано
Иван Сендецкий, виолончель


Художественный руководитель и главный дирижёр – Александр Рудин

Финский композитор Ян Сибелиус работал практически во всех жанрах своего времени. Его перу принадлежит семь симфоний, три оркестровые сюиты, концерт для скрипки с оркестром, а также камерная музыка. В произведениях Сибелиуса отображаются как внутренний мир композитора, так и картины родной финской природы. В своём симфоническом творчестве Сибелиус опирался на классические традиции и преломлял их сквозь призму романтических образов. К числу самых известных его произведений можно отнести симфоническую поэму «Сага», которую часто называют самым загадочным среди произведений Сибелиуса.

«Вариации на тему рококо» Чайковского – яркое концертное произведение, запечатлевшее классическую ясность форм и искренность чувств. Богатые возможности музыкального развития заложены в самой теме, выдержанной в русском духе, которую Чайковский и назвал «рококо». В ходе развития изменяется её характер, выделяются отдельные обороты, которые контрастируют друг с другом, сохраняя при этом единство и цельность всей композиции.

Четвёртую симфонию Малера называют самой необычной в симфоническом творчестве композитора. Сам Малер признавался, что изначально задумывал написать «симфоническую юмореску», но впоследствии она выросла «до нормальных размеров».

В основе симфонии – детская песенка «Небесная жизнь», в которой описывается рай глазами ребёнка. Текст песни заимствован Малером из сборника Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика».

Малер начал работать над симфонией в 1899 году. Перегруженный работой на посту директора Венской оперы, он мог позволить себе творить только вне театрального сезона (себя он называл «летним» композитором).
Премьера симфонии состоялась в 1901 году в Мюнхене под управлением автора и была встречена слушателями и критиками холодно.



  • Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, авторитетный музыкальный журнал Gramophoneвключил РНО в список 20 лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Александр Рудин.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, в числе которых Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Бэлла Давидович, Джошуа Белл и многие другие. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Кент Нагано, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Марк Элдер, Гари Бертини, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима», охватившего Москву, Стамбул и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

    В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более ста альбомов, выпущенных фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

  • Кристиан Кнапп

    На протяжении двенадцати сезонов Кристиан Кнапп является дирижёром Мариинского театра. Триумфально дебютировав на сцене Мариинского театра в 2011 с оперой «Электра» Штрауса, Кристиан Кнапп удостоился специального приглашения на должность постоянного дирижёра от художественного руководителя театра Валерия Гергиева.
    Кристиан Кнапп работал с престижными оркестрами по всему миру, такими как Лос-Анджелесский филармонический оркестр (США), Королевский ливерпульский филармонический оркестр (Великобритания), Национальный оркестр Франции, Хьюстонский симфонический оркестр (США), Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, Московский государственный академический симфонический оркестр, Балтиморский симфонический оркестр и многими другими.

    Кристин Кнапп дирижирует обширным спектром симфонических программ в Мариинском театре. Под его управлением публике были представлены наиболее известные произведения Моцарта и полный цикл симфоний Бетховена. В настоящее время репертуар Кристиана Кнаппа насчитывает более девяноста опер. Маэстро принимает активное участие в управлении оркестром в наиболее сложных постановках Мариинского театра. Он занимался подготовкой и выступал с премьерами таких шедевров французского музыкального искусства как «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Троянцы» Берлиоза.

    Являясь почитателем современной музыки, Кнапп руководил такими коллективами, как Perspectives New Music Ensemble в Лондоне, International Contemporary Ensemble (ICE) и Seattle Chamber Players в США. Он выступал с произведениями Джона Адамса, Джулиана Андерсона, Кайи Саариахо, Паскаля Дюсапена, Жерара Гризи, Джорджа Крамба, Томаса Адеса.

    В 1999 Кристиан Кнапп стал лауреатом Третьего Международного конкурса дирижёров имени Прокофьева. В том же году он был удостоен престижной стипендии Королевского колледжа музыки в Лондоне. В 2005 вместе с Симфоническим оркестром Сиэтла получил грант Мемориального фонда Бруно Вальтера.

    Кристиан Кнапп как пианист окончил консерваторию в Бостоне (Массачусетс) и философский факультет университета Тафтса (Бостон). Дирижированию обучался в Музыкальной академии Киджи (Сиена, Италия) у Юрия Темирканова и Мюнг-Вун Чунга, затем – в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова у Ильи Мусина и Леонида Корчмара.


  • Лилия Гайсина

    Солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

    В её репертуаре партии: Джильда («Риголетто» Верди), Олимпия («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Ядвига («Робинзон Крузо» Оффенбаха), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Церлина («Дон Жуан» Моцарта), Адина («Любовный напиток» Пуччини), Главка («Медея» Керубини).

    Ссотрудничает с Московским камерным оркестром Musica Viva, оркестром Pratum integrum, Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром, а так же с ансамблями: Ensemble 1700 (Германия), Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, Alta Capella, Questa Musica, Helsinki baroque orchestra. Принимала участие в фестивалях старинной музыки в Гёттингене, Людвигсбурге, Потсдаме, Байройте (Германия); Гмундене (Австрия), Хельсинки (Финляндия).

  • Иван Сендецкий

    Родился в 1996 году в Санкт-Петербурге. В 2003 году поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, где обучался как пианист и виолончелист (окончил в 2014 году). В 2009 году проходил стажировку в летней музыкальной школе в Альтенштайге (Германия). В 2016 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (классы Анатолия Никитина и Сергея Ролдугина), в 2018 – Берлинскую высшую школу музыки им. Ханса Эйслера (класс Троэльса Сване), в 2023 – Консерваторию Новой Англии в Бостоне (класс Лоренса Лессера).

    Лауреат Международного конкурса юных музыкантов (Таллин, 2007; I премия), Российско-германского конкурса Фонда Гартов (Санкт-Петербург, 2007; III премия), Международного конкурса юных музыкантов «Новые имена» (Москва, 2009; III премия), Международного конкурса виолончелистов им. С. Н. Кнушевицкого (Саратов, 2012 и 2014; I премия), Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского (Монтрё – Веве, Швейцария, 2012; V премия), Международного конкурса виолончелистов им. Антонио Янигро (Загреб, 2016; III премия), Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018; I премия), Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра (Москва, 2020; I премия), Международного конкурса им. Хачатуряна (Ереван, 2022; III премия и четыре специальных приза). В 2019 году на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург) был удостоен специального приза.

    Стипендиат Фонда Гартов (2007), фонда «Новые имена» (2009), лауреат премии Юрия Темирканова (2013).

    Выступал на Музыкальном фестивале в Вербье (Швейцария), Международном музыкальном фестивале в Шлерне (Италия) и Московском Пасхальном фестивале. Активный участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки. С 2013 года регулярно играет в Мариинском театре. Неоднократно выступал как солист с Валерием Гергиевым, Давидом Герингасом и Пабло Эрасом-Касадо. Давал концерты в городах России, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Италии, США, Южной Кореи.

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 55 минут
  • Программа

    I отделение

    Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, op. 33

    Сибелиус
    Симфоническая поэма «Сага», ор. 9

    II отделение

    Малер
    Симфония № 4 cоль мажор

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.