Top.Mail.Ru
28 сентября 2024
  • 19:00
  • Суббота
  • Большой зал

Танеев. Кантата «По прочтении псалма»

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 70 минут
  • Программа

    I отделение

    Чайковский
    Сюита для оркестра №1 ре минор, оp. 43 

    II отделение

    Танеев
    Кантата «По прочтении псалма» для 4 солистов, двойного смешанного хора и оркестра, op. 36

    В программе возможны изменения




Анастасия Щёголева, сопрано
Алина Черташ, меццо-сопрано
Алексей Татаринцев, тенор
Владимир Байков, бас
Дирижёр – Антон Гришанин

Обращаем внимание на замену исполнителя. Вместо Агунды Кулаевой в концерте выступит Алина Черташ.

Московский государственный академический симфонический оркестр.
Художественный руководитель – Иван Никифорчин
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова
Художественный руководитель – Геннадий Дмитряк
Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова
Художественный руководитель – Екатерина Антоненко

Творчество Сергея Ивановича Танеева обширно и многогранно. Наибольшую известность Танеев получил как автор масштабных хоровых сочинений и трудов по теории полифонии. Полифонические принципы проникают практически во все сочинения композитора.  

Жанр кантаты занимает в творчестве Танеева особое место. Именно кантата обрамляет творческий путь композитора. От кантаты «Иоанн Дамаскин», которая получила обозначение ор. 1, протягиваются нити к последнему произведению, лебединой песне Танеева – кантате «По прочтении псалма».

В основу произведения легло одноимённое стихотворение Алексея Хомякова – художественная интерпретация 49 псалма Давида. Стихотворение Хомякова любила мать композитора, Варвара Павловна Танеева, которой Сергей Танеев посвятил кантату. 

Информация обновлена 13 сентября 2024 года

  • Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. Первым главным дирижёром коллектива стал Лев Штейнберг. После него этот пост занимали Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был Павел Коган. Визитной карточкой коллектива стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений композиторов Брамса, Бетховена, Шуберта, Малера, Брукнера, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина и других композиторов. Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции.
  • Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Один из старейших художественных коллективов Москвы. В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории. Однако предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда талантливый регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щёлкове семейный хоровой ансамбль. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года приобрёл широкую известность. После революции хор был национализирован советской властью, в январе 1919 получил статус Первого государственного хора. Судьбоносным в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова. Под его началом Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор многие годы сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, был первым исполнителем сочинений В. Рубина, Р. Щедрина. Преемниками А. Юрлова стали талантливые музыканты, дирижёры-хормейстеры – Ю. Ухов, С. Гусев, много сделавшие для преумножения славы хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижёров. Музыкант сегодня решает сложные исполнительские задачи, представляя с Капеллой новейшие сочинения вокально-симфонической и хоровой музыки, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых концертов.

    Уникальным авторским проектом Капеллы стала приуроченная к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова студийная запись Антологии хоровых сочинений композитора. На студии звукозаписи киноконцерта «Мосфильм» были записаны программы 6 CD-дисков, объединившие сочинения Георгия Свиридова для хора a cappella. В 2019 году коллектив Капеллы был удостоен Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

  • Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова

    История прославленного хорового коллектива восходит к середине 1930-х годов, когда в советском государстве назрела необходимость в создании музыкальных коллективов всесоюзного значения. Создателями нового хора стали выдающиеся дирижёры: Н. М. Данилин и А. В. Свешников. Свешников возглавлял коллектив в течение сорока лет – всё это время он оставался самым авторитетным хоровым дирижёром СССР, работая в должности декана дирижёрско-хорового факультета, с 1948 по 1974 годы – ректора Московской консерватории, выступив создателем и руководителем Московского хорового училища, организатором и председателем Всероссийского хорового общества. Под руководством Свешникова хором впервые были исполнены сочинения Рахманинова, Шостаковича, Свиридова, а также произведения Шебалина, Шапорина, Щедрина, Голубева, Эшпая, Шнитке, Хренникова. В разные годы коллективом руководили И. Агафонников, Вл. Минин, Е. Тытянко, И. Раевского, Б. Тевлина, Е. Волкова. За эти годы был значительно расширен репертуар хора.

    Хор принимал участие в значимых государственных проектах и крупных музыкальных торжествах, сотрудничал со многими выдающимися дирижёрами, среди которых В. Федосеев, Ю. Симонов, П. Коган, М. Плетнёв, В. Юровский, А. Сладковский, А. Рудин. Коллектив много гастролировал по России и Европе, а также в Израиле, Египте, Китае, Японии, КНР, США.

  • Антон Гришанин

    Антон Гришанин – дирижёр Большого театра России. Заслуженный артист Российской Федерации (2010). Трижды номинировался на Национальную театральную премию «Золотая Маска», в 2020 стал её лауреатом в номинации «Балет. Лучшая работа дирижёра» («Зимняя сказка», Большой театр) и в 2023 году в номинации «Балет. Современный танец. Лучшая работа дирижёра» («Танцемания», Большой театр). В его репертуаре – свыше пятидесяти оперных и балетных спектаклей, среди последних: оперы «Иоланта» Чайковского, «Каменный гость» Даргомыжского, балеты «Герой нашего времени» Ильи Демуцкого, «Забытая земля» на музыку Бриттена, «Нуреев» Демуцкого, «Зимняя сказка» Джоби Тэлбота, «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке и Лазара.

    Антон Гришанин сотрудничает с различными театрами и оркестрами в России и за рубежом, среди которых Национальный филармонический оркестр России, Московский Государственный академический симфонический оркестр, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера (Мюнхен), Национальный филармонический оркестр Мехико, Шанхайский симфонический оркестр, Английская национальная опера, Новосибирский, Екатеринбургский, Саратовский театры оперы и балета, Михайловский театр (Санкт-Петербург).

    Окончил Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу трубы, там же аспирантуру по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (педагог – профессор Евгений Бражник), затем совершенствовал мастерство Высшей школе музыки «Моцартеум» (Зальцбург, Австрия).

    Работал ассистентом главного дирижёра в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета. В 2003–2009 был штатным дирижёром, в 2009–2013 – художественным руководителем и главным дирижёром Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки.

    В качестве дирижёра-постановщика принял участие в выпуске множества спектаклей, в том числе опер «Пиковая дама» Чайковского (2006, номинация на премию «Золотая маска» в категории «Лучший спектакль в опере») и «Лоэнгрин» Вагнера (2011, пять номинаций на премию «Золотая маска»). В 2008 в числе создателей спектакля «El mundo de Гойя» был удостоен Премии Правительства Российской Федерации.

    С 2008 – приглашенный, в 2013–2018 – штатный дирижёр Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 2011 – приглашённый дирижёр, с сезона 2018–2019 –штатный дирижёр Большого театра России. С 2020 – заместитель главного дирижёра – музыкального руководителя театра по Камерной сцене Большого театра.

  • Анастасия Щёголева

    Родилась в Липецке. Окончила Липецкий областной колледж искусств им. К. Н. Игумнова по классу фортепиано, затем вокальный факультет Государственной классической академии им. Маймонида (класс Н. Бурнашевой).

    В 2011-12 — солистка Липецкой областной филармонии. В 2017-19 — стипендиат Программы Аткинс при Мариинском театре.

    ___ С 2014 – приглашенная солистка, с 2019 – солистка оперной труппы Большого театра.

    Сотрудничала с такими дирижерами, как Альберто Дзедда, Юрий Симонов, Туган Сохиев, Александр Рудин, Валерий Полянский, Фабио Мастранжело, Николай Хондзинский, Валерий Гергиев, Михаил Синькевич, Павел Смелков, Кристиан Кнапп, Риккардо Фрицца.

  • Алина Черташ

    В 2015 году окончила Омское музыкальное училище (колледж) имени В. Я. Шебалина в классе Натальи Огневой, в 2021 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных в классе профессора Рузанны Лисициан. Стипендиат Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.

    Лауреат всероссийских и международных вокальных конкурсов Bella voce (Москва, 2014), имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» (Москва, 2017), имени Бориса Штоколова (Санкт-Петербург, 2018), «Великая опера. Голоса будущего» Фонда развития музыкального искусства Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург, 2019).

    В 2019 году принята стажёром, в 2022 – солисткой оперной труппы Большого театра России. Дебютировала в партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского). В Большом театре исполняет партии Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кармен («Кармен» Бизе), Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки), Полины («Пиковая дама» Чайковского), Ангела («Демон» А.Рубинштейна), Аглаи («Идиот» Вайнберга), Пьеротто («Линда ди Шамуни» Доницетти), Федерики («Луиза Миллер» Верди) и другие.

    Выступала с оркестрами под управлением Валерия Гергиева, Пласидо Доминго, Тугана Сохиева, Артёма Абашева, Эдуарда Топчяна, Кристофера Мулдса в Концертном зале им. П.И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории, зале «Зарядье» и других площадках. Сотрудничает с Государственным филармоническим оркестром Армении под управлением Эдуарда Топчяна.

  • Алексей Татаринцев

    Заслуженный артист республики Северная Осетия-Алания. Солист Московского Театра Новая Опера им. Е. В. Колобова. Приглашенный солист Большого театра России. Является постоянным приглашенным солистом Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля и участником Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина.

    Лауреат II Московского международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (III премия, 2008).Лауреат I премии Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург, 2008). Лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (III премия, Москва, 2009). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера. Мужская роль» (роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016). Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» (2016).

    С 1998 по 2003 гг. обучался в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина на кафедре Хорового дирижирования (класс профессора В. Козлякова).

    С 2003 г. продолжил свое обучение на вокальном факультете Московской академии хорового искусства им. В. С. Попова (класс доцента В. П. Александровой). В 2009 закончил аспирантуру Московской академии хорового искусства.

    С 2008 года – солист Московского театра Новая Опера им. Е. В. Колобова. Алексей сотрудничает с ведущими театрами, как в России, так и за рубежом. Является приглашенным солистом Большого театра. В 2010г. в Большом театре дебютировал в мировой премьере оперы французского композитора Ф. Феннелон «Вишневый сад» (партия Яши) – концертное исполнение.

    В 2012-2013 году в Большом театре участвовал в спектаклях «Кавалер Розы» (партия итальянского певца). В 2011 г. с партией Яши певец успешно дебютировал в постановке во Французской национальной опере на сцене Гранд Опера, Париж.

    В 2013г участвовал в постановке «Евгения Онегина» в Teatro Regio в Турине (партия Ленского). В 2017 году дебютировал в Палм-бич опера (г. Майями, США), исполнив партию Герцога в постановке «Риголетто»

    В январе 2017 года дебют в Большом театре в опере Пуччини «Богема» в партии Рудольфа. В марте 2017 года дебютировал в Уэст Пальм Бич Опера в партии Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто». Эта партия с успехом исполнена была и в Швеции в оперном театре города Мальмё (премьера 24 марта 2018г.)

    В январе 2019 дебют в партии Альфреда («Травиатта» Дж.Верди) в США, Уэст Пальм Бич. В том же году принимал участие на летнем оперном фестивале в Савонлинне (Финляндия) в опере Дж. Россини «Севильский Цирюльник».

    11 ноября 2020 года Алексей дебютировал в партии Графа Альмавивы оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» на сцене Большого театра, дирижер – Туган Сохиев.

    В 2023 году исполнил партию Аврелиана в опере «Аврелиан в Пальмире» Дж. Россини в рамках фестиваля Россини в Пезаро, Италия.

    Алексей Татаринцев участвовал в творческих проектах, возглавляемых такими известными дирижерами как: В. Федосеев, В. Спиваков, М. Плетнев, Т. Курентзис, С. Сондецкис, Д. Нельсон и другие. Неоднократно принимал участие в Международных фестивалях в Германии, Франции, Финляндии, Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Нидерландах.

    Тесно сотрудничает с мужским хором Московского Сретенского монастыря. В «Дни культуры России», в странах Латинской Америки (2008 г.), он выступил в Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло, Буэнос-Айресе, Асунсьоне, Гаване. В октябре 2012 года с этим коллективом Алексей выступил в США в престижнейших залах, среди которых Библиотека конгресса США, Кеннеди-центр (Вашингтон), Карнеги холл (Нью-Йорк), Чикагская филармония(Чикаго), Роял холл (Лос-Анджелес).

    Алексей Татаринцев ведет активную концертную деятельность и в России. Неоднократно вступал в концертах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тамбове, Липецке и других городах.

  • Владимир Байков

    Лауреат международных конкурсов, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой. Приглашённый солист Большого театра России.

    Выпускник Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева по специальности «кибернетика химико-технологических процессов». Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по специальности «сольное пение».

    Лауреат международных конкурсов Мирьям Хелин (Хельсинки, 1999), Марии Каллас (Афины, 2001), королевы Сони (Осло, 2003), королевы Елизаветы (Брюссель, 2006), Георгия Свиридова (Курск, 2001), лауреат премии Фонда Ирины Архиповой (2004), стипендиат Вагнеровского общества Германии (2010).

    В разные годы являлся солистом Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова, оперного театра Санкт-Галлена (Швейцария), Боннской, Гамбургской и Лейпцигской Опер. Гастролировал в таких театрах как Мариинский театр (Санкт- Петербург, историческая сцена и «Мариинский – 2»), Нидерландская опера (Амстердам, Нидерланды), Английская Национальная опера (Лондон, Великобритания), Театр Елисейских Полей в Париже, фестивальный театр Экс-ан-Прованса, Театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина), Королевская опера «Ла Моннэ» (Брюссель, Бельгия), «Лисеу» (Барселона, Испания), Театр-ан-дер-Вин (Вена, Австрия), Большой театр Варшавы (Польша), «Театро Реджо» (Турин, Италия), Театр «Сан-Карлуш» (Лиссабон, Португалия), Финская Национальная опера (Хельсинки, Финляндия), Новая Израильская опера (Тель- Авив, Израиль) и т.д.

    Сотрудничал со многими известными дирижёрами, такими как Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Кент Нагано, Паоло Кариньяни, Даниэле Каллегари, Пласидо Доминго, Юстус Франц, Теодор Курентзис, Кирилл Петренко, Василий Синайский, Джанандреа Нозеда, Хартмут Хэнхен, Туган Сохиев, Вольдемар Нельсон, Казуши Оно, Саулюс Сондецкис, Энох цу Гуттенберг, Яап ван Цведен, Бруно Вайль, Лиор Шамбадал, Эдуард Топчян, Сергей Смбатян, Арам Гарабекян.

    Среди режиссёров – Борис Покровский, Джанкарло дель Монако, Роберт Карсен, Йоханнес Шааф, Тони Палмер, Роберт Уилсон, Андрей Кончаловский, Александр Титель, Клаус Михаэль Грюбер, Саймон Мак Бёрни, Стивен Лоулесс, Карлос Вагнер, Пьер Ауди, Якоб Петерс-Мессер, Юрий Александров, Сильвиу Пуркарете, Вера Немирова, Стефано Пода.

    В репертуаре – партии в операх Вагнера, Вебера, Моцарта, Пуччини, Беллини, Доницетти, Верди, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Вайнберга, Гуно, Бизе, Дворжака, Бартока и многих других.

    Среди ораториальных произведений – сочинения Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Брамса, Шпора, Шёнберга, Форе, Сен- Санса, Берлиоза, Верди, Яначека, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова, Мясковского, Филиппа Гласса и других.

    Как ораториальный и концертный певец выступал на сценах Барбикан-Холл (Лондон), Берлинской, Мюнхенской, Кёльнской филармоний, франкфуртской Альте-Опер, Берлинского Концертхауза, амстердамских залов «Концертгебау» и «Музикгебау», концертного зала BOZAR (Брюссель), Дворца Искусств в Будапеште, филармонии Еревана, Больших залах Московской консерватории и Петербургской филармонии, залах Москонцерта, в различных филармониях и оперных театрах России.

    Камерный репертуар включает песни и романсы русских, немецких, французских, чешских, скандинавских, британских композиторов.

    Среди постоянных партнёров-пианистов – Марина Белашук, Андрей Шибко, Станислав Дяченко, Иван Кощеев, Михаил Аркадьев, Елена Савельева, Яков Кацнельсон.

    Член жюри музыкального форума «Золотой Витязь» (2021).
    Автор автобиографических книг «Полёта вольное упорство» и «Ускользающая гармония».
    Соавтор книги Евгения Нестеренко «Записки русского баса».

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 70 минут
  • Программа

    I отделение

    Чайковский
    Сюита для оркестра №1 ре минор, оp. 43 

    II отделение

    Танеев
    Кантата «По прочтении псалма» для 4 солистов, двойного смешанного хора и оркестра, op. 36

    В программе возможны изменения




Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.