Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова
Дирижёр – Василий Петренко
Алексей Володин, фортепиано
-
Продолжительность
1 отделение 40 минут, 2 отделение 60 минут -
Программа
Метнер
Концерт для фортепиано с оркестром №1
до минор, op. 33
Рахманинов
Симфония №2 ми минор, op. 27
В программе возможны изменения
Замена дирижёра
Дирижёр Петер Феранец не будет принимать участие в концерте.
К созданию фортепианного концерта Метнер обратился сравнительно поздно, первый концерт стал 33-м опусом композитора.
Появление первого концерта в центральный период творчества был закономерным результатом развития метнеровской сонатной формы; прослеживая ее путь от ранних миниатюрных сонат op. 11 к сложным по форме и содержанию сонатам op. 25, 27 и 30, легко убедиться в стремлении композитора раздвинуть рамки своих сонатных сочинений. Об этом свидетельствует также и то, что наиболее крупные и значительные сонаты центрального периода Метнер задумывает вначале как концерты, но в ходе работы меняет замысел.
Круг настроений первого концерта можно обобщенно определить как ярко патетический, достигающий временами подлинной трагедийности. Концерт сочинялся в Москве в годы первой мировой войны. Впечатления от ее грозных потрясений вдохновили Метнера на создание подлинно драматического произведения, по-новому раскрывающего его композиторский облик. Ни в одном из концертов композитор не обращается к столь значительной теме, не достигает такого драматизма. Именно в эти годы Метнер теснее всего соприкасался с русской музыкальной культурой, и круг его жизненных связей был наиболее широким.
Фрагмент из книги Е.Б. Долинской «Николай Метнер»
Став лауреатом ряда престижных международных конкурсов, Алексей Володин начал выступать на самых значимых сценах мира. Сейчас его можно услышать в залах Москвы и Санкт-Петербурга, Консертгебау (Амстердам), Вигмор-холл и Ройял Фестивал-холл (Лондон), Тонхалле (Цюрих), Линкольн-центр (Нью-Йорк), Театр Елисейских полей, зал Плейель и зал филармонии (Париж), барселонский Дворец музыки, Берлинская филармония, Альте Опер (Франкфурт), Геркулес-зал и Гастайг (Мюнхен), Концертхаус (Вена), Ла Скала и Зал Верди (Милан), Сиднейская опера (Австралия), Сантори-холл (Токио) и другие.
Музыкант сотрудничает с известнейшими оркестрами и выдающимися дирижёрами, участвует в крупнейших фестивалях: «Безумный день» в Нанте, BBC Proms в Лондоне, Фестиваль Балтийского моря, Радио Франс в Монпелье, в Ла-Рок-Д’Антероне, Вербье, Люцерне, Руре, Бад-Киссингене, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московский Пасхальный фестиваля – это лишь некоторые из них. Активно выступает с камерными программами. Среди его партнеров по сцене – Квартет имени Бородина, Казальс-квартет, Квартет Модильяни, Кремона-квартет, М. Майский, С. Габетта, Ж. Янсен, Ю. Рахлин. Записи артиста выпущены лейблами Live Classics, ABC Classics, Challenge Records, «Мариинский». Альбом музыки Шопена был удостоен награды Choc de Classica и «пяти звезд» от журнала Diapason.
Алексей Володин – эксклюзивный артист компании Steinway&Sons.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2021 г. ему исполнится 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением А. Гаука и Э. Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011) и Владимир Юровский (2011–2021). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2021 г. художественным руководителем коллектива назначен Василий Петренко.
Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Мюзикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 г. оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За дирижерским пультом коллектива стояли Г. Абендрот, Э. Ансерме, Л. Блех, Н. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, К. Кондрашин, Л. Маазель, К. Мазур, Н. Малько, И. Маркевич, Е. Мравинский, Ш. Мюнш, Г. Рождественский, М. Ростропович, С. Сондецкис, И. Стравинский, А. Янсонс, А. Борейко, А. Ведерников, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, А. Сладковский, Л. Слаткин, Ю. Темирканов, Т. Цетмайр, М. Юровский, Н. Ярви и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали знаменитые музыканты и коллективы, в числе которых певцы И. Архипова, Г. Вишневская, М. Кабалье, С. Лемешев, Е. Образцова, Д. Хворостовский, М. Гулегина, П. Доминго, Й. Кауфман, С. Лейферкус, пианисты Э. Гилельс, В. Клиберн, Г. Нейгауз, Н. Петров, С. Рихтер, М. Юдина, В. Афанасьев, Б. Березовский, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Н. Луганский, Д. Мацуев и Г. Соколов, скрипачи Л. Коган, И. Менухин, Д. Ойстрах, Б. Белкин, М. Венгеров, Г. Кремер, В. Пикайзен, В. Репин, В. Спиваков и В. Третьяков, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман, А. Князев, М. Майский и А. Рудин, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов И. Абдразакова, Д. Алиевой, А. Гарифуллиной, Х. Герзмавы, Д. Корчака, Э. Кульман, Х. Куры, В. Ладюка, Ю. Лежневой, В. Майер, А. Нетребко, Р. Папе и А. Шагимуратовой, пианистов М.-А. Амлена, Л.-О. Андснеса, Р. Бухбиндера, С. Трпчески, Ж.-И. Тибоде и М. Учиды, скрипачей К. Барати, И. Грингольца, А. Ибрагимовой, Л. Кавакоса, П. Копачинской, С. Крылова, Н. Радуловича, Ю. Рахлина, Ю. Фишер, Т. Цетмайра, Н. Цнайдера и П. Цукермана, альтиста М. Рысанова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижёры М. Емельянычев, Д. Матвиенко, М. Стравинский, В. Урюпин и Ф. Чижевский, пианисты А. Гугнин, Л. Дебарг, Ф. Копачевский, Д. Маслеев и Д. Шишкин, скрипачи А. Баева, С. Догадин, П. Милюков и А. Притчин, виолончелист А. Рамм.
Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Delos, Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, BelAir, ICA Classics, Pentatone, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от М. Глинки до И. Cтравинского (дирижёр – Е. Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Дж. Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная - Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, музыкальных фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений А. Вустина, Г. Гладкова, С. Госса, В. Екимовского, Е. Подгайца, С. Слонимского, В. Николаева, О. Раевой, И. Райхельсона, А. Ретинского, А. Чайковского, Т. Шахиди и Ю. Шерлинга, а также российские премьеры произведений Дж. Адамса, Л. ван Бетховена – Г. Малера, Б. Дина, Ж. Гризе, В. Кисина, Д. Куртага, В. Сильвестрова, О. Мессиана, Р. Щедрина, А. Скрябина – А. Немтина, К. Орфа, В. Тарнопольского и К. Штокхаузена; принял участие в XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Греции, Великобритании, Нидерландов, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Румынии, Турции, Китая, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 г. Госоркестр реализовал особый проект по поддержке профессионального композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество коллектива с современными российскими авторами. Первым в истории «композитором в резиденции» оркестра был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 г. носит почётное звание «академический», в 1986 г. он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.
Василий Петренко родился в Ленинграде в 1976 г. Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эса-Пекки Салонена. В 1994–1997 и 2001–2004 гг. был дирижером Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997–2001 гг. – театра «Зазеркалье».
Лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров имени Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге (1997, I премия), IV Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003, II премия) и VI Международного конкурса дирижеров в Кадакесе, Испания (2002, Гран-при).
В 2004–2007 гг. – главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра, в 2009–2013 гг. – главный дирижер Национального молодежного оркестра Великобритании, в 2013–2020 гг. – главный дирижер Филармонического оркестра Осло, в 2006–2021 гг. – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля. С 2015 г. – главный дирижер Молодежного оркестра Евросоюза. С 2021 г. – главный дирижёр Королевского филармонического оркестра в Лондоне и художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова в Москве.
Василий Петренко дирижировал многими ведущими оркестрами России, стран Европы, Японии, Австралии, США. Участвовал в престижных фестивалях в Эдинбурге, Графенегге, Лондоне (BBC Proms), Аспене, Кливленде (Blossom Music Festival), Чикаго (Ravinia) и др.
С 2004 г. дирижер сотрудничает также с оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама» Чайковского), нидерландской Reisopera («Виллисы» Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского), Парижской оперой («Евгений Онегин» Чайковского), Оперой Цюриха («Кармен» Бизе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Баварской государственной оперой («Борис Годунов» Мусоргского), Метрополитен-Опера («Пиковая дама» Чайковского) и другими. В 2010 г. дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале («Макбет» Верди). В Михайловском театре (в 2011–2015 гг. – главный приглашенный дирижер) поставил оперы «Богема» Пуччини, «Летучий голландец» Вагнера, «Кармен» и «Евгений Онегин». С английскими оркестрами осуществил исполнения опер «Тоска» Пуччини, «Парсифаль» и «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди. В репертуаре дирижера – свыше 30 опер.
Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля – альбом с операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича; симфонические произведения Рахманинова (за Вторую и Третью симфонии маэстро был удостоен немецкой премии ECHO Klassik в 2012 г.) и все его фортепианные концерты (солист – Симон Трпчески); концерты и все симфонии Чайковского (запись симфонии «Манфред» удостоена Gramophone Award в 2009 г.). В 2015 г. вышло полное собрание симфоний Шостаковича, снискавшее международное признание. В 2017 г. их дополнили записи фортепианных концертов композитора.
С Филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича (солист – Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского (солистка – Байба Скриде). В 2016 г. вышел альбом с записью музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Релизы 2017–2019 гг. включают произведения Элгара, Стравинского и Римского-Корсакова, записанные с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, и сочинения Скрябина с Филармоническим оркестром Осло. Среди релизов 2020–2021 гг. – записи симфонических поэм Р. Штрауса, симфоний Прокофьева и Мясковского с Филармоническим оркестром Осло, а также произведений Стравинского и Цемлинского с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля.
В 2007 г. Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой артист года», в 2017-м ему вновь вручили эту премию – в категории «Артист года». В 2010 г. он был назван «Артистом года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. В 2021 г. стал обладателем премии BraVo в номинации «Дирижёр года». Петренко стал вторым в истории человеком, которому присудили почетную докторскую степень сразу два ливерпульских вуза – Ливерпульский университет и Ливерпульский университет Хоуп. Музыкант удостоен также звания Почетного члена Университета Джона Мура и звания «Почетный гражданин Ливерпуля».
Помимо концертов с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Королевским филармоническим оркестром в Лондоне, запланировано множество выступлений Василия Петренко с ведущими оркестрами мира, среди которых Оркестр Датского радио, Оркестр Голландского радио, Симфонический оркестр Монреаля, Симфонический оркестр Новой Зеландии, Филармонический оркестр Гонконга, Оркестр NHK (Токио), Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Дрездена, Израильский филармонический оркестр.
Изменения от 26 августа 2021
-
Продолжительность
1 отделение 40 минут, 2 отделение 60 минут -
Программа
Метнер
Концерт для фортепиано с оркестром №1
до минор, op. 33
Рахманинов
Симфония №2 ми минор, op. 27
В программе возможны изменения