Французские дуэты и трио
-
Продолжительность
1 отделение 40 минут, 2 отделение 45 минут -
Программа
I отделение
Морис Равель
Сонатина фа-диез минор, М. 40 (1905). Версия для флейты, альта и арфыСальваторе Шаррино
«Фавн, шепчущий в море» для флейты и арфы (1980)Морис Равель
«Павана на смерть инфанты», М. 19 (1899). Переложение для альта и арфыКарлос Сальседо
«Видение» – этюд №2 для арфы соло из цикла «Пять поэтических этюдов» (1919)
Эрик Сати–Тору Такемицу«Сын звёзд» – прелюдия к I акту
одноименной поэтической драмы Жозефа Пеладана (1891/1975)Оливье Мессиан
«Вода» – II часть из пьесы
для шести волн Мартено «Праздник прекрасных вод».
Переложение для альта и синтезатора (1937)II отделение
Тристан Мюрай
«Вопросы без ответов» для флейты соло (1995)Клод Дебюсси
Соната для флейты, альта и арфы, L 137 (1915)Тристан Мюрай
«Тайный сад» для альта соло (1976)Тору Такемицу
«…и тогда я понял, что это был ветер» – трио для флейты, альта и арфы (1992)
Оксана Сидягина, арфа
Иван Бушуев, флейта
Ирина Сопова, альт
Волшебная кисея, сказочная игра полутонов, загадочный флер – такую удивительную атмосферу создает тембр арфы. Инструмент этот необходим в составе оркестра, для него написаны сольные сочинения, ансамбли. Арфа может заменить рояль, и тогда музыка станет воздушной, эфемерной, неземной.
Этот инструмент в мае прошлого года представила зрителям «Зарядья» Оксана Сидягина – ученица знаменитой арфистки Э.А. Москвитиной, лауреат четырех первых премий международных конкурсов, постоянный гость самых престижных фестивалей арфистов. С 2015 года она является солисткой Персимфанса – оркестра без дирижера, – собравшего, пожалуй, самых ярких музыкальных индивидуальностей Москвы.
Сегодня ее партнеры по сцене – тоже солисты Персимфанса. А также приглашенные солисты лучших оркестров и ансамблей не только России, но и зарубежья. Иван Бушуев вот уже 10 лет играет в Московском ансамбле современной музыки (МАСМ). Он автор музыки к фильмам, автор сольных проектов электронной музыки. Благодаря этому музыканту московская публика и публика других городов России познакомилась со многими сочинениями, только что написанными для флейты или просто не исполнявшимися в нашей стране. При этом Иван – лауреат нескольких конкурсов старинной музыки, участник мастер-классов корифеев исторической исполнительской практики, на лейбле Caro Mitis вышел его совместный с клавесинисткой Ольгой Мартыновой диск с сонатами композитора эпохи барокко Ж.Б. де Буамортье.
Постоянный творческий партнер Сидягиной и Бушуева – Ирина Сопова – лауреат многочисленных международных конкурсов, обладатель различных стипендий и премий. С 2015 года ̶ солистка оркестра musicAeterna, регулярно сотрудничает с ансамблями Opus Posth, Pocket Symphony, МАСМ, Questa Musica, «Мадригал», Персимфанс. В ее репертуаре так же как и у Бушуева, современная музыка и старинная выступают на равных.
Свою программу музыканты назвали «Тайный сад» и рассказали о музыке, которая прозвучит в концерте:
Как свет и момент времени для художников-импрессионистов стали центральным предметом исследования, так для композиторов этим предметом стал звук. Позже, когда восприятие бликов и преломлений изменилось, композиторам так называемой спектральной школы захотелось заглянуть вглубь звука – зайти в «тайный сад».
Говоря «концерт», мы имеем в виду путь, который нам очень хочется пройти вместе со слушателями. 19 января, открывая скрипучую калитку, мы войдем в тайный сад звука и мифических существ, наполненный вопросами, на которые нет ответов; услышим как по-новому композиторы трансформируют образы, созданные еще в античности и переосмысленные на протяжении ХХ века; как Тору Такемицу в своем трио «...и тогда я понял, что это был ветер», будто через призму музыки Оливье Мессиана, дает нам возможность совсем по-другому услышать Сонату Клода Дебюсси, а Тристан Мюрай высвечивает самые отдаленные уголки гармоний и сонорных приемов Мориса Равеля; дуэты Сальваторе Шаррино и Франческо Филидеи погружают нас в едва видимый мир теней и трещин на камнях античных статуй сада.
Импрессионизм и спектрализм в музыке – напрямую связанные течения. Ведь именно ярчайшего из композиторов-импрессионистов – Клода Дебюсси – относят к числу предшественников спектрализма, представителями которого являются Мюрай, Гризе, Дюфур. Спектралисты вдохновлялись произведениями Равеля и Мессиана и не скрывали этого. А для японского композитора Тору Такемицу именно фигура Дебюсси стала одной из тех, кто определил его путь в музыке.
Исследуя на нашем пути самые разнообразные явления, мы по-новому начинаем слышать как музыку, написанную ныне живущими композиторами, так и музыку, созданную уже почти век назад.
-
Продолжительность
1 отделение 40 минут, 2 отделение 45 минут -
Программа
I отделение
Морис Равель
Сонатина фа-диез минор, М. 40 (1905). Версия для флейты, альта и арфыСальваторе Шаррино
«Фавн, шепчущий в море» для флейты и арфы (1980)Морис Равель
«Павана на смерть инфанты», М. 19 (1899). Переложение для альта и арфыКарлос Сальседо
«Видение» – этюд №2 для арфы соло из цикла «Пять поэтических этюдов» (1919)
Эрик Сати–Тору Такемицу«Сын звёзд» – прелюдия к I акту
одноименной поэтической драмы Жозефа Пеладана (1891/1975)Оливье Мессиан
«Вода» – II часть из пьесы
для шести волн Мартено «Праздник прекрасных вод».
Переложение для альта и синтезатора (1937)II отделение
Тристан Мюрай
«Вопросы без ответов» для флейты соло (1995)Клод Дебюсси
Соната для флейты, альта и арфы, L 137 (1915)Тристан Мюрай
«Тайный сад» для альта соло (1976)Тору Такемицу
«…и тогда я понял, что это был ветер» – трио для флейты, альта и арфы (1992)