Top.Mail.Ru
20 мая 2024
  • 19:00
  • Понедельник
  • Большой зал

Энджел Вонг, фортепиано
ГАСО Республики Татарстан
Дирижёр – Александр Сладковский

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 60 минут
  • Программа

    I отделение

    Моцарт

    Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, KV466

    II отделение

    Брукнер
    Симфония № 9

    В программе возможны изменения



Лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Энджел Вонг (фортепиано) и Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением народного артиста России Александра Сладковского представят программу из произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Антона Брукнера.

«В Моцарте я люблю всё <...>. Больше всего «Дон Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка…», – говорил Пётр Ильич Чайковский.

Увертюра к опере «Дон Жуан» (1787) Моцарта откроет первое отделение концерта. Опера «Дон Жуан» на либретто Лоренцо да Понте впервые прозвучала 29 октября 1787 года в Праге. Есть легенда, что Моцарт написал Увертюру к этой опере в ночь перед генеральной репетицией. В Увертюре звучат главные образы оперы: тема возмездия из финала и музыкальный портрет главного героя – непостоянного, темпераментного Дон Жуана, проводящего жизнь в поисках удовольствий.

Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор (1785) впервые прозвучал 11 февраля 1785 года в Вене. Дирижировал и исполнял партию солиста сам Моцарт. Через несколько дней после премьеры отец Моцарта сказал в одном из писем: «[Я слышал] превосходный новый фортепианный концерт Вольфганга <...>». Концертом № 20 восхищался Людвиг Ван Бетховен: как пианист он его исполнял в программах, а также написал к нему каденцию. В Концерте три части: Allegro, Romance, Rondo. Allegro assai. Первая часть, Allegro, отличается драматическим, беспокойным характером. Нежная, лирическая мелодия открывает вторую часть, Romance, однако в серединном эпизоде вновь звучат взволнованные образы. Финал, Rondo. Allegro assai, представляет собой чередование разных тем, которые завершаются ликующей темой в Ре мажоре. Концерт приобрёл особую популярность благодаря фильму «Амадей» (1984).

Симфония № 9 ре минор (1896) Антона Брукнера имеет авторское посвящение «возлюбленному Богу». Брукнер не успел завершить Симфонию, из-за чего существует множество редакций этой музыки. Впервые Девятая симфония прозвучала в Вене в 1903 году. Впечатляют монументальные размеры Симфонии. В первой части, Feierlich, misterioso, происходит становление темы. Композитор будто вслушивается в отдельно взятые звуки и интервалы, предваряя появление главного образа. Вторая часть, Scherzo: Bewegt, lebhaft, отличается причудливым, фантастическим характером. У третьей части, Adagio: Langsam, feierlich, имеется авторское название «Прощание с жизнью». Она начинается с тревожной, напряжённой темы, которую сменяет лирический, безмятежный образ. В финале, Finale: Misterioso, nicht schnell, Брукнер предполагал расположить несколько тем, включая фугу и хорал на тему молитвы Те Deum. Однако так как сохранились только наброски финала, порядок этих тем зависит от выбранной редакции.

  • Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан

    Идея создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову. По инициативе Жиганова и первого секретаря татарского обкома КПСС Табеева в Казань был приглашен дирижёр Натан Рахлин. После смерти Натана Григорьевича в 1979 году с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 году на должность художественного руководителя и главного дирижёра был приглашён народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров, который проработал в татарском оркестре 25 лет. В 2010 году, после смерти Фуата Шакировича, новым художественным руководителем и главным дирижёром был назначен заслуженный артист России Александр Сладковский (народный артист России с 2016 года, народный артист Республики Татарстан с 2020 года, профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова с 2021 года), с которым Государственный симфонический оркестр Татарстана начал 45-й сезон. 18 ноября 2021 года Государственному симфоническому оркестру Республики Татарстан было присвоено звание «Академический». Оркестр был переименован в государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан «Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан» (ГАСО РТ).

    С приходом Александра Сладковского начался новый этап в истории оркестра. Были организованы крупные международные музыкальные фестивали: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, Органный фестиваль, а также фестивали «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас», которые были признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России. Оркестр учредил проект «Достояние республики» для одарённых воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательные проекты для школьников Казани «Детская музыкальная азбука от А до Я» с Артёмом Варгафтиком, «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительные проекты «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.

    В числе творческих партнеров ГАСО РТ были такие известные исполнители и деятели культуры, как Ильдар Абдразаков, Борис Андрианов, Борис Березовский, Игорь Бутман, Аида Гарифуллина, Хибла Герзмава, Вероника Джиоева, Пласидо Доминго, Барри Дуглас, Симона Кермес, Сергей Крылов, Василий Ладюк, Николай Луганский, Миша Майский, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Эдвард Радзинский, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Максим Рысанов, Дмитрий Хворостовский, Николай Цнайдер, Суми Чо, Альбина Шагимуратова и другие.

    Также в разные годы оркестр сотрудничал с дирижёрами, среди которых Юрий Башмет, Владимир Альтшулер, Михаэль Гюттлер, Кен-Дэвид Мазур, Кристофер Мулдс, Андрес Мустонен, Кшиштоф Пендерецкий, Марк Пиолле, Владимир Спиваков, Эрнст Тайс, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Кристиан Ярви, Фредди Кадена и многие другие.

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского – первый российский региональный коллектив, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В 2014 году ГАСО РТ под руководством Александра Сладковского принял участие в фестивале La Folle Journée в Японии. В 2016 году оркестр впервые за всю историю дал концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в Золотом зале Музикферайн (Вена). В декабре 2018 года состоялись первые гастроли ГАСО РТ в Китае, в 2019 году оркестр под управлением Александра Сладковского принял участие в фестивале La Folle Journée во Франции, Японии и в Международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антерон. Также ГАСО РТ и Александр Сладковский побывали с гастролями в Турции (2015), Словакии (2016), Швейцарии (2016, 2017), Германии (2016), Испании (2017, 2020), Дубае (2022), Омане (2022).

    В 2012 году оркестр записал два альбома на лейблах Sony Music и RCA Red Seal, в 2016 году совместно со звукозаписывающей компанией «Мелодия» было реализовано несколько глобальных музыкальных проектов: запись трёх симфоний Густава Малера (№№ 1, 5, 9), а также запись всех симфоний и инструментальных концертов Дмитрия Шостаковича. В мае 2020 года состоялся цифровой релиз бокс-сета «Чайковский-2020» – запись всех симфоний и инструментальных концертов Петра Ильича Чайковского на лейбле Sony Classical, приуроченная к 180-летию со дня рождения великого композитора. В августе 2020 года ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского осуществили запись симфонических произведений Сергея Рахманинова на лейбле Sony Classical. Концерты-презентации бокс-сета «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция» прошли в марте 2021 года в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В июле 2021 года состоялась запись всех симфоний Людвига ван Бетховена и музыки балетов Игоря Стравинского.

    ГАСО РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Александра Сладковского является на данный момент первым и единственным региональным оркестром, который удостоился чести иметь собственный ежегодный абонемент в Московской государственной филармонии.

  • Энджел Вонг

    Энджел Вонг родился в 2003 году в Лос-Анджелесе (Калифорния). В настоящее время обучается в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Трулль).

    Выступал с такими коллективами, как Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова, Московский симфонический оркестр, Мадридский симфонический оркестр «Виртуозы Испании» (Испания), Симфонический оркестр Иркутской филармонии, Владимирский Губернаторский симфонический оркестр.

    Сотрудничал с дирижёрами: Валерием Гергиевым, Алексеем Рубиным, Артёмом Маркиным и другими.

    Принимал участие в Международном фортепианном проекте Pianissimo (Россия), а также в международных музыкальных фестивалях: Rheingau Muzik Festival (Германия),

    American Fine Arts Festival (США), Piano Loop Festival (Хорватия), Pitsunda International Music Festival (Республика Абхазия), Rafael Orozco Piano Festival (Испания), Úbeda Music Festival, ArsLonga Music Festival и других.

    География выступлений артиста охватывает города США, России, Швейцарии, Австрии, Испании, Италии, Хорватии, включая престижные концертные площадки, такие как Карнеги-холл (Нью-Йорк, США), Музикферайн (Вена, Австрия), Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского (Москва), Концертный зал «Мариинка 2», Концертный зал Эрмитажа (Санкт-Петербург).

  • Александр Сладковский

    Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, народный артист Российской Федерации (2016), народный артист Республики Татарстан (2020), лауреат III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева (1999), профессор.

    Александр Сладковский родился в Таганроге. Окончил Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского с золотой медалью и Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора В. А. Чернушенко).

    Как дирижёр дебютировал в оперной студии Санкт-Петербургской консерватории с оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Был главным дирижёром Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. В качестве ассистента был приглашён дирижёром Марисом Янсонсом для постановки оперы Жоржа Бизе «Кармен». Также был приглашён Мстиславом Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки прошли в Санкт-Петербургской консерватории).

    В 2004–2006 годах – главный дирижёр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

    В 2006–2010 годах – дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

    С 2010 года по настоящее время – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан.

    В 2019 году Александр Сладковский был удостоен Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к творчеству композитора и организацию Международного фестиваля «Белая сирень».

    По приглашению ректора Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Александр Сладковский с 2021 года стал профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования.

    В 2022 году Александр Сладковский стал первым обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Дирижёр».

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 60 минут
  • Программа

    I отделение

    Моцарт

    Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, KV466

    II отделение

    Брукнер
    Симфония № 9

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.