Top.Mail.Ru
8 октября 2023
  • 19:00
  • Воскресенье
  • Большой зал

БСО имени П.И. Чайковского
Дирижёр – Жюльен Салемкур
Сюаньи Мао, фортепиано (Китай)

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Брамс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, op. 83

    II отделение

    Брамс
    Симфония № 4

    В программе возможны изменения



Второй фортепианный концерт и Четвёртая симфония Брамса были созданы в 1880-х годах, в период наивысшего расцвета творчества и жизненного успеха композитора. Брамс – признанный мастер, автор многочисленных инструментальных и вокальных сочинений, абсолютная величина в музыкальном мире.

Четырёхчастный фортепианный концерт, как и его автор, эпичен и монументален. Хотя сам Брамс в несколько иных выражениях описывал своё творение. «Хочу рассказать, – сообщал он в письме, – что написал малюсенький такой фортепианный концерт с малюсеньким изящным скерцо…». Наряду с эпичность, масштабом мысли и формы в концерте Брамса присутствуют и романтический порыв, и мечтательность. Финал этой симфонии-концерта – панорама венской музыки, где можно услышать отголоски и австрийской, и венгерской музыки.

Драматургию Четвёртой симфонии музыковед И. Соллертинский назвал «от элегии к трагедии». Устало-задумчиво звучит главная тема, интонационный строй которой заставляет вспомнить о «Неоконченной» симфонии Шуберта. II и III часть имеют нетипичную для этих частей сонатную форму (соната без разработки и рондо-соната) и в динамике развития не уступают первой. В Финале композитор использует ещё более необычную форму вариаций типа пассакальи или чаконы, которые пишет на тему, заимствованную из кантаты Баха № 150 («Тебя алкаю я, Господь»). Переходя от одной вариации к другой, композитор до предела обостряет драматический конфликт. Дирижёр Феликс Вейнгартнер, друг и ученик Листа, авторитетный интерпретатор произведений Бетховена и Брамса, слышал в финале последней симфонии Брамса «настоящую оргию разрушения». 

  • БСО имени П.И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского основан в 1930 как первый оркестр отечественного радио. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным «певучим» колоритом», – говорил о коллективе композитор Г. Свиридов. Оркестру доверяли премьеры своих сочинений Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Чайковский, Свиридов. БСО в разные годы возглавляли Орлов, Голованов, Гаук, Рождественский. В 1974 году художественным руководителем оркестра стал Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
  • Жюльен Салемкур

    Родился в Ганновере в немецко-алжирской семье. Изучал композицию в Ганновере у профессора А. Керпена. Окончил Зальцбургский университет Моцартеум, где учился дирижированию у Ганса-Герберта Йориса и Михаэля Гилена. В возрасте 18 лет начал работать репетитором в Зальцбурге, затем в Лейпциге, Мангейме, Билефельде и Берлине. Был ассистентом дирижёров Кристофа фон Донаньи, сэра Георга Шолти, Михаэля Гилена, Пьера Булеза и Даниэля Баренбойма. С 2000 по 2013 годы был ассистентом Даниэля Баренбойма и капельмейстером в Государственной опере Унтер-ден-Линден в Берлине. В репертуаре дирижёра больше 300 постановок. Маэстро дирижировал в самых престижных театрах и концертных залах мира, таких как: миланский театр Ла Скала, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Опера Земпера в Дрездене, театр «Колон» Буэнос-Айреса, Королевская опера Копенгагена, Королевская опера Стокгольма, Гамбургская государственная опера и другие.

    В 2002 году заменил дирижёра Зубина Мету в Израильском филармоническом оркестре, где дирижировал оперой «Саломея» Рихарда Штрауса, а в 2006 году снова в короткие сроки заменил Даниэля Баренбойма во время всемирной прямой трансляции.

    На протяжении карьеры тесно сотрудничал с Даниэлем Баренбоймом и Эдвардом Саидом в оркестре «Западно-Восточный Диван», а также их музыкально-образовательном проекте на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Проект был направлен на объединение молодых музыкантов Израиля, Палестины и других стран Ближнего Востока для развития диалога, взаимопонимания и сотрудничества посредством музыки. Выступал с такими известными артистами, как Роландо Виллазон, Анна Нетребко, Кристина Шефер, Рене Папе, Симона Кермес, Фабио Сатори и многими другими. Принимал участие в семинарах и мастер-классах для молодых дирижёров в Женевском университете, Королевской музыкальной академии Копенгагена и Берлинском университете искусств.

  • Сюаньи Мао

    Родилась в Китае в 1995 году. Аспирантка Центральной консерватории музыки в Пекине (класс профессора Данвен Вея).

    Лауреат Гонконгско-Азиатского открытого конкурса пианистов (2009 г), Открытого конкурса пианистов Макао-Азии (2010 г), Национального конкурса пианистов колледжей и университетов (2017 г). Участница XVIII Международного конкурса пианистов им. Шопена (Варшава, 2021 г). Выбрана в проект «Лучшие из лучших» в Центральной консерватории музыки. Выступала в Румынском Атенеуме (Бухарест, Румыния), мэрии Гонконга, Концертном зале культурного центра Макао, крупнейших концертных залах Китая: Guangzhou Xinghai, Shenzhen Concert Hall, Xiamen Wuyuan, Steinway Horowitz в Пекине и др.

    В 2022 году завоевала II премию и серебряную медаль по специальности «фортепиано» на I Международном конкурсе имени С. В. Рахманинова в Москве. Была приглашена на Международный научный симпозиум «С.В. Рахманинов и его эпоха», организованный Российским национальным музеем музыки. В июне 2023 года завоевала IV премию на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Выступала в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале Варшавской филармонии, Румынском атенеуме, Мэрии Гонконга, Концертном зале Культурного центра Макао, Концертном зале Синхай в Гуанчжоу, Шэньчжэньском концертном зале, Большом театре Ичан, Пекинском концертном зале Steinway Horowitz и других. Исполняла фортепианные концерты с такими оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Сычуаньской консерватории.

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
  • Программа

    I отделение

    Брамс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, op. 83

    II отделение

    Брамс
    Симфония № 4

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.