Top.Mail.Ru
10 июня 2023
  • 18:00
  • Суббота
  • Большой зал

«Сон в летнюю ночь»

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
Музыкально – литературная фантасмагория по Шекспиру на музыку Мендельсона
Оркестр MUSICA VIVA
Дирижёр – Александр Рудин
Вокальный ансамбль ARIELLE

Художественное слово – Александр Арсентьев, Анна Гарнова

1-й эльф – Варвара Федотова, сопрано
2-й эльф – Алёна Парфёнова, сопрано


Одна из самых ярких пьес Шекспира – комедия «Сон в летнюю ночь» – написана предположительно в 1595 или 1596 годах. Относящаяся к раннему периоду творчества великого английского драматурга, комедия пронизана редким для Шекспира сказочным колоритом, поэзией светлых юношеских чувств. Она отличается оригинальностью сюжета, сочетающего несколько самостоятельных линий. Летняя ночь — это ночь на Ивана Купалу (24 июня), когда, по народным поверьям, человеку открывается фантастической мир: заколдованный лес, населённый воздушными эльфами и феями с царем Обероном, царицей Титанией и проказником Паком. Эльфы вмешиваются в жизнь людей, кружат головы влюблённым. Но и драматические, и комические перипетии приходят к счастливому концу, и в финале на пышной свадьбе правителя страны сочетаются браком ещё две юные пары. Простодушные и грубоватые ремесленники веселят гостей античной любовной трагедией, превращая ее в фарс. Одного из них, ткача Основу, проказник Пак наделяет ослиной головой, и тот обнаруживает в своих объятиях царицу эльфов.

Комедия «Сон в летнюю ночь» является одной из самых популярных пьес Шекспира, входящих в репертуар театров всего мира.

Главную прелесть для юного Мендельсона составляла волшебная сторона комедии Шекспира, созданный им сказочный мир. 17-летний композитор за месяц сочиняет увертюру, о которой Шуман напишет: «… расцвет юности чувствуется здесь как, может быть, ни в одном другом произведении композитора, – законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлёт». 17 лет спустя после написания увертюры Мендельсон – прославленный композитор, пианист и дирижёр, руководитель симфонических концертов Королевской капеллы и хора Домского собора в Берлине – вновь обратился к пьесе «Сон в летнюю ночь». Комедия Шекспира ставилась ко дню рождения прусского короля Фридриха-Вильгельма IV: премьера спектакля состоялась 14 октября 1843 года в театральном зале Нового дворца в Потсдаме, а 4 дня спустя – в Шаушпильхаузе в Берлине. Успех был огромным – именно благодаря Мендельсону. Никогда ещё музыка не способствовала в такой степени популярности шекспировской пьесы.

В Зале Зарядье это удивительное творение двух гениев предстанет в современном концертном исполнении прекрасным творческим ансамблем: ведущий актер Театра им. Пушкина Александр Арсентьев, молодая актриса Театра Моссовета Анна Гарнова, Вокальный ансамбль Arielle под управлением Эльмиры Дадашевой, Московский камерный оркестр MUSICA VIVA под управлением Александра Рудина. Исполнители сознательно выбрали путь воссоздания театрального действа исключительно выразительностью художественного слова (текст в переводе Щепкиной-Куперник и Пастернака) в переплетении с музыкой. Лишь смены светового фона указывают на место происходящих сказочных фантасмагорий, усиливая выразительность текста и музыки.

  • MUSICA VIVA

    История оркестра ведёт отсчёт с 1978 года, когда скрипач и дирижёр Виктор Корначев основал ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников Московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя MUSICA VIVA (живая музыка – лат.). Под его руководством оркестр достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.

    Сегодня MUSICA VIVA – это уникальный творческий почерк и универсальность. Оркестр феноменально ориентируется в исполнении музыки самых разных стилей и жанров. В программах оркестра есть общепризнанные шедевры, но значительную часть составляют музыкальные редкости. Коллектив, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии – «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлечённые из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

    Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение незаслуженно забытых произведений: в исполнении оркестра впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет коллективу на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова, А. Маноцкова, А.Головина, С.Ахунова, и других.

    В течение последнего десятилетия MUSICA VIVA успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижёров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы и оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», оперы: «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (в парижской редакции 1774 г.), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва, «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». В рамках Генделевского фестиваля, который состоялся в Москве в Концертном зале им. Чайковского в сентябре 2021 г. Musica viva исполнила ораторию «Теодора» (дирижёр – Александр Рудин) и Псалом Dixit Dominus (дирижёр – Андреас Шперинг) с международным составом солистов и вокальным ансамблем INTRADA.

    Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика. Его основу составила музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходила молодёжная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Уникальный цикл «Парижские и Лондонские симфонии Й.Гайдна и концерты» состоялся в Камерном зале Московского международного Дома музыки с 2018 - 2021 г.г. Шаг за шагом открывался почерк гениального композитора в его поздний период (1790 г.г.). Попутно московская публика знакомилась с новыми именами молодых талантливых солистов. В сезоне 2022-23 открывается цикл «Йозеф Гайдн. Буря и натиск», в котором Оркестр продолжит открывать слушателям Симфонии композитора 70-х годов 18 века.

    MUSICA VIVA привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и др. С оркестром выступал всемирно известный хор Collegium Vocale, (Гент, Бельгия) и Государственный хор «Латвия».

  • Вокальный ансамбль ARIELLE

    Коллектив объединяет талантливых и увлечённых молодых людей, выпускников лучших музыкальных вузов России. В вокальной манере ансамбля органично сочетается европейская легкость и графичность голосоведения с исконно русской насыщенностью тембра.

    ARIELLE регулярно принимает участие в программах ведущих концертных залов Москвы (Московская консерватория, Крокус Сити Холл, ММДМ, Концертный зал Центра Павла Слободкина, Концертные залы Российского национального музея музыки, Лютеранский собор Петра и Павла, Дом Гоголя, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Третьяковская галерея и др.), выступал на сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, Детского музыкального театра им. Н. Сац. В 2017 и 2018 годах ансамбль принял участие в Международном фестивале «Московская весна a cappella» в качестве почетных гостей фестиваля.

    В 2019 году на торжественном открытии футбольного стадиона «Динамо» в Москве ARIELLE исполнил гимн клуба, написанный специально к этому событию композитором Николаем Арутюновым. В этом же году состоялись гастроли коллектива во Францию в рамках культурно-просветительского проекта «Александр Невский».

    В 2020 году ансамбль был приглашён в Суздаль, где с успехом выступил на VII Всероссийском фестивале духовной музыки «Лето Господне» с сольной программой.

    Ярким событием в культурной жизни столицы стал показ спектакля «Аллюки» композитора Э. Низамова и режиссера Т. Имаметдинова в рамках конкурсной программы театрального фестиваля «Золотая маска», где ARIELLE принял активное участие.

    Коллектив является участником масштабного театрального фестиваля «Видеть музыку» (2020), а также резидент–хором Оперно-симфонической лаборатории New Opera World – 2021. В составе команды Montecci vs Opera ансамбль ARIELLE дважды номинировался на Театральную премию «Онегин» (2019, 2021гг.).

    Ансамбль сотрудничает с ведущими оркестрами и музыкантами, среди них: Московский государственный симфонический оркестр, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Российский национальный молодежный оркестр, Московский камерный оркестр MUSICA VIVA, Московский камерный оркестр Центра Павла Слободкина и др.

    Коллектив связывает теплая творческая дружба с маэстро Фридером Берниусом (Германия), Хором Академии хорового искусства им. В.С. Попова под руководством Алексея Петрова, известным московским композитором Антоном Висковым, молодыми композиторами Эльмиром Низамовым, Алиной Небыковой, Денисом Писаревским, органистами Константином Волостновым, Олесей Кравченко, Марией Черепановой, Екатериной Спиркиной, популярным рок-музыкантом и композитором Николаем Арутюновым, режиссёром Елизаветой Корнеевой, музыковедом Ксенией Супоницкой и многими другими.

    В репертуаре коллектива – музыка эпохи Возрождения и барокко, духовные сочинения, русская и европейская классика, сочинения современных композиторов, народные песни и многое другое. Ансамбль успешно участвует в исполнении кантатно-ораториальных жанров и оперы. Широта исполнительских возможностей ансамбля и мобильность его состава позволяет обращаться к произведениям различных форм, стилей и жанров, постоянно пополнять и расширять репертуар и выглядеть органично в любых концертных программах.

  • Александр Арсентьев

    Заслуженный артист России. Окончил Школу-студию МХАТ в 1999 году (курс О. Ефремова). Был принят в труппу МХАТа, где дебютировал в спектакле «Маленькие трагедии» (Альберт). Играл в спектаклях «Пролётный гусь», «Сонечка», «Лесная песня», «Сирано де Бержерак» и др. С 2001 года – актёр труппы театра имени А. С. Пушкина. Его первые роли в театре – Печорин в спектакле Михаила Мокеева «Зовите Печориным» и Меркуцио в спектакле Романа Козака «Ромео и Джульетта».

    Исполнил роль герцога Орсино в спектакле Деклана Доннеллана «Двенадцатая ночь» (Международная конфедерация театральных союзов). В мюзикле «Чикаго» (Стейдж Энтертейнмент) исполнил роль Билла Финна. В кино Александр Арсентьев дебютировал в 1998 году, сыграв роль поручика Сокольского в многосерийной киноленте «Чехов и Ко».

    Снимался в фильмах: «Марш Турецкого», «МУР есть МУР», «Атлантида», «Тяжелый песок», «Новая жизнь сыщика Гурова», «Институт благородных девиц», «Любовь по расписанию», «Государыня и разбойник», «Танго с ангелом», «Новогодняя жена», «Поцелуй в голову», «Под небом Вероны», «Адъютанты любви», «Юрочка», «Ангелина», «Почти семейный детектив».

    Работал с режиссёром Владимиром Хотиненко в фильме «Бесы», с Верой Сторожевой в нашумевшем сериале «Шифр» для Первого канала, снимался у Егора Баринова в сериале «Светлана».

    В марте 2023 года актёр принял участие в специальном проекте Общественного телевидения России (ОТР) «Страна поэтов», где прочитал для зрителей стихотворение Александра Пушкина «Желание славы». Один из последних телевизионных проектов актёра – документальный фильм «Звучащее слово. Жанр высокий и беззащитный».

  • Анна Гарнова

    Окончила Высшее театральное училище им. Щепкина в 2003 году (курс Н. Н. Афонина). С 2003 года – актриса театра имени Моссовета.

    Играла в спектаклях: «Белая гвардия» (Дама), «Милый друг» (Полетт), «Сирано де Бержерак» (Сестра Клара, Буфетчица), «Муж, жена и любовник» (Дочь Захлебинина), «Серебряный век» (Кира Августовна), «Дама! Дама! Еще дама!..» (Лиза, Марфа), «Роковая опечатка» (Полина), «Прихоти любви, или капризы Марианны» (Марианна), «Ошибки одной ночи» (Констанция Невиль), «Ревизор» (Жена Ляпкина-Тяпкина), «Царство отца и сына» (Наталья), «Предбанник» (Эльвира, она же Магдалена), «Полонез, или Вечер абсурда» (Лодейнопольская), «Машенька» (Клара), «Римская комедия (Дион)» (Лоллия), «Встречайте, мы уходим» (Клара).

    С 2007 года преподаёт дисциплину «Мастерство актера» в ВТУ им. М. С. Щепкина.

    В качестве режиссёра-педагога выпустила спектакли: «С любимыми не расставайтесь» (2011), «Обыкновенное чудо» (Корейская студия, 2018) и «Сон в летнюю ночь (Дипломный спектакль Мастерской Б.В. Клюева, Якутская студия, спектакль идет на якутском языке, 2022).

    Играла в спектакле Театрального агентства «Арт-партнёр – XXI» «Полёты с ангелом. Шагал» (Ангел, Белла, Антуанетта). Снималась в кино - и телефильмах: «Девочка с севера», «Жизнь – поле для охоты», «Трое сверху», «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований-2», «Слуга государев», «Александровский сад – 3», «Охота на Берию», «Пыльная работа», «Любопытная Варвара», «Личное дело», «Под каблуком», «Чёрная кошка», «Совсем чужие».

     

     

     

     

     

     

  • Продолжительность

    2 отделения по 45 минут
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.