Top.Mail.Ru
26 июня 2024
  • 19:00
  • Среда
  • Большой зал

Сергей Давыдченко, фортепиано
Московский государственный
академический симфонический оркестр
Дирижёр – Антон Шабуров

  • Продолжительность

    1 отделение – 40 минут, 2 отделение – 30 минут
  • Программа

    I отделение

    Прокофьев
    Уральская рапсодия из балета «Сказ о каменном цветке», op. 128

    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, оp. 26

    II отделение

    Чайковский
    Симфония № 2 до минор «Малороссийская», ор. 17



Музыку Петра Ильича Чайковского (1840–1893) и Сергея Сергеевича Прокофьева (1891–1953) многое объединяет. Каждый из них подарил миру замечательные произведения на сказочные сюжеты и по-новому отразил фольклор в своём творчестве. Примером этому могут послужить Уральская рапсодия из балета «Сказ о каменном цветке» (1951) и Третий фортепианный концерт (1921) Прокофьева, а также Вторая симфония (1872) Чайковского.

Идея написать балет «Сказ о каменном цветке» пришла к Прокофьеву после прочтения книги «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова. В работе над либретто композитору помогла его жена Мира Мендельсон и балетмейстер Леонид Лавровский. В балете они объединили сказы Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер», «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка». Сам же Прокофьев изучал музыкальный фольклор Урала. В некоторых номерах он использовал подлинные народные песни: например, в Уральской рапсодии (1951) из шестой картины балета, рисующей картину народного веселья.

Очарование русского фольклора ощущается и в Третьем концерте для фортепиано с оркестром (1921). Эта музыка богата контрастами: задушевную лирику сменяет добродушный гротеск, нежный свирельный напев – виртуозные всплески пассажей. Когда Прокофьев исполнил Концерт во Франции, поэт Константин Бальмонт посвятил ему стихотворение «Третий концерт». В нём он сравнил эту музыку с «ликующим пожаром», а о самом композиторе сказал: «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…».

Не менее солнечна по характеру Вторая симфония (1872) Петра Чайковского. Композитор написал её в имении родной сестры Каменке на юге Российской Империи, тогдашней Малороссии. Там же шесть лет спустя он закончил знаменитый «Детский альбом». Природа Каменки, заведённый там быт вдохновляли Чайковского. Всегда внимательный к музыкальному фольклору, композитор обратил внимание на малороссийскую песню «Журавель», мелодия которой стала основной темой финала Второй симфонии. Это послужило причиной тому, что современники назвали Симфонию «Малороссийской». Впервые Вторая симфония прозвучала 7 февраля 1873 года в Москве (дирижёр Николай Рубинштейн).

  • Сергей Давыдченко

    Родился в станице Александрийской Ставропольского края.

    Обучался на подготовительных курсах при ГБПОУ СК «Ставропольском краевом музыкальном колледже им. В.И Сафонова» (Минеральные Воды) в классе Левадной Татьяны Борисовны.

    В 2017 году поступил в Среднюю специальную музыкальную школу (колледж) при Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова в класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора кафедры специального фортепиано консерватории, Осипенко Сергея Ивановича.

    В 2022 году поступил в Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова в класс того же педагога.

    Принимал участие в XI Международном юношеском конкурсе пианистов имени В.И. Сафонова (Пятигорск, 2015), Х Международном конкурсе молодых пианистов имени Караманова (Симферополь, 2015, I премия), XI Международном конкурсе фортепианной и ансамблевой музыки «Путь к мастерству» (Ростов-на-Дону, 2016), XII Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2016, I премия, приз зрительских симпатий), IV Международном конкурсе юных пианистов Astana Piano Passion (Астана, 2017, I премия, сертификат на участие в проектах Дениса Мацуева), V Всероссийского телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица» (Москва, 2018), XVIII Всероссийских молодёжных Дельфийских игр России (Ростов-на-Дону, 2019, I премия), III Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (Москва, 2021, Гран-при).

    В 2023 году стал обладателем I премии XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

    Многократный участник таких музыкальных фестивалей, как «Звёзды на Байкале», «Лики современного пианизма» (Санкт-Петербург, 2017), «Звёзды белых ночей» (Санкт-Петербург, 2018 и 2021), «Белая сирень» (Казань, 2019, 2021), Alma mater (Суздаль, 2019, 2023), «Музыкальный Олимп» (Санкт-Петербург, 2021), Creschendo (Сочи, 2023), «Диалог поколений» (фестиваль по разным городам России), «МОСТ» (Ростов-на-Дону, с 2018 года) и многие другие.

    Выступал в Большом зале Московской государственной консерватории, концертном зале имени П.И. Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Концертном зале Мариинского театра, в Мариинском-1 и в Мариинском-2, а также на многих других концертных площадках России и мира.

    В августе 2023 выступил в гала-концерте «Ночь Чайковского» с ГСО «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета (Клин).

    В сентябре 2023 выступал на открытии IV Всероссийского конкурса по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» с Академическим симфоническим оркестром МГАФ под управлением Юрия Симонова (Красноярск).

    Неоднократно выступал в Санкт-Петербурге с оркестром Мариинского театра под управлением директора и художественного руководителя театра Валерия Гергиева. Также выступал с такими дирижёрами, как Александр Сладковский, Дмитрий Юровский, Антон Шабуров, Валерий Платонов, Юрий Ткаченко, Алексей Рубин, Эйюб Кулиев, Димитрис Ботинис, Кристиан Кнапп, Андрей Аниханов, Игорь Мокеров и многие другие.

  • Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. Первым главным дирижёром коллектива стал Лев Штейнберг. После него этот пост занимали Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был Павел Коган. Визитной карточкой коллектива стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений композиторов Брамса, Бетховена, Шуберта, Малера, Брукнера, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина и других композиторов. Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции.
  • Антон Шабуров

    Антон Шабуров родился в Екатеринбурге. Окончил Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского и Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, а также ассистентуру-стажировку при Московской консерватории в классе народного артиста СССР, профессора Геннадия Рождественского.

    Профессиональное мастерство Антона Шабурова подтверждают победы на международных конкурсах Jeunesses musicales в Бухаресте (Румыния, I премия), имени Мендельсона в Салониках (Греция, I премия), а также на Всероссийском конкурсе имени И.А. Мусина (Кострома, Гран-при и приз зрительских симпатий).

    С 2021 года Антон Шабуров – художественный руководитель и главный дирижёр Ростовского академического симфонического оркестра. За время работы в этой должности провёл фестивали, посвящённые творчеству Александра Скрябина и Сергея Рахманинова, а также Третий международный фестиваль «Мост» (2023). Под управлением Антона Шабурова оркестр выступал в Концертном зале Мариинского театра (Санкт-Петербург), а также в республике Беларусь (Минск, Витебск).

    В качестве приглашённого дирижёра выступал с ведущими российскими и зарубежными коллективами, среди которых Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Московский государственный академический симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Новосибирский академический симфонический оркестр, Уральский молодёжный симфонический оркестр, Филармонический оркестр имени Джордже Энеску (Бухарест, Румыния), Филармонический оркестр имени Золтана Кодай (Дебрецен, Венгрия), Симфонический оркестр города Гроссето (Италия), Симфонический оркестр города Салоники (Греция), Молодёжный симфонический оркестр Берлина (Германия).

    В 2022 году Антон Шабуров дирижировал Симфоническим оркестром «Новая Россия» на Международном конкурсе имени С.В. Рахманинова, исполнив сочинения конкурсантов в номинации «композиция».

    В 2017–2020 годах Антон Шабуров являлся художественным руководителем и главным дирижёром Дальневосточного академического симфонического оркестра (Хабаровск). За время работы молодого дирижёра существенно расширился репертуар ДВАСО, впервые в Хабаровске прозвучал целый ряд ранее не исполнявшихся сочинений Шостаковича, Прокофьева, Черепнина, Шнитке, Бриттена, Вила-Лобоса. В октябре 2018 года ДВАСО под руководством Антона Шабурова успешно выступил на V Симфоническом форуме России в Екатеринбурге.

    С 2017 года Антон Шабуров – постоянный приглашённый дирижёр Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток). В 2018 году по приглашению Валерия Гергиева дирижировал симфоническим оркестром Приморской сцены Мариинского театра на III Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» Владивосток.

    В марте 2019 года Филармонический оркестр города Тыргу-Муреш (Румыния) избрал Антона Шабурова своим главным приглашённым дирижёром.

    Среди сценических партнёров Антона Шабурова такие музыканты, как Юрий Башмет, Николай Луганский, Александр Князев, Екатерина Мечетина, Александр Гиндин, Вадим Руденко, Никита Борисоглебский, Сергей Догадин, Александр Рамм, Вероника Джиоева и другие.

  • Продолжительность

    1 отделение – 40 минут, 2 отделение – 30 минут
  • Программа

    I отделение

    Прокофьев
    Уральская рапсодия из балета «Сказ о каменном цветке», op. 128

    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, оp. 26

    II отделение

    Чайковский
    Симфония № 2 до минор «Малороссийская», ор. 17

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.