Top.Mail.Ru
Концерт онлайн
13 декабря 2023
  • 20:00
  • Среда
  • Большой зал

Сергей Ахунов
Балет «Литургия»

  • Продолжительность

    70 минут без антракта
Премьера

Театр современного танца «Каннон Данс» 
Хореограф – Ольга Цветкова

Вокальный ансамбль Intrada
Художественный руководитель и дирижёр – Екатерина Антоненко

OpensoundOrchestra
Дирижёр – Станислав Малышев

Художник – Сергей Илларионов

Литургия в изначальном значении слова – служение частных граждан на благо общества, осуществлявшееся за их собственный счёт и не имевшее никакого воздаяния, кроме благодарности и уважения.

Предыстория:
Несостоявшаяся постановка Мясина (1915 – 1917) в рамках Дягилевской антрепризы, известная в первую очередь эскизами костюмов работы Натальи Гончаровой.

Изначально предполагалось поставить балет в стиле византийских мозаик, причём для усиления атмосферы литургии балет должен был проходить без музыки.

Впоследствии Дягилев убедился в ошибочности подобного замысла и привлек к работе Игоря Стравинского, который должен был написать музыку и который, после непродолжительных колебаний, за эту работу не взялся.

В итоге музыка балета не была написана – постановка не состоялась.

История настоящего времени:
Московский композитор Сергей Ахунов с 2020 по 2023 годы работает над балетом «Литургия», в котором сочетаются элементы древнерусского строчного пения, аллюзии на музыку Стравинского и элементы театрального действа (перформанса).

Сергей Ахунов о работе над музыкой:
«Работая над «Литургией», я сразу же столкнулся с очевидной проблемой: «литургия» в моем понимании слова не предполагает очевидных контрастов или конфликтов, свойственных любому искусству вообще. Пытаясь выстроить драматическую форму, я всякий раз убеждался, что те приёмы, которыми обычно этот контраст достигается, неуместны в данной музыке. Я был готов оставить замысел, когда вдруг пришла идея использовать принцип строчного пения, который был распространён в Русской Православной церкви в XVII веке. Этот принцип, звучащий для «неискушённого уха» как диссонанс, не имеет ничего общего с принципом контрапункта, на котором базируется вся европейская традиция. Совмещая приёмы строчного пения с контрапунктом, я нашёл то, что искал, а именно, нужный мне драматизм без нарочитой «борьбы противоположностей». С того момента работа пошла очень быстро, и я закончил музыку практически за 3 месяца.

Эта постановка не является балетом в традиционном смысле слова. Это, скорее, действо, в которое помимо танцоров включаются другие участники, находящиеся на сцене. И главная задача не воссоздание православной церковной литургии, а отображение её красоты и глубинных смыслов посредством музыки и танца».

  • OpensoundOrchestra

    OpensoundOrchestra объединяет молодых и талантливых музыкантов, которые горят желанием исполнять новую, редкую, неизвестную широкой публике музыку. Коллектив основали в 2018 году скрипач и дирижёр Станислав Малышев и виолончелистка Ольга Калинова. Название коллектива – это метафора безграничного разнообразия музыки и возможностей открытия её слушателю. OpensoundOrchestra исполняет российскую и зарубежную современную музыку разных жанров. Одно из приоритетных направлений коллектива – исполнение сочинений молодых композиторов. Солисты оркестра уделяют много времени также и камерному музицированию и выступают в разных составах – от дуэта до октета. В дискографии оркестра – записи на лейблах «Мелодия» и Donemus Publishing.

  • Станислав Малышев

    Станислав Малышев – российский скрипач и дирижёр, доцент Московской

    Консерватории, первая скрипка квартета и концертмейстер ансамбля

    «Студия новой музыки». За время работы дирижёром (с 2017 года) под его руководством прозвучали российские премьеры сочинений Габриэля Прокофьева, Павла Карманова, Йоханна Йоханнсонна и других композиторов на концертных площадках Москвы: Зала Зарядье, Колонного зала Дома союзов, культурного центра ДОМ. В 2018 году создал оркестр современной музыки OpensoundOrchestra, с которым выступает как дирижёр и солист, записывает музыку к кино, сотрудничает с молодыми композиторами и мэтрами российской музыкальной сцены.

  • Театр современного танца «Каннон Данс»

    Театр современного танца «Каннон Данс» был основан Натальей и Вадимом Каспаровыми в 1997 году и за эти годы воспитал несколько поколений хореографов и артистов. С самого начала своей деятельности и по настоящее время активно развивает и популяризирует современный танец как в Санкт-Петербурге, так и в России. «Каннон Данс» организатор более 50 различных международных фестивалей, включая старейший и самый крупный в России фестиваль современного танца – OPEN LOOK. В мастер-классах и творческих лабораториях «Каннон Данс» приняли участие более 600 российских и зарубежных педагогов. Компания шесть раз была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Коллектив неоднократно принимал участие в международных фестивалях современного танца в Финляндии, Эстонии, Армении, Нидерландах, Швеции, Италии, США, Германии, Польше и др.

    В 2022 году «Каннон Данс» получил городскую поддержку и вошел в состав Петербург-концерта. В течение 2022-2023 года компания выпустила 8 премьер: «Спектакль номер один» на музыку The Beatles и «Черный сад» в постановке Валерии Каспаровой, «Куб невыразимый» в постановке Игора Кирова (Северная Македония) и «вкл/выкл» в постановке Иваны Балабановой (Северная Македония), «Лоскутное одеяло» на музыку С.Чигадаева, «БАР.ОКО» в постановке Лоранда Закара (Венгрия), «Стереоскопический танец» (Б.Коуи (Великобритания), «Бессердечность» в постановке Лилит Акопян (Армения, Германия).

    Наталья и Вадим Каспаровы - основатели «Санкт- Петербургского Дома танца «Каннон Данс». Авторы уникальной программы обучения современному танцу в системе среднего профессионального образования созданную для «Академии танца Бориса Эйфмана». Основатели фестивалей OPEN LOOK, КИНОТАНЕЦ, DANCE 4 KIDS, DANS NEDERLANDS, «ПЛАСТИКА СЛОВА» и др.

  • Ольга Цветкова

    Ольга Цветкова – хореограф, режиссёр, художественный руководитель «Академии нового танца» в Санкт-Петербурге. В России работала танцовщицей в проекте Саши Пепеляева «Кинетик». Обучалась в School for new dance development (SNDO, Амстердам) на отделении хореографии и создания спектаклей современного танца. Её работа Repose, поставленная в соавторстве с хореографом Алиссой Шнайдер и композитором Renzo van Steenbergen была отобрана крупнейшей европейской танцевальной сетью «Aerowaves» и показана в 2014 году на фестивале Springforward. В этом же году выпустила работу в Центре им Вс. Мейерхольда («Моменты» в сотрудничестве с М. Дурненковым, В. Горлинским и О. Макаровым). В 2016-2017 годах являлась резидентом Dansateliers (Роттердам). В 2017 году закончила магистерскую программу по режиссуре в Амстердаме (DAS theatre, Amsterdam school of arts) и являлась стипендиатом программы DANCEWEB scholarship 2017 (Вена). С 2018 по 2022 год работала куратором программы по современному танцу в Доме культуры «ГЭС-2» в Москве (V-A-C foundation). В 2019 году вместе с композитором Антоном Светличным, группой перформеров и камерным оркестром выпустила современный балет «Крик о тишине. Дао Дэ Цзин» в клубе Mutabor. В этом же году ставит спектакль «Human after all» для танцевальной компании Norrdans в Швеции. В 2021 году вместе с Теодором Курентзисом поставила современный балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси (musicAeterna, Дом Радио), а также начала работать как представитель (эксперт) от России в европейской танцевальной сети Aerowaves. В 2022 году поставила танцевальный перформанс Soulwhirl на музыку Вангелино Курентзиса (Дом Радио), а также балет – инициацию «Реквием. Соло» на музыку Яниса Ксенакиса и Петра Главатских (Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург). В 2023 году вместе с генеральным продюсером Ксенией Волковой открыла «Академию нового танца» в Санкт-Петербурге (образовательный проект для хореографов).

    Фото Алисса Шнайдер и Екатерина Малыгина

  • Вокальный ансамбль Intrada

    Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко – московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и узнаваемый исполнительский стиль. В 2019 и 2021 годах ансамбль признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими как Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, «Оркестр Века Просвещения», Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман и др. Коллектив неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

    Вокальный ансамбль Intrada с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург (2018), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.

    Изначально специализируясь на исполнении старинной музыки, ансамбль постепенно расширял свой репертуар, зарекомендовав себя как один из наиболее универсальных певческих коллективов.

    Важное направление деятельности ансамбля – возрождение музыки русского барокко. INTRADA в сотрудничестве с ведущими российскими музыковедами впервые исполняет сочинения Василия Титова, Василия Гусева, Герасима Завадовского и др.

    Вокальный ансамбль Intrada осуществляет премьеры сочинений XX-XXI веков, среди них российские премьеры сочинений Стива Райха, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо, Мередит Монк и др. В 2014 году Екатерина Антоненко и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии The Tallis Scholars, Intrada и Юлии Лежневой. Коллектив является первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Алексея Сысоева, Ивана Муди и др.

    В 2021 вокальный ансамбль Intrada стал лауреатом I степени Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».

  • Продолжительность

    70 минут без антракта
Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.