Top.Mail.Ru
27 июня 2023
  • 19:00
  • Вторник
  • Большой зал

Рахманинов, Свиридов, Стравинский

  • Продолжительность

    1 отделение 50 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Рахманинов
    Сюита № 1 (Фантазия) для двух фортепиано, op. 5

    Сюита № 2 для двух фортепиано, op. 17

    II отделение

    Свиридов
    «Три старинные песни Курской губернии» для смешанного хора и ансамбля

    Рахманинов
    Три русские песни для оркестра и хора, op. 41
    Переложение для двух роялей

    Стравинский
    «Свадебка», Русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных

    В программе возможны изменения

Государственный академический Московский областной хор имени А. Кожевникова
Академический хор русской песни Радио «Орфей».  Дирижёр – Николай Азаров
Борис Березовский, Александр Гиндин, 
Варвара Мягкова, Михаил Турпанов


Солисты:
Варвара Федотова, сопрано
Дарья Хозиева, меццо-сопрано
Станислав Мостовой, тенор
Дмитрий Орлов, бас

Ансамбль Percarus Group в составе:
Михаил Путков
Алексей Бруни
Марина Логинова
Николай Конаков
Матео Ривас 
Дмитрий Машко
Владислав Шумихин

Художественные руководители:
Михаил Путков и Владимир Терехов

Русский вечер в Зале Зарядье начнётся с исполнения Сюит для двух фортепиано № 1 и № 2 Сергея Васильевича Рахманинова. Музыка циклов очаровывает тончайшей звукописью. Каждая часть – отдельная картина-настроение, написанная нежнейшими импрессионистическими красками.

Продолжат вечер «Три старинные песни Курской губернии» для смешанного хора и ансамбля, созданные уроженцем Курской земли Георгием Васильевичем Свиридовым. На протяжении всего творческого и жизненного пути композитор сохранил глубокую связь с родной землёй. Своеобразие курского фольклора в цикле соединяется с собственным музыкальным языком композитора.

Три русские песни для хора и оркестра Рахманинова написаны в 1920-х годах, в период постепенного выхода композитора из творческого кризиса, вызванного эмиграцией. Это своего рода трагическая поэма, в которую композитор вложил свою горячую любовь к оставленной родине, горестные размышления о разлуке и одиночестве.

«Свадебка» Стравинского, которая прозвучит в завершении концерта, закрывает «русский период» творчества Игоря Фёдоровича Стравинского (в тот же период были созданы балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная»). «Свадебку» композитор писал в Швейцарии, Биаррице и Монако. Премьера в постановке хореографа Брониславы Нижинской прошла 13 июня 1923 года в парижском театре Гэте-лирик. Новаторское сочинение, названное Стравинским «Русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных», – фантазия на тему крестьянского свадебного обряда. Композитор использовал подлинный народный, а не литературный стих и беспрецедентный для того времени состав инструментов (четыре рояля, литавры, колокола, ксилофоны наряду с барабанами различных строев и высоты). «Мне стало ясно, что в моем произведении вокальный элемент, в котором звук обусловлен дыханием, найдет лучшую поддержку в ансамбле, состоящем из одних ударных инструментов. Таким образом, я нашел решение моей задачи в оркестре, состоящем из роялей, литавр, колоколов и ксилофонов – инструментов с точным высотным строем, а с другой стороны – из барабанов различных тембров и высоты, то есть инструментов неопределенного строя. Совершенно очевидно, что эта звуковая комбинация явилась следствием необходимости, непосредственно вытекающей из самой музыки «Свадебки», и что у меня отнюдь не было намерения подражать звучаниям, характерным для такого рода народных празднеств, которых, кстати сказать, мне никогда не приходилось ни слышать, ни видеть», – объяснял композитор.

  • Борис Березовский

    Борис Березовский окончил Московскую консерваторию (класс Элисо Вирсаладзе); также занимался частным образом у Александра Саца. Взлёт его творческой карьеры начался в 1987, когда он завоевал IV премию Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания), а в 1990 – I премию и Золотую медаль IX Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. С этого момента Березовский выступает с ведущими оркестрами в лучших залах мира; сотрудничает с известными дирижёрами и артистами. Борис Березовский проводит авторские фестивали, а также является инициатором проектов «Музыка Земли», «Метнер-фестиваль». Участник крупнейших музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Японии и других. Удостоен Премии города Москвы (2015), а также почётного звания «Заслуженный артист РФ» (2016). В обширной дискографии пианиста – около 40 CD и DVD. Под лейблом Teldec он выпустил записи произведений Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. Для фирмы Mirare записал все прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова и его же сочинения для двух фортепиано. Многие записи музыканта удостоены престижных премий, в том числе в 2006 премии BBC Music Magazine.

  • Александр Гиндин

    Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. Учился в Детской музыкальной школе № 36 имени В. В. Стасова (класс К. И. Либуркиной), затем в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс профессора М. С. Воскресенского), которую окончил в 1994 году. В его же классе в 1999 году с отличием окончил Московскую консерваторию. Ещё до поступления в консерваторию, в возрасте 17 лет, стал лауреатом IV премии Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского, а в 1999 году – лауреатом II премии Международного конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. Эти успехи способствовали началу интенсивной концертной деятельности пианиста. В 2007 году Александр Гиндин стал победителем на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США) и получил ангажемент на более чем пятьдесят концертов в США. В 2006 году пианист был удостоен звания «Заслуженный артист России».

    Александр Гиндин является международным художественным руководителем Шведского Королевского Фестиваля – Royal Swedish Festival, в рамках которого ежегодно проводит концерты и с 2010 года арт-директором фестиваля «Приношение Кнушевицкому» в Саратове.

    Александр Гиндин успешно гастролирует в России и за её пределами. Его концерты проходят в лучших залах Бельгии, Великобритании, Германии, Франции, Дании, Израиля, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Японии, Китая, Бразилии, США и других стран.

    Пианист выступал с такими крупными российскими и зарубежными оркестрами, как Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, ансамбль «Виртуозы Москвы», Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Парижский оркестр (Orchestre de Paris), Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Роттердамский симфонический оркестр, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, Salzburg Camerata, Токийский столичный симфонический оркестр, Новый японский филармонический оркестр, Кансайский филармонический оркестр и многие другие коллективы.

    Среди дирижёров, с которыми сотрудничал пианист – Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис; Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви, Джеймс Де Прист, Леонард Слаткин, Луи Лангре, Элиаху Инбал, Артур Фаген, Давид Шаллон, Юозас Домаркас и другие.

    Александр Гиндин – постоянный участник международных музыкальных фестивалей. В их числе российские фестивали «Русская зима», «Звезды в Кремле», «Новый век российского пианизма», «Владимир Спиваков приглашает», «Кремль музыкальный», Международный фестиваль искусств им. А.Д. Сахарова, а также Шведский Королевский фестиваль в Стокгольме, Фестиваль им. Робера Казадезюса в Лилле, Фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре, Летний Международный Фестивал Bad Kissengen Sommer (Германия), Фестиваль классической музыки Folle journee («Безумный день») в Нанте (Франция), Фестиваль Радио Франс, фестиваль «Восходящие звезды» (Польша), «Дни русской культуры в Моравии» (Чехия), Рурский фортепианный фестиваль (Германия), Летний фестиваль в Охриде (Македония), Летний фестиваль в Дубровнике (Хорватия), Международный фортепианный фестиваль в Шанхае (Китай), фестивали в Эхтернахе, Ла Рок Д'Антерон, Брюсселе, Лиможе, Лилле, Кракове, Риме, Синтре, на Сицилии и другие.

    Александр Гиндину принадлежит оригинальная фортепианная транскрипция хореографической поэмы для оркестра «Вальс» Мориса Равеля, изданная в Токио в 2001 году и в Санкт-Петербурге в 2008 году. Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Швеции, Франции, Люксембурга, Польши, США, Японии. Им записано 24 компакт-дисков в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, «Русский сезон» (российский партнер Le Chante du Monde) DML, CD Accord, Naxos и другие.

  • Варвара Мягкова

    Варвара Мягкова – настоящая сенсация в музыкальном мире. Долгое время имя пианистки, лауреата Всесоюзного конкурса (1992) и Международного конкурса в Андорре (2002), было известно лишь узкому кругу. Коллег-музыкантов и любителей фортепианной музыки покорили видеозаписи её выступлений, размещённые в социальных сетях. С 2019 года сольная карьера пианистки развивается стремительно и триумфально, чему, в первую очередь, способствовали скрипач Роман Минц и пианист Борис Березовский.

    Варвара родилась в Москве в семье художников. Окончила Специальную музыкальную школу им. Гнесиных и Московскую консерваторию. На протяжении многих лет работала на радио и телевидении как концертмейстер Большого детского хора ВГТРК.

    С 2000 года пианистка выступает как с сольными программами, так и в качестве ансамблиста и концертмейстера. Принимала участие в фестивалях «Летние вечера в Елабуге», «Возвращение», Škola Crew, «Безумные дни», Ars Longa, а также в фестивале А.Н. Скрябина, приуроченном к 150-летию со дня рождения композитора.

    В сентябре 2021 года на лейбле Fancymusic вышел диск с «Эскизами XIII–XVI» Сергея Ахунова, написанными специально для Варвары и записанными на трёх разных старинных инструментах (Blüthner 1908, Diederichs Frères 1895, Carl Goetze 1895) в Музее фортепиано реставратора-подвижника Алексея Ставицкого в Рыбинске. В июне 2022 года на этом же лейбле выходит долгожданный сольный диск «Священное и мирское» с произведениями Мессиана, Скарлатти и Баха.

  • Михаил Турупанов

    Михаил Турпанов родился в 1989 году в Красноярске. В 5 лет начал заниматься музыкой. В 2003-2007 годах обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку консерватории (классы Николая Петрова и Михаила Воскресенского).

    Лауреат множества конкурсов, в числе которых XV Международный конкурс им. П. И. Чайковского (приз «Лучшему участнику второго тура», 2015) и III Международный конкурс пианистов памяти В. Лотар-Шевченко в Новосибирске (I премия, 2010). Регулярно гастролирует в разных городах России и странах Европы. Выступал с симфоническими оркестрами Екатеринбурга, Воронежа, Ярославля, Волгограда, Красноярска, Орла, Новосибирска, Барнаула. Сотрудничал с Национальным филармоническим оркестром России, Московским камерным оркестром Musica Viva, Камерным оркестром Московской консерватории, Государственным академическим камерным оркестром России.

    Участвовал в фестивалях Pianoscope, Gradus ad Parnassum (при поддержке компании Yamaha), Primavera Classica, «Шаги на снегу», «Возрождение», «Весна в России», «Русские вечера» и «Летнем музыкальном фестивале в Копенгагене». Принимал участие в цикле концертов «Все фортепианные сонаты Николая Метнера» (Московской консерваторией выпущены компакт-диски с записями цикла). Активно исполняет современную музыку. В рамках проекта «Антология фортепианной музыки России» осуществил записи произведений Альфреда Шнитке, Александра Вустина, Николая Каретникова. Исполнил ряд российских и мировых премьер сочинений Юрия Буцко, Ивана Соколова, Хаи Черновин и Ширвани Чалаева.

  • Государственный академический Московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова

    Государственный академический Московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова ведёт свою историю с 1956 года. Время наивысшего расцвета коллектива, поиск своего уникального места в хоровом движении России проходил под руководством выдающегося дирижёра, народного артиста России Андрея Дмитриевича Кожевникова, который возглавлял хор в течение 20 лет с 1988 по 2011 год.

    Многие произведения прозвучали в исполнении хора впервые. Среди них – кантата «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Реквием» Д. Кабалевского, «Литургия» А. Алябьева, духовные концерты С. Дегтярева и В. Титова, а также «Реквием памяти Леонида Когана» итальянского композитора Ф. Маннино. Коллектив успешно гастролировал в странах Содружества, Австрии, Швеции, Голландии, Германии, Франции, Финляндии, Польши, Румынии, Греции, Кореи, Японии.

    С 2011 по 2014 годы главный дирижер и художественный руководитель хора – Жанна Колотий. С 2014 года хором руководит ректор академии хорового искусства имени В.С. Попова, член Президиума Всероссийского хорового общества, руководитель хора Госдумы РФ Николай Николаевич Азаров, что обозначило новый этап в жизни коллектива. Состав хора сегодня счастливо пополняется выпускниками хоровой академии. Это по-настоящему мощный старт для талантливых «самородков», возможность совершенствовать навыки пения в ансамбле, расширить музыкальный кругозор, работая с уже сложившимися профессионалами. Молодые музыканты, в свою очередь, привносят свежесть взгляда, современные веяния, готовность принимать все новое и необычное, а это уверенный и прямой путь вперед. Сегодня Хор имени А.Д. Кожевникова – это не просто коллектив, зарекомендовавший себя как хранитель канонов и продолжатель традиций московской хоровой школы. Это хор, который заставляет обращать на себя внимание, равняться на него. Коллектив можно назвать творческим лидером современного хорового движения, задающим направление и тенденции развития хорового исполнительства в России. Это сплоченная команда выдающихся профессионалов, блестящих мастеров своего дела. При подготовке каждой программы проводится доскональная работа по партиям, работа над вокальной составляющей каждого произведения. Это традиции, заложенные выдающимся дирижером, хормейстером и музыкальным деятелем Александром Васильевичем Свешниковым, которые сегодня успешно воплощаются в работе хора. При этом Хор имени А.Д. Кожевникова – это коллектив людей вдохновленных, искренне и самозабвенно любящих свое дело, что видно из особенной эмоциональности и теплоты его звучания. Хор имени А.Д. Кожевникова – настоящий «мультиинструменталист» в мире хоровой музыки. В репертуаре коллектива есть все, что только можно себе представить – от классики, народных песен и до сочинений современных композиторов. На концертах звучит русская и византийская духовная музыка, русские романсы в переложении для хора, русская народная музыка, детские абонементы и др. Ежедневный творческий поиск позволяет постоянно расширять репертуар. Но что бы ни исполнял хор, качество музыки остается самым важным и непреложным критерием. Насыщенная и интересная творческая жизнь коллектива неизменно привлекает ярких и неординарных музыкантов. Впервые в России Хором имени А.Д. Кожевникова применяется практика приглашенных дирижеров. Настоящими музыкальными событиями стали совместные концерты с дирижерами Владимиром Федосеевым, Александром Вакульским, Джанлука Марчиано (Италия) и др. Отлаженность, высокая профессиональность коллектива позволяют работать с ним разным хормейстерам, обмениваться опытом, искать иные пути развития. Красочность звучания, особая выразительность, «умный», осмысленный звук и высокая культура исполнительства – вот то, что выделяет Хор имени А.Д. Кожевникова среди остальных. Самое главное, по словам Андрея Дмитриевича Кожевникова, умение «довериться музыке», когда все происходит «по правде».

  • Продолжительность

    1 отделение 50 минут, 2 отделение 40 минут
  • Программа

    I отделение

    Рахманинов
    Сюита № 1 (Фантазия) для двух фортепиано, op. 5

    Сюита № 2 для двух фортепиано, op. 17

    II отделение

    Свиридов
    «Три старинные песни Курской губернии» для смешанного хора и ансамбля

    Рахманинов
    Три русские песни для оркестра и хора, op. 41
    Переложение для двух роялей

    Стравинский
    «Свадебка», Русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.