Top.Mail.Ru
13 июня 2023
  • 19:00
  • Вторник
  • Большой зал

Московский государственный
академический симфонический оркестр
Дирижёр – Эдуард Топчян (Армения)
Алексей Мельников, фортепиано

  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Де Фалья
    «Ночи в садах Испании», симфонические впечатления для фортепиано с оркестром

    II отделение

    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста), op. 14

    В программе возможны изменения



«Ночи в садах Испании» Мануэль де Фалья завершал в Барселоне. Композитор жил и творил рядом с морем, в уютном отеле с маленьким патио, светло-голыбе стены которого были усеяны блестящими шляпками гвоздей, запускавшими по всему дворику «солнечных зайчиков». Некоторые исследователи считают, что и эти жизнерадостные картины повлияли на де Фалью во время его работы над «Ночами».

Композитор снадбил сочинение подзаголовком «Симфонические впечатления для фортепиано с оркестром», который точно определяет его стиль и жанр. Это не концерт для фортепиано с оркестром в традиционном понимании, а скорее музыкальные зарисовки, ночные пейзажи различных уголков Испании: I часть – «В Хенералифе» (старинный замок), III часть – «В садах Сьерры-Кордовы» и II часть «Отдалённый танец» (не имеющая «локализации», но переходящая непосредственно в Третью часть, что говорит об их «географической» близости).

Партитура «Ночей» стилистически связана с произведениями Римского-Корсакова, Дебюсси и Равеля. Всюду, где возможно, композитор даёт чистые тембры, тонко расцвечивая их пышным и причудливым орнаментальным сопровождением. Однако музыка де Фальи далека от поверхностного «испанизма». С большой чуткостью и гибкостью композитор фиксирует впечатления природы и самые тонкие вибрации души.

«Ночи в садах Испании» впервые прозвучали 9 апреля 1916 года в Мадриде. Солировал молодой пианист Хосе Кубильо. В 1921 году сам автор исполнил сольную партию на концерте в Лондоне. В 1920-х годах «Ночи в садах Испании уже звучали в Советском Союзе – в концертах Ленинградской филармонии.

В «Фантастической симфонии» Берлиоза, имеющей литературную программу «Эпизод из жизни артиста», воплотился яркий эпизод из собственной жизни композитора – история его «вулканической страсти» к актрисе Гарриет Смитсон. Главный герой произведения – молодой человек «с пламенным воображением и болезненной чувствительностью» – страдает от неразделённой любви, принимает опиум и погружается в сон с мучительными и страшными видениями. Он видит свою на казнь (IV часть) и оказывается на шабаше (V часть) «среди ужасного скопища теней, колдунов, чудовищ всякого рода, собравшихся на его похороны». Слышится похоронный звон и шутовская пародию на Dies irae. Премьера симфонии прошла 9 декабря 1832 года с огромным успехом. Присутствовавший на премьере Генрих Гейне, назвал симфонию «причудливой ночной картиной», его особенно впечатлил шабаш, где «чёрт служит обедню и католическая церковная музыка пародируется с самым жутким, с самым кровавым шутовством».

  • Эдуард Топчян

    Эдуард Топчян окончил Ереванскую консерваторию по классу скрипки. В 1991 году основал камерный оркестр «Серенада», завоевавший ряд международных призов. В 2000-м году стал художественным руководителем и главным дирижёром Национального филармонического оркестра Армении. Под управлением Топчяна оркестр с успехом выступал в России, Европе и Азии. С оркестром выступали Пласидо Доминго, Пинхас Цукерман, Миша Майский, Наталья Гутман, Давид Герингас, Юрий Башмет, Сергей Накаряков, Борис Березовский и другие. Топчян сотрудничал с известными оркестрами Европы, США и Азии: Королевским филармоническим оркестром Лондона, Филармоническим оркестром Кёльна, Оперным оркестром Франкфурта, Радио-симфоническим оркестром Штутгарда и другими. Эдуард Топчян – художественный руководитель ежегодного Ереванского международного музыкального фестиваля. В 2016 году был награждён медалью президента Армении «За заслуги перед отечеством».
  • Алексей Мельников

    Выпускник Московской консерватории (класс Сергея Доренского), лауреат международных конкурсов: XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, конкурсов в Сан-Марино (Италия), в Хамамацу (Япония), Манхэттенского международного музыкального конкурса (США) и других. Принимал участие в Международном фестивале камерной музыки в Черво (Италия), фестивале Animato в Париже, Международном фестивале фортепианной музыки в Триесте, фестивалях романтической музыки им. Генриха Нейгауза в Москве. Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» и Международного фонда культурного обмена К. Орбеляна и Н. Гузика. Участник мастер-классов Николая Петрова, Хоакина Сориано. Гастролирует по городам России и Европы.
  • Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО)

    Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. Первым главным дирижёром коллектива стал Лев Штейнберг. После него этот пост занимали Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был Павел Коган. Визитной карточкой коллектива стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений композиторов Брамса, Бетховена, Шуберта, Малера, Брукнера, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина и других композиторов. Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции.
  • Продолжительность

    1 отделение 40 минут, 2 отделение 50 минут
  • Программа

    I отделение

    Де Фалья
    «Ночи в садах Испании», симфонические впечатления для фортепиано с оркестром

    II отделение

    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста), op. 14

    В программе возможны изменения

Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.